михаил романов.pptx
- Количество слайдов: 18
Михаил Романов (1613 -1645)
Михаил Федорович (1596— 1645) Первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года, был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал шестнадцатилетнего Михаила Романова государем всея Руси. 11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля Михаил венчался на царство и вступил на Московский престол. В 1625 году он принял титул самодержца Всероссийского. До воцарения на Московском престоле Михаил вместе со своей матерью - великой старицей инокиней Марфой жил в костромской вотчине Романовых - селе Домнине. Однако чуть позже Михаил Романов укрылся от возможных преследований в костромском Ипатьевском
Здесь он и узнал о том, что избран русским царем. Начало царствования Михаила было нелегким - значительная часть страны все еще находилась вне контроля правительства. Только в 1614 -1616 гг. были разгромлены казацкие разбойничьи отряды 3 аруцкого, атаманов Баловия и Лисовского, разорявшие и без того истощенное государство. В Земском Соборе, одну из главных ролей играли родственники Михаила Федоровича по материнской линии – бояре Салтыковы. Михаил Федорович не без помощи митрополита Филарета, своего отца, ведет активную внутреннюю и внешнюю политику. В первые годы своего правления Михаил Федорович уделил большое внимание международным делам.
В очень трудное время суждено было молодому 17 -летнему царю принять Российский трон. Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск, польские полки сожгли Москву и укрепились за стенами Кремля и Китай-города. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на Московский престол. Страна осталась практически без правителя. Боярская Дума, ставшая во главе страны после низвержения Василия Шуйского, упразднилась сама собою, когда поляки захватили Кремль. Часть бояр, изменив Родине и Вере Православной, стала сотрудничать с польскими оккупантами. И такое положение существовало несколько лет.
После «смуты» страна была разорена, её экономика находилась в плачевном состояние. В таких условиях молодому царю требовалась поддержка. Первые десять лет правления Михаила Федоровича почти беспрерывно заседали Земские Соборы, которые помогали решать молодому Романову важные государственные вопросы. Внутренняя политика Михаила Федоровича Романова была более обширной и успешной, нежели внешняя, хотя, конечно, на международном уровне Россия кое чего добилась. Главной внутриполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1614 году, в Москве были казнены Марина Мнишек и её сын Воренок, скрывавшиеся до этого в Нижнем Поволжье.
Внешнеполитический курс России на протяжении XVI— XVIII веков был нацелен на решение трёх задач: 1. Ликвидация войн с целью создания условий для решения проблем внутри страны. 2. воссоединение с западнорусскими землями; 3. обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям; 4. достижение безопасности южных границ от набегов крымского хана.
В 1617 году был заключен «Столбовский мир» или как его еще называют «Вечный Мир» со Швецией. По Столбовскому договору 1617 года Густав Адольф оставлял русским все свои завоевания, не исключая Новгорода, брал 20 тысяч рублей, и оставлял за собой южный берег Финского залива с Невой. Но Столбовским миром и Москва достигла своей цели: во первых, к ней вернулась имеющая большое для нее значение Новгородская область, во вторых, одним претендентом, как и одним врагом стало меньше. Границы установленные «Столбовским миром» просуществовали вплоть до «Северной войны» . Теперь можно было смелее обращаться с Польшей. В 1618 году заключается вечный мир с Польшей, получивший название «Деулинское перемирие» . Согласно этому документу Россия уступала Речи Посполитой Смоленские и Черниговские земли, а взамен польский король отказывался от претензий на русский престол.
После окончания Деулинского перемирия начинается Смоленская война — война в 1632— 1634 годах между Россией и Речью Посполитой за обладание Смоленском и прилежащими территориями, захваченными Польшей во время интервенции начала XVII в. (Смутное время). Война началась в период «бескоролевья» в Речи Посполитой. После смерти Сигизмунда III, последовавшей в 1632 году, его сын Владислав не успел еще утвердиться на престоле, и в Москве решили, что наступил благоприятный момент для реванша. В Европе в это время бушевала Тридцатилетняя война. Польша входила в коалицию католических государств во главе с Габсбургами. В этой ситуации естественным союзником России стала ярая противница Габсбургов — протестантская Швеция. Вступление в войну России устраняло для шведов, сражавшихся в это время в Германии, угрозу войны на два фронта. Заключению более прочного союза между странами помешала смерть шведского короля Густава II Адольфа (1632). Россия вступила в войну в одиночестве. Летом 1634 он начал переговоры о мире. На пограничной реке Поляновке съехались московские и польские послы и заключили “ вечный мир ”. Смоленск и прочие города , захваченные Сигизмундом в смуту , оставались за Речью Посполитой. Но Владислав отказался от всяких прав на московский престол и признал Михаила Федоровича царем всея Руси. Это было очень важно.
Для развития различных промыслов в Россию на льготных условиях были приглашены иностранные промышленники - "рудознатцы", оружейники, литейщики. Так, в 1632 году голландский купец Виниус получил Андрей Виниус позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер.
Царь Михаил Федорович правил страной 32 года. И за это время он превратил голодную и разоренную смутой Россию в процветающую страну, благосостояние народа в которой улучшалось год от года. Личность самого царя, в высшей степени симпатичная, своим обаянием способствовала укреплению царской власти и идеи самодержавия. При нем печать государственная была сделана больше, введен новый титул "самодержца", а над головами орла были вырезаны короны. Царь был человек мягкий, добрый. Своими душевными качествами он производил на народ самое выгодное впечатление. Доброта царя не допускала возможности предположить, чтобы какаянибудь несправедливость могла исходить от такого великодушного Государя, а если и случалось что-нибудь подобное, то в глазах народа вся ответственность падала на лиц, стоящих между ним и верховной властью.
1 июля 1619 года на реке Поялновке, близ Вязьмы, произошел размен пленных, и митрополит Филарет возвратился на Родину. Его въезд в Кремль был ознаменован целым рядом торжественных встреч на пути, по городам. 14 июля, не доезжая до реки Пресни, встретил митрополита сам царь и поклонился отцу в ноги. Филарет Никитич тоже преклонился перед своим сыном-царем, и долго оставались оба в таком положении, не решаясь ни встать, ни говорить от радости. Затем Филарет сел в карету, а государь со всем народом шел впереди пешком. Вскоре Филарет был посвящен в сан Патриарха иерусалимским Патриархом Феофаном, специально приехавшим в Москву. И с тех пор, с 1619 года, началось так называемое двоевластие: царь Михаил Федорович стал управлять государством с помощью его отцапатриарха, которому, как и царю, был присвоен титул "Великого Государя". От имени обоих решались все дела в стране, принимались посольства и обоим подносились послами и верительные грамоты, и подарки.
До 30 лет Михаил Федорович не женился. И он вступил в брак с бедной девицей Евдокией Лукьяновной Стрешневой, дочерью обедневшего боярина Лукьяна, близкого семье Романовых. Уже после, живя в царских хоромах, Лукьян Стрешнев не забыл своей избы с соломенной кровлей. На стенах одной из комнат он развесил свою прежнюю одежду, опояску и обувь. Каждое утро, до своей кончины, отдергивая завесу, он говорил: "Лукьян! Помни, что ты был и что ты есмь, помни, что все это получил от Бога. Не забывай Его милосердия, помни Его заповеди. Делись всем, что имеешь, с бедными, они твои братья. Не утесняй никого, ты сам был беден. Помни твердо, что все земное величие – суета, и что Бог одним словом может обратить тебя в ничто". Мать Михаила Федоровича, инокиня Марфа благословила сына на брак. А Патриарх Филарет, благославляя сына своего на брак, сказал: "Бог за благочестие прославил тебя и почтил царством, и впредь за благочестие твое и царицы Евдокии да соблюдет вас от врагов ненаветно".
И брак этот оказался поистине счастливым – за 19 лет совместной жизни царь и царица нажили трех сыновей и двух дочерей. Скромная и кроткая царица Евдокия оказалась верной и любящей подругой своего любимого супруга. Известно, что во время свадебного благовестия к молебну представлена была Евдокия дочерям знатных князей и бояр. В смятении души, скромная и кроткая Евдокия, не допускала девиц целовать у себя руку, но сама целовала каждую из девиц. И затем, на протяжении всех 19 лет этого брака, Государь Михаил Федорович всегда советовался с царицей Евдокией не только о судьбах их детей, но и о сложных вопросах взаимоотношений со своими подданными – и князьями с боярами, и с простыми крестьянами и посадскими людьми.
Царь Михаил Федорович сделал много доброго для своего государства. Он, прежде всего, установил мир и порядок в стране, повсеместно восстановил в городах губных старост, взамен бывших воевод, грабивших свой народ. Желая привить в Московском государстве разные промыслы, он сумел призвать на льготных условиях иностранных промышленников - "рудознатцев", оружейников, литейщиков. Как известно, город Тула всегда славился выделкой оружия, и в 1632 г. голландский купец Андрей Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер к ним. В 1642 году было положено начало преобразованию военного устройства страны. Начато было обучение "русских ратных людей" иностранному строю, появились впервые полки солдатские рейтарские, драгунские. Полки эти были переходной ступению постоянного национального войска России.
Но самое, пожалуй главное заключалось в том, что во все царствование православного Государя Михаила Федоровича большое внимание уделялось религиозному воспитанию народа российского. Государь сумел побывать практически во всех более менее значительных монастырях и церквах в своем государстве, по его указам были построены 15 крупных церквей. Народ хорошо понимал, что Государь не просто очень мягкий и добрый, но и справедливый и требовательный по отношению к православной вере. По свидетельствам современников, вся деятельность Государя была "успокоением взволнованного смутой государства", и этой цели он сумел достичь – он сумел истребить административное злоупотребление воевод, навести в стране должный порядок и поднять общее народное благосостояние.
Царь Михаил Федорович обладал высоким ростом, красивым лицом, обрамленным усами и круглой бородой. На вид он был очень болезненным и слабым, однако в нужное время проявлял свой твердый характер. Уже в возрасте тридцати лет царь "скорбел ножками" и, по собственным словам его: "До возка и из возка носили меня в креслах". Незадолго перед внезапною кончиною состояние царя очень сильно пошатнулось. Неудача в устройстве судьбы его дочери Ирины, которую он желал выдать замуж за датского королевича Вольдемара, нанесла тяжелый удар его мягкой и доброй натуре. А незадолго до этого он был чрезвычайно потрясен смертью двух его сыновей. В день своего ангела, 12 июля 1645 года, стоя у заутрени, Михаилу Федоровичу сделалось очень плохо – в церкви у него произошел сильный припадок, он упал, и его перенесли в царские хоромы. К вечеру болезнь усилилась, он стал стонать, жалуясь, что "внутренности терзаются", приказал позвать царицу и сына, 16 -летнего Алексея Михайловича, а также Патриарха. Он простился с женою, благословил сыны на царство, исповедался, приобщился Святых Тайн и, в начале третьего часа ночи, тихо почил…
Государь Михаил Федорович прожил всего 49 лет, но сделал немало добрых дел. При нем произошло становление и укрепление религиозного воспитания широких народных масс, на своем личном примере он сумел показать, как стать справедливым царем для всего народа – от богатых князей и бояр до простых и бедных крестьян. Именно при нем началась замечательная и историческая традиция – царствования Дома Романовых. Историческая библиотека Дома Романовых Костроме - колыбель дома Романовых,