презентация Арман 3.pptx
- Количество слайдов: 17
Министерство образования Университет «Туран» Презентация На тему: «Особенности философии эпохи Возрождения» Студента 1 курса Экономического факультета Учет и аудит Юсупова Армана
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв. , которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Термин «Возрождение» впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 г. В XV-XVI веках в Западной Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Человеческий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деятельности людей. Ренессанс — одна из самых ярких страниц в истории культуры.
Он ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социальнополитической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали, по сути, новую культуру. Это не могло не наложить отпечаток на развитие философии.
Философия Возрождения преодолевает схоластику и в то же время наследует многие её отличительные признаки. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом. Бог в философских размышлениях этой эпохи продолжает играть почетную роль «творца» мира, но рядом с ним появляется человек. Формально он остаётся зависимым от Бога (он создан им), но, будучи наделенным в отличие от остальной части природы способностью творить и мыслить, человек рядом с богом фактически начинает играть роль существа, так сказать, «соравного» Богу, роль «второго бога» , как выразился один из ведущих мыслителей Возрождения Николай Кузанский.
Рядом с Богом, человека возвеличивают как творца мира культуры, обожествляют как субъект творческой деятельности. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении к внешнему миру, активно утверждает себя в науке, идеологии и практической деятельности. Таким образом, философия Возрождения выводит человека из сферы религиозной компетенции и превращает его в высшую смыслообразующую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Мир предстает не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека.
Открытие Ренессансом человека как главного объекта истории и культуры привело к гуманизму – новому мировоззрению, новому социальному идеалу, новому методу. Философской основой культуры Возрождения был гуманистический неоплатонизм, ставший средством обоснования идеи единства природы и человека. В конце XV века в философии Возрождения намечается тенденция, которая, постепенно «размывая» специфические границы человеческого в природе, в конце концов, целиком «растворяет» в ней человека, вытесняя гуманистически-пантеистические ориентации раннего Возрождения натуралистически-пантеистическими увлечениями, а позже и натуралистически-деистическими. Крупнейшими представителями пантеистической натурфилософии были Н. Кузанский, Дж. Бруно, основатель Флорентийской академии М. Фичино, его ученик и последователь Дж. Пико Делла Мирандола.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были: Ø совершенствование орудий труда и производственных отношений; Ø кризис феодализма; Ø развитие ремесла и торговли; Ø усиление городов, превращение их в торговоремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
Ø укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; Ø появление первых парламентов; Ø отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; Ø повышение уровня образованности в Европе в целом; Ø великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); Ø научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научнотехнические достижения).
Основные направления философии эпохи Возрождения. Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (XIV – XV в. , представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. ) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания. Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.
Основные черты философии гуманизма * Критика схоластической философии. * Изменение стиля и содержания философствования. * Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках. * Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.
Франческо Петрарка (1304 -1374) Считается создателем новой европейской лирики, автором сонетов, посвященных Лауре. Средневековой схоластической образованности противопоставлял гуманистическую, основывающуюся на новой филологической культуре, на свободном отношении к текстам. Для Петрарки характерна обращенность к внутреннему миру человека, его страстям и борениям. Петрарка критиковал аскетизм, писал о гармонии духовного и телесного в человеке.
Данте Алигьери (1265 -1321) Известен как автор знаменитой "Божественной комедии". Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Картина мира, представленная в комедии, содержит элементы антропоцентристского мировоззрения. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо принадлежащее двум мирам. Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.
неоплатоническое (сер. XV – XVI вв. ), представители которого – Марсилио Фичини, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
натурфилософское (XVI – нач. XVII вв. ), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др. , пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
реформационное (XVI – XVII вв. ), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV – XVI вв. , Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV – XVII вв. , представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др. ) – искало идеальнофантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Характерные черты философии эпохи Возрождения относятся: Ø антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; Ø оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); Ø перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; Ø принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д. ); Ø большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; Ø торжество индивидуализма; Ø широкое распространение идеи социального равенства.
презентация Арман 3.pptx