Мифы Древней Греции.pptx
- Количество слайдов: 16
Мифы Древней Греции
Зевс Голова Зевса. Середина 5 в. до н. э. Юпитер. Верховный бог римлян. Конец I в. Мрамор
Происхождение Зевса Зевс - сын Кроноса (отсюда имена З. Кронид, Кронион) и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Нимфа Адрастея кормит маленького Зевса из рога козы Амалфеи. Сзади Зевса стоит маленький бог Пан, играющий на свирели. (Барельеф II в. до н. э. )
Функции и деяния ЗЕВС, в греческой мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Покровительствуя героям, уничтожающим хтонических чудовищ, Зевс осуждает кровопролитие и стихийные бедствия войны в лице Ареса. Зевс Олимпийский - покровитель общности людей, городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, ему повинуются другие боги. Он даёт людям законы. Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого, ему подвластно все происходящее в природе. Гигантомахия: битва Олимпийских богов и гигантов. Прорисовка-реконструкция центральной группы рельефа Пергамского алтаря Зевса
Атрибуты Зевса Эгида – щит Скипетр Двойной топор Орел Зевс с орлом, 560 г. до н. э.
Постоянные эпитеты У Гомера Зевс «громовержец» , «высокогремящий» , «тучегонитель» . Зевс вообще оказывается принципом жизни, породителем всего живого , «дарователем жизни» , «всепородителем» . Зевс покровительствует родовой общности людей, отсюда Зевс «родовой» .
ОБРАЗ ЗЕВСА В МИРОВОМ ИСКУССТВЕ Серов Валентин Александрович Похищение Европы. 1910 Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом искусстве. Сюжет заимствован из древнегреческой мифологии. Европа – дочь финикийского царя Агенора. Царь богов Зевс похитил красавицу Европу, приняв вид быка. Произведение создано под впечатлением поездки художника в Грецию. Серов обратился к памятникам критомикенской культуры, используя в образном строе картины ритон в виде головы быка из малого дворца в Кноссе на острове Крит, фрески Кносского дворца с мотивом летающих рыб и другие памятники архаического периода. Академическому образу античности Серов противопоставляет архаическую Античность. Своеобразие проявляется и в интерпретации сюжета: устремленный вперед бык невольно оборачивается, неуклюжий похититель красоты недооценил ее могущества. Европа Серова, в отличие от испуганных героинь произведений старых мастеров, невозмутима. У нее идеально симметричное лицо греческой Коры, она воплощает торжествующее совершенство. Рога быка приобретают форму лиры, в невидимых струнах которой словно звучат голоса неба и моря.
Энгр, Жан Огюст Доминик Зевс и Фетида 1811 Большое полотно «Юпитер и Фетида» Жан-Огюст-Доминик Энгр написал в период своего пребывания в Риме, будучи пенсионером Французской академии. Сюжет картины, взятый из первой песни «Илиады» Гомера, заключал соблазнительную для художника возможность противопоставить мощь владыки Олимпа женственной Фетиде, матери Ахиллеса - греческого героя Троянской войны. «Илиада» рассказывает о том, как во время осады Трои Ахиллес послал свою мать к Юпитеру (Зевсу) с просьбой, касавшейся его ссоры с греческим военачальником Агамемноном. Сцена показывает Юпитера, торжественно восседающего на троне на заоблачном Олимпе, в руке у него скипетр. Рядом с ним его орел. Фетида «близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь» , умоляет вступиться за ее сына Aхиллеса. Юнона (Гера), жена Юпитера, на заднем плане тайно наблюдает за происходящим. Возможно, что традиционный образ Юпитера, воплощенный Энгром, - его благородные черты, лицо, обрамленное восхитительными прядями волос, заставлявшими Олимп дрожать, когда он качал головой, - дошел до нас от давно утерянной знаменитой, покрытой золотом и серебром статуи работы Фидия, которая находилась в одном из главных мест культа владыки богов и людей - храме Зевса в Олимпии. Именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом - жестоким Кроносом. Эта мифологическая картина (точнее ее было бы назвать - "Зевс и Фетида", потому что основывается она на древнегреческих мифах) завершает ряд обязательных для студентов Французской академии в Риме "посылок" Энгра в Париж. В Италии молодой живописец с головой погрузился в изучение художественного наследия античности и эпохи Возрождения. В представленной работе, стремящейся повторить выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, видны следы этих штудий. При всем внешнем академизме в ней можно обнаружить и некоторые предромантические веяния (прежде всего, это касается странного нарушения пропорций человеческого тела).
Сизиф
МИФЫ О СИЗИФЕ Персефона, надзирающая за Сизифом в Подземном царстве Аттическая чернофигурная амфора, ок. 530
ЧЕРТЫ ГЕРОЯ КАК ВЕЧНОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ Выражение «сизифов труд» принадлежит римскому поэту Проперщию (I в. до н. э. ). Иносказательно: тяжелая и бесплодная работа. В этом же значении употребляются (реже) выражения «работа Пенелопы» и «бочка Данаид» ( «работа Данаид» )
ХУАН ДЕ АРГИХО (1567 -1622/23) - испанский поэт севильской школы, меценат. Сизиф Стеная от усталости фатальной, За шагом шаг, пятой ища опору, Он тяжкий камень вкатывает в гору; Но лишь приблизится к вершине скальной, Выскальзывает камень колоссальный Из рук - и вновь, согласно приговору Судьбы враждебной, вверх по косогору Он должен груз толкать первоначальный. Но, как бы ни был труд Сизифа тяжек, Его измученные казнью руки Порою ведают отдохновенье; Лишь мне судьбина не дает поблажек: От гнета памяти моей и муки Нет передышки даже на мгновенье. Перевод с испанского Григория Кружкова
Тициан. Сизиф, 1545 Фактурно и выразительно вылеплена освещенная последними закатными лучами солнца атлетическая фигура, мускулистое тело намертво слилось с каменной глыбой, не уступая ей в твердости. Создается просто физическое ощущение остановки течения времени и нескончаемости тяжелого бесполезного труда античного героя.
Франц фон ШТУК "Сизиф" (1920, частная коллекция) Франц фон Штук (1863 -1928) представляет зрелый «югендстиль» , в Баварии его величали «королём художников» . В его живописи преобладали символические образы из мира мифологии и фантазии, аллегорические мотивы. Обнажённые женские и мужские фигуры на картинах Штука «Сизиф» , «Битва за женщину» , «Борющиеся фавны» , «Фавн и русалка» , «Поцелуй сфинкса» , «Юдифь и Олоферн» , «Раненая амазонка» , пронизанные эротизмом, - ошеломляли публику, воспитанную в викторианском духе. Некоторые из работ были отмечены печатью брутальности. Рисуя далекое античное прошлое, художник боготворит человеческое тело во всём могуществе свободы, страсти, страдания.
Бернини Лоренцо Джованни Похищение Прозерпины 1621 -1622 Мрамор, Галерея Боргезе, Рим