Яковлев-Сафрошкина. исправлено.ppt
- Количество слайдов: 39
"Мирискусники во Франции в 1920 -30 -е гг: русские "посланники" (З. Гипиус) или "безродные космополиты"? Кто и как адаптировался в эмиграции? " Яковлев Александр Евгеньевич Подготовила Марина Сафрошкина
Автопортрет, 1917. ГТГ
Дофранцузский период n n n Яковлев Александр Евгеньевич– живописец, график, монументалист, сценограф, педагог; (13. 6. 1887 Петербург -12. 5. 1938 Париж) Родился в семье морского офицера. Рано обнаружил любовь к рисованию, и в 1904 поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств; С 1907 вместе с В. Шухаевым учился у Д. Кардовского, став приверженцем школы реализма. В мастерской Д. Киплика они постигали техники сангины и темперы В 1910 Яковлев много занимался графикой. «Сатирикон» , «Новый Сатирикон» , «Нива» , «Апполон» В 1913, получил звание «художника» , и вместе с Шухаевым побывал в Испании. В 1917— 1919 побывал в Монголии, Китае, Японии. C 1919 жил во Франции.
Работы «русского» периода
«Базар» , 1912
«Автопортрет (Арлекин и Пьеро)» , 1914. В соавторстве с В. Шухаевым Холст, масло. 210 x 142 см Государственный Русский музей
«Скрипач» , 1915
«Федор Шаляпин в роли Дон-Кихота в одноименной опере Жюля Массне» , 1916 Сангина
Парижский период n n Парижский период для Яковлева был необычайно многообразен и плодотворен. Участие во многих европейских и американских выставках. Выставка живописи в Питсбурге (1924); В 1928 -1929 путешествие в Италию – Яковлев создал серию полотен в стиле помпейской живописи; Иллюстрировал для парижских издательств книги о японском и китайском театрах.
Работы 1920 – 1929 годов. Женские образы. (Франция, Италия)
«Портрет балерины Анны Павловой» Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва
«Портрет Саломеи Андрониковой и Ашени Меликовой (Три женщины)» , 1922. Париж
«Женский портрет»
«Танцовщица в испанском костюме» (возможно Анна Павлова)
«Зиндер»
«Дамы у фонтана»
«Спящая обнаженная» , 1929 Холст, масло 41 х 100 см Художественная Галерея Фонда поколений
Монументальная живопись n n В те же годы Яковлев продолжает заниматься фресковой живописью (внутренние росписи концертного зала частного дома в Париже на улице Перголез); Помимо частных заказов (например, большая серия портретов деятелей балетного театра), писал декорации для парижских театров, выполнил стенные панно для ресторана «Лань» , расписывал зал гостиницы «Князь Юсупов» и купол Оперы Иды Рубинштейн в Париже (1934), панно Радость жизни для центрального салона парохода «Нормандия» , (1935)
n Музыка. Роспись музыкального салона Юсупова. Париж. 1930 -е.
«Черный и желтый рейсы» n n В 1924 -1925 участие в рекламной экспедиции по Африке ( «Черный рейс» ), результатом которой стали сотни рисунков и картин, выставленных в галерее Шарпантье; В 1931 -32 участвовал во второй экспедиции фирмы «Ситроен» по странам Азии ( «Желтый рейс» ). Результатом поездки стала новая выставка в галерее Шарпантье (1933), прошедшая с неменьшим успехом, что и предыдущая.
Результат работы в первой экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке. «Черный рейс» .
«Танец Кули-Кута» , 1926.
«Африканский султан» (Mohamed Salek, dit Doud Moura, Sultan du Onadai. Fort Lamy); Бумага, уголь, акварель Частное собрание
«Масуа из племени Тик-тик» , 1925 Бумага на картоне/сангина, уголь, пастель 74, 3 х 55, 6 см
«Портрет женщины мангбету» , 1925
Аим Габо, Султан Бирао
«Тити и Наранге, дочери вождя Эки Бондо» , 1926
Абура, Вождь Абабуа
Результат работы в во второй экспедиции компании «Ситроен» (по странам Азии) «Желтый рейс» .
«Кабуки» , 1933 Бумага, литография 28 х38 см
«Самурай» , 1933
n Картины Яковлева «Танцор Кабуки» и «Генерал Ма Су в исторической пьесе» выставлялись на одном очень популярном аукционе. Изначально их оценили в 150 -200 тысяч долларов. n Однако, за них шла отчаянная борьба и в результате «Генерал» «ушел с молотка» за 1 млн 100 тысяч долларов, а «Танцор» за 1 млн 600 тысяч долларов, превысив эстимейт художника в несколько раз.
«Танцор Кабуки»
"Генерал Ма-Су в исторической пьесе"
n n n В 1928 состоялась единственная выставка работ Яковлева в Ленинграде после его отъезда из России. Выставлялись, главным образом, репродукции Л. Вожеля и картины из Русского музея. В последнее десятилетие жизни испытывал определенное влияние современных французских художников (особенно с Сегонзаком, одним из вождей новой парижской школы). В 1935 он был приглашен в Бостон, где преподавал живопись и рисунок в школе при Музее изящных искусств. Совершил поездки по США и Мексике. В 1937 возвратился в Париж и умер на гребне популярности и славы, после операции на запущенной опухоли. Посмертные выставки работ Яковлева прошли в 1939 в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В некрологе А. Бенуа писал: «Творчество Я. колоссально, но оно до сих пор не оценено по достоинству. . . Таких, как он, вообще не судят: их принимают от Провидения такими, какими они созданы для нашего же счастья и радости» .
n n Вторично признание пришло к Александру Евгеньевичу посмертно в 1960 -70 -е. Ретроспективные выставки его работ прошли сначала во Франции (1965, 1967), в США (1972), затем в Ленинграде в Русском музее (1988) к 100 -летию со дня рождения Я. и Шухаева. Картины и рисунки Яковлева рассеяны по всему миру в частных собраниях и музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии, Грузии. Значительно меньше их в России, главным образом это ранние работы, сосредоточение в Русском музее, Третьяковской галерее и провинциальных музеях.
Список используемой для подготовки литературы: n n n Лейкинд, Олег Леонидович. Художники русского зарубежья, 1917 - 1939 : Биогр. слов. / О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин. — СПб. : Нотабене, 1999 Лопато, Людмила Ильинична. Волшебное зеркало воспоминаний / Л. И. Лопато. — М. : Захаров, 2003 Маковский, Сергей Константинович. Силуэты русских художников / С. К. Маковский. — М. : Республика, 1999.