mikhail_afanasevich_bulgakov.ppt
- Количество слайдов: 19
Михаил Афанасьевич Булгаков Повесть: ”Собачье сердце” Выполнила студентка 2 ого курса: Матвеева Анастасия
Эпиграф • «Собачье сердце» шедевр булгаковской сатиры. • Сатира Булгакова – умная и зрячая. В. Сахаров
Биография писателя: • Родился 3 мая (15 н. с. ) в Киеве в семье • профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова. До осени 1900 учился дома, затем поступил в первый класс Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал.
• После окончания гимназии в 1909 не без колебаний • (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св. Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса). В 1913 женился на Т. Лаппа. С началом Первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале, затем ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916 окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в Смоленскую губернию земским врачом, что нашло свое отражение в "Записках юного врача".
• Гражданская война застала Булгакова в Киеве. Он видел закат "белого • • движения", стал свидетелем немецкой оккупации Украины в 1918, зверств петлюровских банд. В 1919 — 1921 жил во Владикавказе (на Кавказе оказался в поисках братьев, служивших в Белой армии, обещая матери найти их, пропавших в гражданскую войну), работал в газете "Кавказ", которая просуществовала недолго, так как белые оставили город, а Булгакова свалил возвратный тиф. Установившаяся в городе советская власть призвала к сотрудничеству всех грамотных людей, и Булгаков, назначенный после выздоровления заведующим литературной секцией подотдела искусств наробраза, делился всем, что знал и умел. Во Владикавказе начал писать для театра — комедия "Самооборона" была поставлена и имела успех. Окрыленный удачей, Булгаков пишет еще две пьесы — "Глиняные женихи" и "Парижские коммунары", постановкой последней Владикавказ отметил 50 -летие Парижской коммуны. Пьеса была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах. В 1921 переехал в Москву. Во время нэпа литературная жизнь в России начала возрождаться, создавались частные издательства, открывались новые журналы. В 1922 Булгаков публиковал не только фельетоны и корреспонденции, но и рассказы "Необыкновенные приключения доктора" и "Спиритический сеанс" (в журнале "Рупор"). В газете "Накануне" и ее литературном приложении увидели свет многие произведения М. Булгакова: "Записки на манжетах", "Похождения Чичикова", "Сорок сороков", "Путевые заметки", "Багровый остров" и др. (1922 — 24). С публикаций в "Накануне" и началась популярность М. Булгакова.
• В 1924 работал в газете железнодорожников — "Гудок", объединившей • • • в это время таких талантливых литераторов, как. Ю. Олеша и В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, К. Паустовский и др. По инициативе МХАТа создал на основе романа "Белая гвардия" пьесу, которая была поставлена под названием "Дни Турбиных". В 1927 завершил драму "Бег", которая была запрещена незадолго до премьеры. В 1925 в альманахе "Недра" была опубликована повесть "Роковые яйца", вызвавшая недовольство властей. Поэтому повесть "Собачье сердце", уже подготовленная к публикации, не была разрешена к печати (впервые была опубликована в 1987). С 1928 Булгаков начал писать роман "Мастер и Маргарита" и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. (Впервые роман был опубликован в конце 1966 — начале 1967 в журнале "Москва". ) В 1965 в журнале "Новый мир" был опубликован "Театральный роман", написанный в 1936 — 1937. В 1929 — 1930 не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой его строки. Тогда он обратился с письмом к Сталину с просьбой либо разрешить ему выехать из страны, либо дать возможность зарабатывать на жизнь. Получил работу ассистента режиссера МХАТа (1930 — 36). В МХАТе была поставлена его пьеса "Кабала святош", затем снята с репертуара. Булгаков перешел в Большой театр, где работал в качестве оперного либреттиста и переводчика. 10 марта 1940 М. Булгаков скончался. Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. Спустя много лет Елена Сергеевна положила на могилу Булгакова камень, пролежавший на могиле Гоголя ровно сто лет. Так рассказывают. Назвали этот камень "Голгофа" из-за необычной формы, черного цвета и странного вида поверхности.
“Голгофа”
“Собачье Сердце”: • История написания: • Написана в 1925 году, впервые • опубликована в 1968 году одновременно в журнале ”Грани” (Франкфурт) и журнале Алека Флегона” Студент” (Лондон). В СССР в 1960 -е распространялась в самиздате. Впервые официально была опубликована в СССР в 1987 году в 6 -м номере журнала Знамя. С тех пор неоднократно переиздавалась.
Композиция повести: Композиция кольцевая: завязка(монолог Шарика); развитие действия(Шарик у профессора, операция, очеловечивание собаки); кульминация(бесчинства Шарикова); развязка(возвращение Шарика в прежнее состояние); эпилог(Шарику «свезло» ).
• Персонажи: • Шарик — московский бродячий пёс, которого профессор • • • Преображенский подобрал на московской улице, вылечил и выкормил, чтобы провести над ним эксперимент. Полиграфович Шариков — человек, в которого превращается пёс после проделанной профессором Преображенским операции. Филиппович Преображенский — блестящий хирург, «величина мирового значения» , проживающий в 1920 -е годы в. Москве. Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского. Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, «социалприслужница» профессора Преображенского. Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского. Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский. Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке воррецидивист, алкоголик и хулиган, чей гипофиз и семенные железыиспользовались для пересадки Шарику. Швондер — председатель домкома. Вяземская — заведующая культотделом дома. Пеструхин и Жаровкин — сослуживцы Швондера, члены домкома. Пётр Александрович — некий влиятельный «совработник» , пациент и хороший знакомый профессора Преображенского. Васнецова — девушка, на которой Шариков обещал жениться.
Повесть как политическая сатира: • Наиболее распространённое политическое толкование повести относит • её к самой идее «русской революции» , «пробуждения» социального сознания пролетариата. Шариков традиционно воспринимается как аллегорический образ люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы и способность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пёс поднимается по социальной лестнице, уничтожая других бездомных животных), так и тех, кто наделил их этими правами. При этом, необходимо отметить, что Клим Чугункин на самом деле является не пролетарием, а интеллигентом (зарабатывал музицированием в трактирах) и уголовником. Финал повести выглядит искусственно, без стороннего вмешательства (deus ex machina) судьба создателей Шарикова выглядит предрешённой. Считается, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930 -х годов. Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920 -х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), ассистентка Зина — Зиновьев и т. д.
Экранизация: 1976 год — Cuore di cane (немецкое название — Warum bellt Herr Bobikow? ) итальянского режиссёра Альберто Латтуады, в главной роли профессора Преображенского снялся Макс фон Зюдов. 1988 год — художественный фильм «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко.
Анализ произведения: • Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести "Собачье сердце". Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20 -ые годы. В рассказе - элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека - хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.
• Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела. И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент - пересаживают бродячему псу гипофиз человека. Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам. Сформированное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора - Клима Чугункина - трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему "шестнадцать аршин" жилплощади, даже пытается привести в дом жену.
• Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского - все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных - Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для него же стать начальником - значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушкисекретарши. Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя , ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.
• Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести "Собачье сердце" профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 ом году.
Цензура: • На чтении рукописи повести во время собрания литераторов в • • Газетном переулке присутствовал агент ОГПУ, охарактеризовавший произведение так: такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101 -го сорта на заседаниях «Всероссийского Союза Поэтов» . Первая редакция «Собачьего сердца» содержала практически открытые намёки на ряд политических персон того времени, в частности на советского полпреда в Лондоне Христиана Раковского и ряд других функционеров, известных в кругах советской интеллигенции скандальными любовными похождениями. Булгаков надеялся опубликовать «Собачье сердце» в альманахе «Недра» , однако повесть порекомендовали даже не отдавать на чтение в Главлит. Н. С. Ангарский, которому произведение понравилось, сумел передать его Льву Каменеву, однако тот заявил, что «этот острый памфлет на современность печатать ни в коем случае нельзя» . В 1926 году при проведении в квартире Булгакова обыска рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького три года спустя. В Самиздате повесть распространялась уже в начале 1930 -х годов.
Вывод: • В повести профессору • • Преображенскому удается вернуть все на свои места: Шариков снова становится обычной собакой. У всех ли получиться вернуть все на свои места, после своих же ошибок?
mikhail_afanasevich_bulgakov.ppt