курсовая про сериалы.pptx
- Количество слайдов: 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт международных отношений и социально политических наук Кафедра социологии КУРСОВАЯ РАБОТА по общей социологии Студентки 3 4 34 исп. /англ. учебной группы Мануйловой Наталии Петровны Тема: «Зрительские интересы студенческой молодежи на примере сериалов» Научный руководитель: Образцов И. В. доктор социологических наук, профессор Москва – 2015
Актуальность работы 1 Сериалы становятся все популярнее среди молодых людей, иногда у них формируется зависимость; именно поэтому важно изучить, что так привлекает молодежь в просмотре сериалов. Степень привлекательности просмотра телесериалов Очень нравится 0% 10% 23% 5% Скорее нравится Безразлично 8% 23% 32% Скорее не нравится Совсем не нравится Затрудняюсь ответить Всероссийский опрос ВЦИОМ Статья опубликована 31. 01. 2009 N=1600 1
Актуальность работы 2 3 4 Зная предпочтения студентов в том или ином жанре сериалов, можно создавать картины, пользующиеся большей популярностью. . Распространение медиа средств приводит к тому, что через сериалы можно внушать нашему поколению определенные установки, взгляды и идеи (например, терпимость к сексуальным меньшинствам и др. ). С научной точки зрения важно выделять и изучать типы аудитории. 2
Объектно предметная область исследования Объект Зрительские интересы студенческой молодежи Предмет Особенности реализации зрительских интересов студенческой молодежи Цель Изучить особенности реализации зрительских интересов студенческой молодежи. 3
Основные задачи и структура работы Задачи 1. Провести теоретико – методологический анализ основных понятий. 2. Проанализировать основные подходы к исследованию зрительской аудитории, к характеристике жанров сериалов. 3. Разработать концептуальную модель и методику изучения. 4. Выявить предпочтения студентов при просмотре сериалов (по жанрам) 5. Проанализировать функции сериалов Структура Введение ГЛАВА 1. Теоретико – методологические подходы к изучению зрительских интересов студенческой молодежи (на примере сериалов). 1. Теоретико – методологический анализ основных понятий: сериал, зрительская аудитория, интерес. 2. Концептуальная модель изучения зрительских интересов студентов (на примере сериалов). ГЛАВА 2. Социологический анализ зрительских интересов студенческой молодежи (на примере сериалов). 1. Предпочтения студентов при просмотре сериалов. 2. Функции сериалов. Заключение. Список литературы. 4
Гипотезы исследования Основная гипотеза: Зрительские интересы студенческой молодежи в отношении сериалов отличаются разнообразием. Дополнительные гипотезы: 1. Самые популярные сериалы среди студентов – американские. 2. Просмотр сериалов помогает расслабиться и забыть о своих проблемах. 3. Во время просмотра сериалов студент мысленно примеряет на себя различные роли. 5
Теоретическая и эмпирическая базы данных Теоретико методологическая база Социально когнитивная теория А. Бандуры Концепция «культивации» Дж. Гербнера Теория характеристики жанров сериалов М. Л. Давыдова Подход к определению функций кино М. И. Жабова Эмпирическая база Анкетный опрос студентов Москвы, с использованием специально разработанной методики Метод сбора данных: данных электронное анкетирование Сроки проведения: проведения 11 февраля – 9 марта 2015 г. Тип выборки: случайная выборки N= 168 6
Задача№ 1 Теоретико методологический анализ основных понятий Зритель это тот, кто наблюдает происходящее со стороны; смотрит представление, фильм, спортивное состязание (Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Зрительский относящийся к зрителю, свойственный зрителю. Аудитория это слушатели, зрители лекции, доклада, представления (Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Зрительская аудитория это группа людей, смотрящих/слушающих какое либо представление, шоу, фильм, сериал, доклад, лекцию, и т. п. Сериал многосерийный фильм с несколькими сюжетными линиями; также, вообще многосерийная программа (на телевидении, в кино); Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
Задача № 1 Теоретико методологический анализ основных понятий Ценность положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности (Большой энциклопедический словарь). Ценностная ориентация личности – система ценностей (материальных, духовных, нравственных, эстетически х и др. ) которыми руководствуется человек в своей жизни. Производными понятиями являются: престиж, уровень притязаний, ценностно ориентационное единство (см), эстетический вкус. Ц. о. л. – важнейший фактор общения, содержащий мыслительный и эмоциональные, нравственные и правовые компоненты способностей личности. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013). Установка цель, направленность к чему нибудь, ориентация на что нибудь (Толковый словарь Ушакова) 8
Задача № 1 Теоретико методологический анализ основных понятий Интерес реальная причина деятельности социальных субъектов, лежащая в основе непосред ственныхпобуждений, идей, действий, определяющаяся положением и ролью этих субъектов (индивидов, социальных групп) в системе общественных отношений. (И. Кант) Задача № 1 Социальный интерес — это форма, в которой индивид (социальная группа, (провести сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои теоретико – потреб ности выражающиеся в форме целей, которые ставит себе , индивид. (Тезаурус Ж. Т. Тощенко) методологический анализ основных Зрительский интерес – это причина деятельности группы людей, смотрящих/слушающих какое либо представление, шоу, сериал, и т. п. , понятий) лежащая в основе непосредственных побуждений, идей, действий, выполнена. определяющаяся положением и ролью этой группы людей в системе общественных отношений. Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Новый словарь методических терминов и понятий Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина). Мотивация – совокупность стойких мотивов, определяемых характером личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью; мотивировка (Толковый словарь Ефремовой)
Задача№ 2 Основные подходы к исследованию зрительской аудитории. Социально когнитивная теория А. Бандуры служит концептуальной основой для анализа ментальных функций человека, обуславливающих определенные модели поведения. Мышление и действия индивида определяются тремя разными факторами, которые взаимодействуют и влияют друг на друга с меняющейся интенсивностью, одновременно и в разное время: 1) поведение; 2) индивидуальные характеристики, когнитивные и биологические (например, коэффициент интеллекта, пол, рост, расовая принадлежность и т. п. ); 3) факторы или события окружающей среды. Социально когнитивная теория служит базисом для множества научных работ во всех сферах исследований медиавоздействия. Гипотеза культивации Дж. Гербнера — это социологическая концепция, исследующая долгосрочное воздействие телевидения на зрителя. Основной постулат гипотезы культивации: чем больше времени люди проводят, "живя" в мире телевидения, тем скорее их образ социальной реальности будет соответствовать тому, который транслируется телевидением. Таким образом, в результате культивации у людей формируются ложные представления о нашем мире. 10
Задача№ 2 Основные подходы к исследованию зрительских интересов. Характеристика жанров сериалов по М. Л. Давыдову Жанр исторически сложившийся архетип произведения с Задача № 2 присущими только ему типами сюжетов, образами героев и закономерностями сюжетных и смысловых перипетий. (проанализировать Жанры, выделяемые М. Л. Давыдовым: основные подходы к исследованию телероман боевик зрительской аудитории, теленовелла детектив к характеристике мыльная опера мелодрама жанров сериалов) сага триллер выполнена. ситком смешанный жанр Функции кино по М. И. Жабову: эстетическая социализации коммерческая Следует отметить, что функции сериалов и кино во многом схожи, поэтому в работе была использована классификация М. И. Жабова 11
Задача№ 3 Концептуальная модель и методика изучения зрительских интересов Было изучено множество статей и работ известных социологов, психологов и аналитиков; в работе выделено 4 Задача № 3 подхода к изучению зрительской аудитории и ее интересов. (разработать Однако, в добавок к М. Л. Давыдову, выделены дополнительные концептуальную жанры сериалов: модель фантастические и приключенческие методику документальные изучения) аниме выполнена. Функции сериалов я также были дополнены: познавательная развлекательная релаксирующая транслирующая компенсаторная идеологическая мифологическая внушающая гедонистическая эскапистская Метод эмпирического исследования: метод анкетирования через Интернет ресурс Webanketa 12
Задача№ 4 Характеристика выборочной совокупности В выборке участвовали студенты ВУЗов, колледжей и техникумов г. Москва. Возраст респондентов: 14 24 года. N=168 В выборку попали 96% не женатых/не замужних респондентов. 72% опрошенных живут с родителями 7% с родственниками 10% живут одни 11% в общежитии 73% опрошенных не работают 15% 85% 27% трудоустроены 13
Задача№ 4 Место сериалов в досуге студенческой молодежи Просмотр сериалов/кино 92% Чтение книг 58% Прогулки с друзьями 48% Отдых 43% Занятие спортом 18% Занятие рукоделием 14% Посещение выставок, театров, музеев 10% Другое 9% 0 20 40 60 80 100 Каждый сериалов мог выбрать не более 3 х Вывод: просмотрреспондент и кино занимает ведущее место вариантов ответа в досуге студенческой молодежи.
Источники получения информации о сериалах Задача№ 4 76% 80 Вывод: студенты чаще всего узнают о сериалах от друзей и знакомых. 70 60 92% опрошенных смотрят 50 сериалы 44% 40 30 Под «другим» респонденты чаще всего 20 указывали рекламу 10 по телевидению, социальные сети и самостоятельный поиск 14% 11% 6% 0 Друзья, знакомые Тематические сайты и форумы Другое Тематические телепередачи Тематическ печатные изда
Задача№ 4 Предпочтения студентов при просмотре сериалов. 12% 3% в записи (через Интернет) по телевизору 85% на диске, кассете Вывод: студенческая молодежь предпочитает смотреть сериалы через Интернет. Степень важности сериалов для студентов. Затрудняюсь ответить Абсолютно не важны 13% 6% Скорее не важны, чем важны 25% Скорее важны, чем не важны Очень важны 38% 17% Вывод: для 55%10 студентов 0 20 30 сериалы в той или иной степени важны. 40 Варианты ответов на открытый вопрос: сериал – это отдых средство уйти от реальности вдохновение развлечение всё жизнь перенос ролей на себя помощник при самоанализе возможность узнать что то новое эмпатия веер эмоций 16
Предпочитаемые жанры сериалов Задача№ 4 64% 70 54% 60 47% 50 Вывод: наибольшей популярностью пользуются комедийные и фантастические жанры сериалов. 44% 40 32% ое уг ьн л та ен м ку Респондент мог выбрать не более 3 х вариантов ответа др е ы е ки ес до од ел м уж ас ра м ы /т ат ри н че пр ик л ю де 8% Основная гипотеза о том, 4% что зрительские интересы студенческой молодежи в отношении сериалов отличаются разнообразием подтвердилась полностью. ич л л че ск ер ы ие е ы н ес ич ст та ан ф ко м ед ий н ки ы е е 0 ив 10 кт 20 23% Задача № 4 (выявить предпочтения студентов при просмотре сериалов (по жанрам)) выполнена. те 30
Предпочтения при просмотре сериалов по стране производителю Задача№ 5 3% 3% 19% 87% 58% американские европейские 1% Первая дополнительная 24% гипотеза о том, что самые популярные сериалы среди студентов – американские, 14% подтвердилась полностью. американские 27% европейские 32% советские российские Мое исследование Студенты Москвы Возраст: 14 24 N = 168 11. 02. 15 09. 03. 15 российские другое не смотрю сериалы Вывод: предпочтения студентов г. Москвы при просмотре сериалов отличаются от мнения россиян. Левада Центр Население России Возраст: 18 лет и старше N=1500 4. 08. 11 – 22. 08. 11
Задача№ 5 Функции сериалов 18% Задача № 5 15% Я смотрю сериалы, потому что(проанализировать Я могу 15% мысленно примерять разные роли во функции сериалов) 18% время просмотра (компенсаторная функция) выполнена. Вывод: 50% респондентов не испытывают потребности в компенсации жизненных неудач/успехов за счет сериалов. 32% Я смотрю сериалы, потому что с их Третья помощью я могу абстрагироваться от дополнительная окружающего мира гипотеза о том, что 24% 21% 9% 14% (эскапистская функция) во время просмотра сериалов студент мысленно примеряет на себя Я смотрю сериалы, потому что это различные роли мое основное времяпрепровождение подтвердилась не (развлекательная функция) полностью. 6% 14% 21% 22% Вывод: 56% опрошенных – эскаписты (стремятся уйти от реальности). Вывод: 60% респондентов считают, что сериалы не основной способ проведения досуга. 38% 54% Вторая дополнительная 35% Я смотрю сериалы, потому что это гипотеза о том, что 4% позволяет расслабиться и забыть о Вывод: 89% опрошенных просмотр сериалов 3% проблемах смотрят сериалы для того, помогает расслабиться и 4% (релаксирующая функция) чтобы отдохнуть. забыть о своих проблемах, полностью 30 0 10 20 40 50 подтвердилась. 5 4 3 2 1 60 19 5 абсолютно согласен, 4 – скорее согласен, чем не согласен, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – скорее не согласен, чем согласен, 1 – абсолютно не согласен.
Вторичный анализ данных Мое исследование: Вывод: 48% россиян не. Левада Центр: Студенты Москвы Население России смотрят зарубежные Возраст: 14 24 Возраст: 18 лет и старше сериалы, популярностью N=1500 N = 168 пользуются документальные – 22. 08. 11 11. 02. 15 09. 03. 15 4. 08. 11 32% 30 23% 20 4% 10 ы от ве ти ть ри ал уг ое тр уд н яю сь е се др н еж за за ру б от рю см е н ы ьн ы е е л ку м ен та ич ат до м ра од ес ск и че н че ю л м ел ки е е ы ив н кт ед м ф ко м до ра е е ы ий н е ат ич ры ку е м ен ск ие та л ьн ы е др уг ое ри /т ы м ел од ас Респондент мог выбрать не более 3 х вариантов ответа 8% 0 л л ск и че н че уж л ю те ик де е е ы ив н ки кт ес ич та ст пр ф ан ко м ед ий н ы е е 0 ик 8% 10 15% 11%13% 10% 9% 8% ан та 20 ки 30 31% те 40 48% 40 пр 44% ес 47% де 50 ич 54% 60 и детективные 60 сериалы, что сильно расходится с 50 предпочтениями студентов. ст 64% 70 20
TOPTEN | NEILSEN Место проведения исследования – США. Дата публикации статьи – 29. 04. 14 21
Выводы • Все представленные задачи выполнены, цель исследования достигнута. • Основная гипотеза о том, что зрительские интересы студенческой молодежи по отношению к сериалам отличаются разнообразием подтвердилась полностью. • Первая дополнительная гипотеза о том, что самые популярные сериалы среди студентов – американские, подтвердилась полностью. • Вторая дополнительная гипотеза о том, что просмотр сериалов помогает расслабиться и забыть о своих проблемах, полностью подтвердилась. • Третья дополнительная гипотеза о том, что во время просмотра сериалов студент мысленно примеряет на себя различные роли подтвердилась не полностью.
Научно – практическая значимость • Для более подробного сравнения сериалов с фильмами. • Для дальнейшего исследования зрительских интересов студенческой молодежи. • Данные работы можно использовать в ходе изучения курса социологии коммуникаций.
Спасибо за внимание!
курсовая про сериалы.pptx