Скачать презентацию МИИТ Нижегородский филиал Культурология Кафедра Философии социологии и Скачать презентацию МИИТ Нижегородский филиал Культурология Кафедра Философии социологии и

презентация_в_МСК_27.05.14 (1).ppt

  • Количество слайдов: 35

МИИТ (Нижегородский филиал) Культурология Кафедра Философии, социологии и истории Доцент, КФН Ветюгова Ирина Павловна МИИТ (Нижегородский филиал) Культурология Кафедра Философии, социологии и истории Доцент, КФН Ветюгова Ирина Павловна Нижний Новгород 2014 г.

Культуро Логия Культура (причастие будущего времени, образованное от глагола colo, colere ) 1. Обрабатывать Культуро Логия Культура (причастие будущего времени, образованное от глагола colo, colere ) 1. Обрабатывать n 2. Взращивать n 3. Населять (колония) n

Cultura Мирское начало (сельскохозяйственный комплекс значений, возделывание сырого продукта) n Религиозное начало (культовый и Cultura Мирское начало (сельскохозяйственный комплекс значений, возделывание сырого продукта) n Религиозное начало (культовый и обрядовый смысл) n Светское начало (достижение большего уровня упорядоченности и оформленности явления) n

Логия n от греч. logos - слово, учение, часть сложных слов, означающая: наука, знание, Логия n от греч. logos - слово, учение, часть сложных слов, означающая: наука, знание, учение, напр. , геология, филология, культурология

Культурология как научная дисциплина n Предмет культурологии – генезис, функционирование и развитие культуры как Культурология как научная дисциплина n Предмет культурологии – генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Это способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования.

Задача культурологии n построить генетику культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс, но Задача культурологии n построить генетику культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс, но могла бы прогнозировать этот процесс, а в перспективе управлять им.

Фундаментальные проблемы культурологии n Открытие «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т. е. тех Фундаментальные проблемы культурологии n Открытие «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т. е. тех базисных структур, которые ответственны за сохранение и передачу социального, человеческого опыта

Фундаментальные проблемы культурологии n Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, Фундаментальные проблемы культурологии n Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающие их «код» .

Фундаментальные проблемы культурологии n Изучение суммарных последствий таких мутаций – это и есть реальная, Фундаментальные проблемы культурологии n Изучение суммарных последствий таких мутаций – это и есть реальная, раскрываемая теперь в своей сущности, история очеловечивания мира.

Главное поле исследования в культурологии образ мысли n образ жизни n образ деятельности народов Главное поле исследования в культурологии образ мысли n образ жизни n образ деятельности народов как субъектов истории n

Блоки культурологии как дисциплины n Теоретический (Предмет, основные понятия, структура и функции культурологии), главные Блоки культурологии как дисциплины n Теоретический (Предмет, основные понятия, структура и функции культурологии), главные школы, направления. концепции культурологии)

Блоки культурологии как дисциплины n Исторический. Генезис и исторические этапы развития культуры. Включает историю Блоки культурологии как дисциплины n Исторический. Генезис и исторические этапы развития культуры. Включает историю мировой культуры и историю культуры России. Тактическая цель: воссоздание образов культуры.

История развития науки о культуре Создание Науки о культуре Донаучный период Формирование знании о История развития науки о культуре Создание Науки о культуре Донаучный период Формирование знании о Культуре в Истории и Философии Возникновение Культурфилософских концепций

Метод и содержание культурологии как теоретической науки n палеопсихологическая реконструкция наряду с дешифровкой знаковых Метод и содержание культурологии как теоретической науки n палеопсихологическая реконструкция наряду с дешифровкой знаковых систем (семиотическим анализом).

Дешифровка культурного текста «Иконостас» Дешифровка культурного текста «Иконостас»

Формы культуры Миф n Религия n Искусство n Философия n Наука n Формы культуры Миф n Религия n Искусство n Философия n Наука n

Миф как форма культуры Миф это: n древнее предание, рассказ. n мифотворчество, мифологический космогенез, Миф как форма культуры Миф это: n древнее предание, рассказ. n мифотворчество, мифологический космогенез, n особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное

Характерные черты мифа -отождествление фантазии с реальностью n -объяснение действительности в нагляднообразной форме n Характерные черты мифа -отождествление фантазии с реальностью n -объяснение действительности в нагляднообразной форме n -связь с магией n

Логика мифологического мышления n Принцип антропоморфизма – все в мире уподобляется человеку(анимизация, артефактизация) n Логика мифологического мышления n Принцип антропоморфизма – все в мире уподобляется человеку(анимизация, артефактизация) n Принцип сопричастности(партиципации)мистическое единство вещей, обусловленное общностью душ

Религия как форма культуры n Религия – это определенная связь между человеком (как конечным Религия как форма культуры n Религия – это определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом (как бесконечным и абсолютным началом мира) и вытекающие из этой связи благоговение перед бесконечным, т. е. богопочитание.

Элементы религии n - Вера в Бога-существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями , непостижимое Элементы религии n - Вера в Бога-существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями , непостижимое для человека n Вероучение- священные тексты и толкования n Религиозный культ- богослужение, обряды и т. д. n Организация верующих- церковь ( клир и паства)

Искусство как форма культуры Искусство есть предметное бытие художественной деятельности, совокупность произведений, связывающих творчество Искусство как форма культуры Искусство есть предметное бытие художественной деятельности, совокупность произведений, связывающих творчество и восприятие созидаемых ею произведений. n Соотношение искусства и культуры определяется соотношением художественной деятельности и деятельности человека в ее целостности n

Искусство как форма культуры n Искусство – это образ мира и человека, переработанный в Искусство как форма культуры n Искусство – это образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах

Искусство в системе культуры n n n Морфологическое измерение. Связь процессов функционирования и развития Искусство в системе культуры n n n Морфологическое измерение. Связь процессов функционирования и развития всех видов и разновидностей, родов и жанров искусства при исторической изменчивости их соотношения и характера их взаимодействия. Духовно-содержательное измерение. Единый для всех искусств в каждую эпоху, в каждой национальной культуре в образ мираи человека , который воплощается искусством мире и порождает специфический творческий метод и опредмечивающий его художественный стиль. Институциональное измерение. Способ организации художественной деятельности в каждом типе культуры

Таблица стилей Таблица стилей

Таблица стилей Таблица стилей

Таблица стилей Таблица стилей

Тип, типология, типологизация культур Тип –это сходство, общность n Типологизация – это метод научного Тип, типология, типологизация культур Тип –это сходство, общность n Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого многообразие культур упорядочивается, группируется в типы. n Типология - это система выделенных типов культуры. n

Типология Построение системы типов осуществляется с помощью двух логико-познавательных процедур: n Выбор оснований (основополагающего Типология Построение системы типов осуществляется с помощью двух логико-познавательных процедур: n Выбор оснований (основополагающего признака, по которому устанавливается общность культур) n Определение познавательных целей классификационного построения

Основания n n Хронологически-временные (Первобытная культура, Античный тип культуры , Средневековая культура, культура Возрождения, Основания n n Хронологически-временные (Первобытная культура, Античный тип культуры , Средневековая культура, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени и т. д. ) Пространственно-географические (Западноевропейская, латиноамериканская, дальневосточная, сибирская и т. п. ) Ценностные ( «Запад-Восток» ) И др.

Познавательные цели n n n Выбор решения проблемы, как определяется ситуация, на базе чего Познавательные цели n n n Выбор решения проблемы, как определяется ситуация, на базе чего отбирается информация (критерий-механизм осуществления основных форм мышления) Природа социокультурных связей и динамики, перспективы этой динамики(критерий-социальный, доминирование индивидуального или коллективистского начала) И др.

n n Типология культур Н. Я. Данилевского ( «Россия и Европа» ) Основной критерий n n Типология культур Н. Я. Данилевского ( «Россия и Европа» ) Основной критерий - деятельностная природа культуры, преобладание в культуре определенного вида деятельности, создающего доминированные культурные ценности(религиозная деятельность, собственно культурная деятельность, политическая деятельность, экономическая деятельность). Типы культур: одноосновные культуры, двухосновные культуры, четырехосновные культуры.

Типологическая модель Ф. Ницше( «Рождение трагедии из духа музыки» ) Критерий - природа мировосприятия Типологическая модель Ф. Ницше( «Рождение трагедии из духа музыки» ) Критерий - природа мировосприятия (в основе мировосприятия лежат два «начала» : аполлоническое и дионисийское, мужское и женское) n Типы культур – аполлоническая, дионисийская. n

Типологическая модель культуры К. Ясперса n n 1) 2) 3) n Основания – духовные Типологическая модель культуры К. Ясперса n n 1) 2) 3) n Основания – духовные факторы в исторической динамике. Исторические культурные типы: Прометеевский тип культуры(первобытный период) Эпоха Великих культур древности «Осевое время(эпоха формирования основы человеческого бытия) –основа для превращения локальной истории в единый мировой процесс. Послеосевая «имперская» эпоха.