иконография вводная .ppt
- Количество слайдов: 49
Мифологические и библейские сюжеты в мировом искусстве Вводная лекция
Уровни осмысления визуального образа (Эрвин Панофский) • • • а) первичный или естественный сюжет – фактический и выразительный (идентификация и осмысление на уровне общечеловеческого опыта) б) Вторичный или условный (узнавание сюжета на основе знания текстовых источников и контекста эпохи – иконография) в) внутренний смысл или содержание, область символических значений (иконографический синтез, иконология)
Сюжетное(иконографическое) сходство, различия в интерпретации (иконологические)
Иконография: Эмиль Маль Испанская капелла в Санта Мария Новелла во Флоренции
Иконология: Аби Варбург Палаццо Скифанойя в Ферраре
• Существует, надо признаться, определенная опасность, что иконология станет по отношению к иконографии не тем, чем стала этнология по отношению к этнографии, а тем, чем стала астрология по отношению к астрографии. Эрвин Панофский
• Мотив (образ, композиция), • Тема (понятие), • Сюжет или аллегория как сочетание образов
Совпадение мотива, несовпадение темы и сюжета
Совпадение мотива, несовпадение темы
Совпадение темы, несовпадение сюжета
Полное совпадение мотива, темы, сюжета: Восток и проблемы иконопочитания
Полное совпадение мотива, темы, сюжета: Запад
Запад: свобода в частностях. Книги образцов
Единство сюжета, различие мотивов и тем. Образ и знак
Трудности интерпретации На уровне мотива – столкновение с условностью. Иератизм
Трудность пред-иконографическокй интерпретации символов и знаков
Трудность пред-иконографической интерпретации из-за неумелости художника
Трудности иконографической интерпретации в связи с незнанием источника
Необходимость использования не только литературных, но и визуальных источников
Необходимость знания контекста и жанра: принцип пересечения
Важность контекста и принцип пересечения: лев Даниила, Марка, Иеронима
Лев – символ воскресения, лев - Христос, лев – один из смертных грехов (гнев)
Иконология Чезаре Рипа – лев-великодушие (Лисимах), лев-сила
Х. Рибера Аполлон и Марсий св. Варфоломей
Аллегорическая интерпретация
Отказ от интерпретации в связи с неясностью жанра
Рождение иконографической схемы
Значение контекста эпохи. Наполнение иконографической схемы новым смыслом
Значение жанра. Декоративность и программа
Роль образца. Сохранение иерархии
Роль образца. Выбор подходящей схемы
Мигрирующая схема с изменением сюжета в общем контексте
Мигрирующая схема с сохранением мотива и темы
Интерпретация и вопрос исторической достоверности
Рубеж XVIII-XIXв Конец XIXв
Символ
Аллегория
Боттичелли Аллегория клеветы • Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая - Подозрение. Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство, а другую Ложь. За ними шло Раскаяние - женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Правда.
Атрибут
иконография вводная .ppt