М.Булгаков.ppt
- Количество слайдов: 15
Михаил Булгаков «МАСТЕР И МАРГАРИТА» «За мной , мой читатель!. . »
Как рождался мистический роман ? Замысел книги 1928 -1929 год –начало работы над романом. Первая публикация глав под названием «Мания Фурибунда» .
«ДОПИСАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ УМЕРЕТЬ…» Судьба черновиков романа : 1929 – первая редакция 18 марта 1930 года – рукопись сожжена автором 1932 – возвращение к роману 1938 – книга написана , авторские правки писатель ведёт до последних дней жизни «И я лично, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
«Я писатель мистический» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЙ РОМАНА : «Копыто инженера» , «Гастроль Воланда» , «Сын» , «Он явился» , «Великий канцлер» , «Шляпа с пером» , «Чёрный богослов» , «Вот и я» , «Князь тьмы» , «Чёрный маг» …
Когда и где живут герои романа? (Время и пространство в романе) Троемирие - основная концепция булгаковского романа. Три мира в романе - три времени в романе • Библейский мир – «Иершалаимские главы» • Современный мир - «Московские главы» • Вечный потусторонний мир Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.
Связаны ли герои романа, живущие в разном времени и пространстве? Трём мирам романа соответствуют ряды персонажей, объединённые по ролевому подобию. Триады Диада : Иешуа Га-Ноцри – Понтий Пилат Монада : Маргарита
Кого и за что наказывает Воланд? «Я часть той силы, что хочет зла и вечно совершает благо…» • Сюжетнокомпозиционная роль Воланда в романе.
«Что есть Истина? » – « - И настанет царство Истины ? - Настанет, игемон…» - Евангельские главы как своеобразный центр романа. - Драматизм образа Пилата. Тема нравственного отсупничества. - Иешуа – высший прообраз человека
Что есть Добро и Зло? Быть верным добру, истине – это значит не только не делать зла. И не только не предавать добра. Быть верным добру - это значит служить ему, творить его. Именно в этом прежде всего смысл образа Иешуа, бродячего философа, идущего по земле с проповедью добра.
Почему Мастер заслужил покой и не заслужил света? «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то и стала называть его Мастером» Мастер – тип «маленького человека» Продолжение традиций Достоевского Темы, связанные с Мастером: «художник и власть» «власть и время» • Ролевой знак Мастера – Талант и Личность «…память Мастера, беспокойная, исколотая память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу Мастера…
«Боги, боги мои ! Что нужно было этой женщине? » «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы… И меня поразило не столько её красота, сколько необыкновенное , никем не виданное одиночество в глазах. » Маргарита в романе – прекрасный, обобщённый образ Женщины, которая Любит…. Яркостью своей наступательной любви она противопоставлена Мастеру. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату - своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью – всесильному Воланду… (Л. Яновская)
«Когда люди совершенно ограблены …они ищут спасения у потусторонней силы. » ПРОТОТИПЫ МАРГАРИТЫ Маргарита из «Фауста» И. Гёте Елена Сергеевна Булгакова – муза писателя Ролевой знак Маргаритылюбовь, доходящая до самопожеровования «…Я погибаю из-за любви!»
В чём роль образов-символов в мистическом романе ? Дом (Какой дом обрёл Иван Бездомный? ) Луна, лунная река, лунная дорога. «…Лунный свет вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит…» «…Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога. »
Тайна цвета… красный – белый: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой… вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» -белая повязка на голове Иешуа, кровавая ссадина на его лице -красные и белые розы на балу Сатаны красный – чёрный: у Воланда «траурный плащ, подбитый огненной материей» -красно-чёрные угли в камине Воланда чёрный – жёлтый: «тревожные жёлтые цветы» в руках Маргариты, «очень отчётливо выделялись на её весеннем пальто» . У Пространственно-временные пласты романа связаны между тучи, накрывшей Ершалаим в момент казни Иешуа, «чёрное дымное брюхо отсвечивало жёлтым» . собой не только хронологией и системой образов, но и проходящими через весь текст световыми ассоциациями.
Можно ли постичь тайну гениального романа ? « Тайна творчества есть тайна свободы. Так же бездонна и необъяснима тайна творчества. » (Н. Бердяев) «За мной, мой читатель!. . »
М.Булгаков.ppt