Mikhail_Mikhaylovich__Prishvin.ppt
- Количество слайдов: 15
Михаил Михайлович Пришвин (1873 г. - 1954 г. )
Пришвин Михаил Михайлович родился в 1873 г. в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в семье разорившегося купца. Отец умер вскоре после рождения сына, оставив на руках жены шестерых детей.
Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Занимался нелегальной политической деятельностью, за что был исключен. В 1898 г. М. Пришвин — студент агрономического отделения Лейпцигского университета. В 1902 г. вернулся в Россию, служил земским агрономом в Луганском и Клинском уездах, и первые печатные труды создал по практической агрономии. Лишь в 1906 г. в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок» . Оставив службу, Пришвин пустился собирать фольклор по северным губерниям, даже заходил в Лапландию (территория Финляндии и Норвегии).
Именно о событиях и впечатлениях от путешествия его путевые очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908)
Первую книгу он сам считал слишком аскетичной, научной. Вторую же, опубликованную в 1908 году, называет «первым звеном в …писательской деятельности, которое породило цепь моих исканий и находок» . «За волшебным колобком» - не просто описание путешествия, это художественно-публицистическое произведение, проникнутое лиризмом и глубокими размышлениями.
В очерке много сравнений, метафор, красочных эпитетов, сказочных образов и сюжетов. Эпиграфом к первой главе служит сказочный зачин: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки» . Автор путешествует по реальным местам, встречается с реальными людьми, но все это как бы окутано волшебством. В пути его ведет волшебный колобок.
Встречающиеся писателю жители Крайнего Севера – практичные люди, в то же время они, как дети, верят легендам. Пришвин не только любуется северной природой и восхищается мужеством людей, проживающих в суровых условиях. Он изучает также психологию местных жителей, критически рассматривает жизнь представителей различных народов в этом удивительном крае.
Пришвин, изучая жизнь поморов, высказал предположение , что он изучает душу человека вообще: « Все эти сказки и былины говорят о какой-то неведомой общечеловеческой душе. В создании их участвовал не один только русский народ. Нет, я имею перед собою не национальную душу, а всемирную, стихийную…» .
Пришвин мастерски переключает повествование в фольклорносказочный план. Эти переходы от реального к фольклорносказочному неожиданны, но убедительны и логичны. Здесь и традиционная символика русского фольклора: «В некотором царстве, в некотором государстве живет бабушка-задворенка» и т. д.
В повествовании очень органичны языковые особенности русской сказки: а) Сочетания однокоренных слов, которые особенно часто используются в художественной системе русского фольклора для выражения типичности, интенсивности, полноты явления или выражения типического признака: дивыдивные, чуды-чудные; раскинулось море -морями; тьма-тьмущая; видимоневидимо и т. д.
б) Специфически фольклорные сочетания типа «путь-дорога» , обладающие заданной художественной функцией, но сохраняющие свою первобытную образность: Полетели гуси-лебеди; кинули гуси-лебеди два перышка в) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, придающие повествованию особенно сердечный тон: «капитанушко, - молит она его, как бога, - капитанушко, родненький…»
г) Синтаксический параллелизм, способствующий плавности, напевности речи: «Баю-бай, - качает море, грезится девица с темной косицей. Брызнули звезды. Выглянул месяц. Заиграло певучее дерево. Запели птицы разными голосами» .
Характерным приемом М. М. Пришвина является обыгрывание диалектизмов в речи поморов, странников, причем значение многих диалектизмов объясняется автором с позиций лексикографа, что органично вписывается в ткань повествования. «Я изучил язык поморов, напрягая все свое внимание, чтобы запомнить своеобразные выражения нашего перевозчика» - признается герой-повествователь, акцентируя внимание читателя на завораживающей интонации речи простых людей, многие из которых тоже ищут свой путь к «свету истинному» .
В 1912— 1914 гг. при содействии М. Горького вышло первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны (1914— 1917). Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости» . После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. Попытки Пришвина превратить краеведческие и географические очерки в литературный жанр увенчались неоспоримым успехом. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни. В 1930 -е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В 1940 г. сочинил поэму в прозе «Фацелия» — дневниковые записи о странствиях по Центральной России. В возрасте 81 года М. Пришвин умер 16 января 1954 в Москве.