Достоевский.ppt
- Количество слайдов: 16
Мир после поражения Напечатан роман в 1866 году, каторга в Сибири с 1850 по 1854 годы. 1865 год – замысел – революционный подъем 60 -х годов позади. Люди и идеи подняты до уровня всемирно-исторического обобщения. Действие романа длится чуть больше 2 -х недель. Художественно-индивидуализированный рассказ о Раскольникове, о его внутренней жизни, о его идеях и замыслах, о его преступлении, о его наказании. Личность Раскольникова не укладывается в бытовые рамки. Автор стремится к стройной гармонии жизни. Поражение 60 -х годов аналогично, по Достоевскому, поражению Великой Французской революции. Увлечение наполеоновскими идеями вырастало из крушения более великих движений и разочарования в более высоких идеалах, чем те, которые были связаны с именем корсиканца. Старые идеалы были низвергнуты, новые себя не оправдали, а истинный идеал еще не найден (или не осознан). По Достоевскому, самая трагическая и типичная переходная эпоха – пора крушения античной цивилизациии. Автор указывает на всемирно-исторические рамки повествования.
ИДЕЯ 1. Бедность, социальная среда, необходимость выбора, болезненность как наследственная черта не являются причинами убийства. 2. Главное – индивидуализм. 3. По учению Ницше, сильная личность, сильный человек неминуемо становится преступником. 4. Раскольников – образ исключительной личности, он строит свое право на себе самом, перешагнул через законы добра и зла, обязательные для всех. 5. Он вознамерился утвердить в мире свою абсолютную свободу и свою абсолютную власть над всею дрожащей тварью – вот он и убил. 6. Раскаяния никакого Раскольников не испытывает, и вовсе не мучения совести заставляют его сознаться в преступлении. 7. Самая опасная болезнь современности – сострадание. 8. Натура человеческая действует вся целиком, что в ней есть сознательного и бессознательного. 9. Духовный мир Раскольникова – «мысль, согретая чувством» , или ИДЕЯ-ЧУВСТВО, ИДЕЯ-СТРАСТЬ. 10. Идея-страсть направлена на достижение всеобщих целей. (Прометей, Дон-Кихот, Гамлет). 11. Эти идеи охватывают человека в кризисные периоды – предреволюционные и революционные. 12. Эта идея – ломает характер, смирного делает храбрым, честного – преступником, делает его бестрепетным перед каторгой и эшафотом.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основа сюжета. Что представляет собой сюжет в философском плане? Как раскрывается философская мысль в романе? Каково движение сюжета в романе? Что проверяет Раскольников в I и во II частях романа? Разбить содержание первых двух частей на эпизоды. Как понял Раскольников слова Мармеладова: «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» ? 7. Что подталкивает Раскольникова к преступлению? Когда он решается совершить его? Зачем он собирается совершить его (цель)? Почему он собирается совершить его (причина)? 8. Чем начинается и заканчивается II часть? Что между ними? Чего не предвидел Раскольников? ПУТЬ РАСКОЛЬНИКОВА К ПРЕСТУПЛЕНИЮ Социальное положение совесть, сострадание теория, идея характер личность билет подлец чувство потрясенной справедливости отношение к миру Петербург злоба на мир немедленное действие Какое противоречие видно в действиях Раскольникова?
ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Что является главной причиной убийства? Что решает утвердить Раскольников? Каков духовный мир Раскольникова? Какова идея? При каком условии Раскольников восстает против мира? Является ли идея Раскольникова «чистой» , абстрактной? В чем заключается оригинальность идеи? Что убеждает Раскольникова в правоте идеи, а что в мысли о справедливости миссии? 8. Из чего складывается гордыня Раскольникова? ИДЕЯ И МИССИЯ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ 1. Смешение добра и зла. (Свидригайлов, Раскольников, Соня) 2. Почему Соня – героиня романа? 3. Какая общая вина у Раскольникова и Сони? В чем правота и сила Сони? Как доказывает Соня необходимость переустройства мира? 4. Какое смирение проповедует она? 5. Как появляется Соня в романе? В чем ее тайна? 6. Как понимает Соня идеал справедливости? А как Раскольников?
ВОПРОСЫ : 1. Что проверяет Раскольников в 1 и во 2 частях романа? 2. Что утверждает Раскольникова в правоте его идеи? 3. Как понял Раскольников слова Мармеладова: «Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти» ? 4. Что подталкивает Раскольникова к преступлению? Когда он решается совершить его? Зачем он собирается совершить преступление? Почему он решается совершить его? 5. Каково социальное положение Раскольникова? 6. Каков характер Раскольникова? 7. Каково отношение Раскольникова к миру? 8. Какое чувство заставляет Раскольникова действовать? 9. Когда, по мнению Раскольникова, человек бывает подлецом? 10. Чего не предвидел Раскольников?
Сущность теории Раскольникова о праве сильной личности на преступление заключается прежде всего в неприятии мира ____ и _____, в стремлении изменить этот мир, в сочувствии к ______ и ____. Мучительное, нетерпеливое сострадание не позволяет только ждать грядущего всеобщего счастья. Но его «дикая теория» о возможности разрешения ______ по _______ для сильных мира сего родилась не в связи с новыми идеями и веяниями передовой мысли, а в результате его _____ положения. Раскольников не приемлет законов общества, оправдывающих повседневное кровопролитие ( «наполеонизм» античеловечен в своей основе), он стремится принести благо людям, хотя бы ценой _______ и _______.
Раскольникову нужна _____ над всею «тварью дрожащей» и над всем «муравейником» - это его цель – для того, чтобы спасти _____, ______, спасти страдающее человечество, пусть даже ценой собственного ______. Совершив свое преступление, Раскольников видит, что ему что-то мешает не только спокойно жить, а просто жить. Его человеческая натура не может принять _____ от ____. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, хотя бы мысленного общения с ними, даже такой _______ человек, как Раскольников. Но он еще не поднимается до осознания своей вины, он в тупик он по-прежнему верит в непогрешимость идеи и презирает себя за ____, за_____.
Думать Раскольникову о сестре и матери так же мучительно, как и об убийстве ______. Но если хочешь окончательно проверить свою «избранность» , почему же сразу не начать прямо с _____? Но Раскольников не в состоянии совершить преступление против родных, а значит, осознает ______ своей теории. Но полностью это осознание может довести человека до самоубийства: он должен, по своей теории , отступиться от тех, за кого страдает, должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого _______. Ему невыносима мысль о сходстве его теории с теориями ______ и _____, он ненавидит их, но морального права на эту ненависть не имеет.
Поединки с Порфирием Петровичем являются очень напряженными. Психологические ловушки изматывают Раскольникова, который приходит к выводу, что, совершив преступление, он не человека убил, а _______-то он убил, а переступить не переступил. Только и сумел, что убить, да и этого не сумел, оказывается. «Эстетическая я _____, и больше ничего» . Весь ужас его положения в том, что человеческая натура Раскольникова сталкивается с его ______ теорией. Но теория-то победила! Поэтому мы видим ___ сон Раскольникова: он снова _______ старуху, а она над ним ____. Это ужас деяния Раскольникова. Убийство старухи и Лизаветы – следствие более ужасного, преступна прежде всего мысль, теория о ___________.
Эта теория – уже само _____. Она с самого начала решает вопрос – кому жить, а кому _______. Раскольников не случайно убил _______, он лишь случайно не убил _____. Человек из-под земли в развязке просит у Раскольникова прощения за свои злобные мысли. Если мещанин считает себя виновным в злобных мыслях и просит прощения, то как же должен поступить Раскольников? Но Раскольников до такого простого человеческого взгляда на свое преступление еще не дошел.
Анализ эпизода • • Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Его условное название. Речевой строй эпизода: диалог(речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления). Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или что и как описывается? Какие детали можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования? ) Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов? ) Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью? Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается? Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?