Программа рис. 2к.ОЗО.ppt
- Количество слайдов: 71
Министерство образования и науки Российской Федерации Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» в г. Тобольск «Рисунок» Заочное обучение 2 курс
Аудиторная работа • Тема 1. «Рисунок черепа человека» • Задание: Зарисовки черепа человека в различных ракурсах. • Задачи: продумать и композиционно расположить нескольких изображений черепа (в различных ракурсах) на лист. Уточняя пропорции, сделать линейно-конструктивное построение формы. Передать объем предметов средствами светотени. • Материал: карандаш, бумага формат А-3. • Рисунок черепа – это анатомический рисунок, задача которого полнее представить себе характер объемной формы головы. Прежде чем приступить к рисунку, следует внимательно рассмотреть череп со всех сторон: спереди, сбоку, сзади, сверху и снизу. Обязательным условием при рисовании натурных постановок является последовательный ход работы над рисунком, который можно разбить на несколько этапов.
Аудиторная работа • Тема 2. : рисунок гипсового слепка анатомической головы ( «Экорше» ). • Задачи: композиционно разместить изображение на листе наметив основные пропорции массы головы, шеи. Провести пластическую моделировку формы тоном и детальную проработку рисунка. При завершении работы проверить общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, уточняя рисунок в тоне (подчиняя свет и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону) • Материал: карандаш, бумага формат А -3 •
Аудиторная работа • Тема 3. : зарисовки головы человека в различных поворотах и наклонах (в профиль, анфас и трехчетвертном повороте). • Задачи: продумать композиционное размещение зарисовок головы на одном листе бумаги. Решить задачу построения перспективного сокращения при определенном положении натуры. Выявить наиболее характерные особенности пластики головы за счет минимальной тоновой проработки • Материал: карандаш, бумага формат А -3
Аудиторная работа • Тема 3. : рисунок гипсовой головы. • Задачи: разместить изображение на листе бумаги. Определить характер формы головы, пропорций и наклона. Провести объемно-конструктивное построение формы головы. Выполнить пластическую моделировку формы средствами светотени. Продолжить тональную проработку формы и передачу материальности. По завершению работы обобщить рисунок. • Материал: карандаш, бумага формат А – 3
Самостоятельная работа • Тема 1. : рисунок с гипсовых слепков частей лица (глас, нос, рот, ухо). • Задачи: проанализировать форму, продумать и композиционно расположить несколько изображений слепков на листе бумаги. При необходимости вести работу на двух отдельных листах. Сделать линейно-конструктивное построение формы гипсовых слепков, уточнив пропорции, строение и пластику частей лица. Вылепить форму тоном и штрихом. • Материал: карандаш, бумага формат А – 3
Самостоятельная работа • Тема 2. : зарисовки головы человека в различных поворотах и наклонах (в профиль, анфас и трехчетвертном повороте). • Задачи: продумать композиционное размещение зарисовок головы на одном листе бумаги. Решить задачу построения перспективного сокращения при определенном положении натуры. Выявить наиболее характерные особенности пластики головы за счет минимальной тоновой проработки • Материал: карандаш, бумага формат А – 3
Самостоятельная работа • Тема 3. : рисунок головы пожилого натурщика (без бороды и усов) на однотонном сером фоне. • Задачи: композиционно разместить голову на листе бумаги определяя движение (наклон головы и шеи) и основные пропорции. Выполнить объемно-конструктивное построение формы головы. Уточняя конструктивную форму головы, конкретизировать построение детали более точной прорисовкой со светотеневой проработкой. Проводя тональную проработку формы необходимо найти правильные тональные соотношения, нюансы света и тени. Провести обобщение рисунка. • Материал: карандаш, бумага формат А – 3
Самостоятельная работа • Тема 4. : наброски и зарисовки одетой мужской или женской фигуры в движении в разных поворотах. 4 наброска и 1 зарисовка. • Задачи: выполнение набросков разными материалами, используя различные технические приемы рисования. Передать пластику движения, анатомические особенности строения фигуры. • Материал: карандаш, сангина, уголь, бумага формат А – 4
Самостоятельная работа • Тема 5. : наброски и зарисовки обнаженной мужской или женской фигуры в движении в разных поворотах. 4 наброска и 1 зарисовка. • Задачи: выполнение набросков разными материалами, используя различные технические приемы рисования. Передать пластику движения, анатомические особенности строения фигуры. • Материал: карандаш, сангина, уголь, бумага формат А– 4
Методические указания к выполнению задания • I этап. Начинать работу нужно с композиционного размещения положений черепа, например, один во фронтальном положении, а второй в профиль или трехчетвертном повороте. Следует легко наметить общую композицию с таким расчетом, чтобы рисунки были одного масштаба. Определив композицию, необходимо сделать общий набросок яйцевидной формы черепа без деталей. При этом следует не только заботиться о композиции, но и постараться увидеть движение черепа, т. е. положение, в каком он находится: в вертикальном, когда лоб и нижняя челюсть на одной линии, или запрокинутом, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т. д. • Уточняя композицию и первоначальную форму черепа, надо следить, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа и чтобы рисунок черепа не был сдвинут резко вправо или влево. В композиции листа важно сохранить равновесие. В учебном рисунке целесообразно брать размер черепа в натуральную величину или немного меньше, но ни в коем случае не больше натурального. Начинающему рисовальщику трудно справиться с построением модели увеличенной по сравнению с натуральным объемом.
Анатомический череп человека
Череп в разрезе
Пропорции черепа человека
Конструктивные основы черепа
Рисунок черепа в разных ракурсах
• II этап. Необходимо сделать линейно-конструктивное построение формы. Вначале следует рассматривать построение только большой формы, сознательно опуская многочисленные детали, которыми изобилует череп. • Симметричная яйцевидная форма черепа позволяет производить построение на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит, поднимаясь кверху, посередине свода черепа, опускается вниз по лобной кости, переносице, носовым костям, грушевидному отверстию, середине верхней и нижней челюстей – посередине подбородочных возвышений. Эта линия называется «серединной линией» и не только служит для построения парных симметричных форм, но и помогает определить поворот черепа в пространстве.
Наброски черепа в ракурсе
• Далее проводится горизонтальная линия через переносицу – шов, соединяющий носовые части с лобной частью, делит форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) – от переносицы до свода черепа и нижнюю (лицевую) – от переносицы до подбородочных бугров. Точка пересечения серединной линии и горизонтальной линии, идущей через переносицу, служит опорной точкой для построения черепа или головы человека и называется «крестовиной» . Крестовина дает возможность на начальной стадии рисунка наметить пространственное положение всего объема черепа или головы. • После того как рисунок черепа будет разделен крестовиной на две части – верхнюю и нижнюю, можно наметить ее членение на три части: • нижнюю – от подбородочных бугров до сошника (нижней точки грушевидного отверстия); • среднюю – от сошника до верхнего края глазниц; • верхнюю – от верхнего края глазниц до выступающей точки свода черепа.
Рисунок черепа
• Далее, ведется работа «от общего к частному» , продолжая поиски более точных пропорций. Так, в нижней трети черепа отметим линию, разделяющую верхнюю и нижнюю челюсти; в средней трети черепа – линию нижнего края глазниц, сравнив высоту глазниц со скуловыми костями; на верхней трети черепа – линию лобных бугров. Эта линия является границей поворота с передней на верхнюю поверхность. • Установив пропорции черепа по вертикали, приступают к определению крупных пропорций черепа по горизонтали – ширине костей; в нижней трети – ширины нижней челюсти (расстояние между углами нижней челюсти и ее восходящими ветвями), ширины верхней челюсти; в средней трети – ширины скул и скуловых дуг, ширины носовых костей, грушевидного отверстия и глазниц; в верхней трети – ширины лобной кости и всего мозгового отдела (при этом надо помнить, что ширина всего мозгового отдела превосходит ширину лицевого черепа). Наметив первоначальную форму черепа, перейдем к размещению более мелких форм: надбровных дуг, височных линий, глазниц, носовых костей, грушевидного отверстия, линии границы зубов ит. д. • •
• Первоначальный набросок конкретизируется, заполняется формой. Уточняется движение (наклон) и общие пропорции черепа, изгиб серединной и поперечных линий, взаиморасположение и величина деталей в отношении к целому и друг к другу. • Во время работы надо постоянно помнить, что перед нами не плоское, а объемное тело. Рисунок на любой стадии не должен представлять расчерченную схему. Вспомогательные линии должны облегчить рисующему выражение формы, возможность лучше понять и почувствовать ее. Рисунок следует вести парными формами, только тогда он будет цельным. Это поможет добиться большей точности, так как даст возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа и подметить их разницу и сходство.
• Объем черепа на этой стадии намечают основными, большими поверхностями, которые затем выявляют тоном. • Дальше нужно углубить проработку всей формы и ее деталей. Например, лобную кость надо рассматривать как форму, имеющую пять плоскостей: среднюю. две боковые, поворот к двум височным впадинам. Эти плоскости надо увидеть и наметить прежде, чем приступить к лепке лобных бугров, надбровных дуг, надпереносья. • На переломах форм уточняется светотень. При этом не следует увлекаться глубиной теней. Главное, о чем следует помнить: разбирая форму даже мелких деталей, нужно видеть большую форму черепа.
Рисунок черепа ( два ракурса)
• III этап. Выявляя форму, необходимо сопоставлять тон отдельных поверхностей, ясно представляя себе строения черепа. На этом этапе обобщаем рисунок. • Путем многократных проверок и сравнений надо привести рисунок к гармоничному целому, добиться тонального единства. • Возникшие на первом этапе задачи общего построения формы остаются на протяжении всей работы над рисунком. Все остальные, следующие друг за другом этапы неразрывно связаны между собой. • Найденное на первом этапе рисунка уточняется на последних стадиях работы, обобщается посредством разработки формы тоном и штрихом.
Внеаудиторная работа • Тема № 1. «Рисунок с гипсовой головы человека» • Задание: Рисунок гипсовой головы на пространственном фоне. • Задачи: Закомпоновать изображение на листе бумаги. Определить характер формы головы, пропорций и наклона. Провести линейноконструктивное построение формы головы. Выполнить пластическую моделировку формы средствами светотени. По завершению работы обобщить рисунок. • Материал: карандаш, бумага А-3.
Рисунок гипсовой головы
Внеаудиторная работа • Тема № 2. «Краткосрочный рисунок одетой фигуры человека» • Задание: Зарисовки одетой фигуры человека. 6 зарисовок. • Задачи: определить пропорции, пластику, характерные особенности фигуры человека. • Материал: уголь, карандаш, сангина, бумага формат А-3.
рисунок одетой фигуры человека»
Внеаудиторная работа • Тема№ 3. «Рисунок головы пожилого натурщика» • Задание: Рисунок головы пожилого натурщика (без бороды и усов) на гладком светлом фоне. • Задачи: композиционно разместить голову на листе бумаги определяя движение (наклон головы и шеи) и основные пропорции. Выполнить объемноконструктивное построение формы головы. Уточняя конструктивную форму головы, конкретизировать построение детали более точной прорисовкой со светотеневой проработкой. Проводя тональную проработку формы необходимо найти правильные тональные соотношения, нюансы света и тени. Провести обобщение рисунка. • Материал: карандаш, бумага формат А-3.
В. К. Шебуев. Таблицы из пособия
Таблица из пособия А. П. Лосенко. Копия
А. Т. Скино. Таблица из пособия
Таблица из пособия А. Т. Скино и Фебрини
Таблица из пособия И. Д. Прейслера
Зарисовки деталей головы
Конструктивная модель головы
Схема головы.
А. П. Сапожников. Конструктивная модель головы
Рисунок головы пожилого человека
Рисунок головы человека в движении
Рисунок женской головы
Учебный рисунок
Зарисовки головы
Зарисовки головы
Таблица из пособия А. Т. Скино и Фебрини
• Рисунок головы • Тонированная бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщицы. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщика. • Бумага, карандаш
• Рисунок головы натурщика. • Бумага, карандаш
• Рисунок головы • Тонированная бумага, карандаш.
• Рисунок головы • Тонированная бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщика. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы • Тонированная бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщицы. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы • Тонированная бумага, карандаш.
• Рисунок головы • Тонированная бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщицы. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщицы. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщицы. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщика. • Бумага, карандаш.
• Рисунок головы натурщика. • Бумага, карандаш.
Рекомендуемая литература • Основная: • Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. М. , 1985 • Барщ А. О. Наброски и зарисовки. М. . 1970. • Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М. , 1987. • Верделли А. Рисунок. Искусство рисунка. – М. , 2001. • Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М. , 1950. • Горелов Р. Г. Рисунок и живопись интерьера. М. , 1968. • Дейнека А. А. Учитесь рисовать. М. , 1961. • Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. М. , 2000. • Кузин В. С. Наброски и зарисовки. М. , 1982. • Радлов Н. Э. Рисование с натуры - 3 -е изд. Л. , 1978. • Рисунок, живопись, композиция: хрестоматия / Сост. Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. М. , 1989. • Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. М. , 1999. • Соловьева Б. А. Искусство рисунка. Л. , 1989. • Тихонов С. В. , Демьянов В. Г. , Подрезков В. Б. Рисунок. М. , 1983.
Рекомендуемая литература • Дополнительная литература • • • Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. М. . 1963. Гамаюнов В. Н. Рисунок и живопись. М. , 1962. Павлинов П. Я. Каждый может научиться рисовать. М. , 1966. Пособие по рисованию, под редакцией Д. Н. Кардовского, В. Н. Яковлева, К. Н. Корнилова. М. , Л. , 1969. Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М. , 1971. Рисунок. Под ред. А. М. Серова. М. , 1975. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. М. , 1971. Сергеев А. Учебный натюрморт. М. , 1955. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М. , 1986.
Автор – составитель: Лар Леонид Алексеевич Кандидат исторических наук, доцент, ФБГОУ ВО «Тюменский государственный университет» Член ВТОО Союз художников России, Почтовые реквизиты: адрес эл. почты lar@ttknet. ru тел. дом. (3456)25 -27 -36 тел. сотовый 89222612056 Почтовый адрес: 626150. Россия, Тюменская область, Тобольск а/я 705.
Программа рис. 2к.ОЗО.ppt