Микеланджело Буонаротти
• • • Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие с 1475 по 1564 год. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он был сыном мелкого чиновника. Отец назвал его Микеланджело: долго не размышляя, а по внушению свыше, хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее. В 1488 г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение трёх лет. Именно Гирландайо даёт молодому художнику рекомендацию на учёбу и работу у тогдашнего правителя Флоренции, Лоренцо Медичи (Лоренцо Великолепного). С 1490 по 1492 г. Микеланджело учится в школе Медичи, к этому периоду относятся его барельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы» . В 1492 г. , после смерти Лоренцо его преемник, Пьеро де Медичи , отказывается поддерживать Микеланджело, и тот покидает Флоренцию, на три года обосновываясь в Болонье. В 1496 г. кардинал Сан-Джорджо покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Мир Микеланджело в отличие от его современников — Леонардо да Винчи и Рафаэлем с их миром гармонии — разнообразен и противоречив. Трудности жизни оказали огромное влияние на его многосторонние восприятие жизни: трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: "Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным".
Самые известные работы • • • • • • Давид. Мрамор. 1501— 1504. Флоренция, Академия изящных искусств. Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти. Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти. Пьета. Мрамор. 1498— 1499. Рим, собор св. Петра. Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам. Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502— 1504. Лондон, Королевская академия искусств. Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств. Мадонна Дони. 1503— 1504. Флоренция, Галерея Уффици. Мадонна Питти. Ок. 1504— 1505. Флоренция, Национальный музей. Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи. Гробница Юлия II. 1542— 1545. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи. Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр. Роспись свода Сикстинской капеллы. Рим, Ватикан. Мадонна. Капелла Медичи. Мрамор. 1521— 1534. Библиотека Лауренциана. 1524— 1534, 1549— 1559. Флоренция. Капелла Медичи. 1520— 1534. Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526— 1533. Флоренция, церковь Сан Лоренцо. Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524— 1531. Флоренция, церковь Сан Лоренцо. Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530— 1534. Флоренция, Академия изящных искусств. Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547— 1555. Флоренция, Академия изящных искусств. Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей. Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535— 1541. Рим, Ватикан.
Сикстинская капелла • • • Фрески Сикстинского плафона (1508 -12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа» , 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, являют необыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов. По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа» , но они дошли до нас только в описаниях. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты, и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» . В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело к этому времени был уже известен как выдающийся скульптор, и всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако Папа был непреклонен, и художник не посмел отказаться. Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, в своих грезах Микеланджело создает как бы свой титанический мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением. Цель, которую ставил перед собой Микеланджело, – превзойти природу, сотворить из человека титана.
Фрагменты росписи Грехопадение
Сотворение Адама
Потоп
Сотворение Евы
Внешний вид
Картины Битва при Кашине В 1501 -05 Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине» , которая вместе с росписью Леонардо «Битва при Ангьяри» должна была украсить зал Палаццо Веккио. Росписи не были осуществлены, однако сохранилась зарисовка картона Микеланджело, предвещающая динамикой поз и жестов росписи Сикстинского плафона.
Погребение Христа
Святое семейство
Дельфийская Свилла
Распятие Св. Петра "Распятие св. Петра" стало последней картиной Микеланджело. Петр был приговорен в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам, поскольку изображенная ими фигура распятого вниз головой Петра зачастую выглядела несколько комично. Микеланджело блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста. Массивная фигура святого (единственная обнаженная фигура на полотне, что совершенно нехарактерно для художника) образует центр композиции, а остальные фигуры расположены так, словно стоят вдоль обода гигантского, неумолимо вращающегося колеса.
• Обращение Савла
Скульптуры Давид • Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5, 5 -метровой статуи Давида (1501 -04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в. , а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).
Моисей
Пьета • В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры, ставшей одним из источников его богатой пластики. К первому римскому периоду относятся антикизированная статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей, Флоренция) и скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498 -99), свидетельствующая о начале творческой зрелости мастера.
• Скалкин Антон Дз-05