МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.ppt
- Количество слайдов: 33
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА l Мифологическая школа - научное направление в фольклористике и литературоведении XIX в. , возникшее в эпоху европейского романтизма l Мифологическая школа сыграла существенную роль в развитии академического литературоведения
Предтеча мифологической школы l Учение романтиков. - Йенские романтики (центр – университетский г. Йена (1796 г. ): осуждение античности, тяга к национальному фольклору: А. и Ф. Шлегели, Тик, Новалис) - Гейдельбергский кружок немецких романтиков (Я. и В. Гримм)
Теоретики романтизма: ---- Фридрих и Август Шлегели (Германия) ---- В. Гюго (Франция)
Эпоха романтизма l Впервыечетко сформулировано положение об историческом и национальном своеобразии литературы
Теоретики романтизма полагали: - Народное творчество (в том числе и мифология) – проявление высшей художественности, для которой характерно свежесть и непосредственность восприятия - Миф – проявление высшей мудрости
Философская основа М. ш. l Эстетика романтизма Ф. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей l Ф. Шеллинг теоретически обобщил идеалистические тенденции в изучении мифов (исследование «Философия искусства» (1802 -1803 гг. )).
Ф. Шеллинг l Миф, по Шеллингу, - первообраз поэзии, из которой в дальнейшем возникают философия и наука l Истоки искусства следует искать в абсолютных, божественных «первообразах» , которые бессознательно, интуитивно создаются древними мифотворцами
Братья Шлегели l Фридрих Шлегель: «Ядро, центр поэзии следует искать в мифологии и древних мистериях» ( «Фрагмены» (1797 - 1798)).
Время возникновения мифологической школы l XIX век
Братья Гримм Окончательное оформление мифологическая школа получает в теории братьев Гримм, взгляды которых обобщены в книге «Немецкая мифология» (1835 г. ). (автор – Якоб Гримм) l Народная поэзия имеет «божественное происхождение» , из мифа в процессе его эволюции возникают сказка, эпос, легенда; l Фольклор – бессознательное и безличное творчество коллективной народной души
Братья Гримм (Якоб, 1785— 1863 и Вильгельм, 1786— 1859) — немецкие лингвисты
Метод сравнительного изучения братьев Гримм l Братья. Гримм использовали в своих исследованиях метод сравнительного изучения, объясняя сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией.
Направления мифологической школы l Лигвистическое l Антропологическое (этимологическое) Основоположники -Я. Основоположник – Гримм и Э. Тейлор (Англия) М. Мюллер (Германия) (сравнение мифов, (лингвистическая сходных по реконструкция смысла мифа) содержанию)
Лингвистическая (этимологическая) школа l Ведущий метод – сравнительное изучение фольклора и мифологии. При реконструкции мифов исследователи опирались на достижения сравнительного языкознания
Антропологическая школа l Зарождение и развитие мифологии связано с анимистическими представлениями первобытных народов (обожествление, одухотворение предметов, сил природы)
Русская мифологическая школа l Старшие мифологи (Ф. И. Буслаев) l Младшие мифологи (А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер)
Русская мифологическая школа l Представители l Представитель мифологической антропологическ школы – ой школы – Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский Афанасьев
Исследовательский принцип l Отыскание в фольклорных произведениях «прамифа» или «первомифа» , к которому сводилось все позднейшее творчество (как к биологической клетке)
Сферы изучения мифологов l Ранние фольклорные формы l Мифологи выявляли мифологические темы, мотивы в сказках, былинах, песнях
Буслаев Ф. И. (1818 -1897) русский филолог, академик Петербургской АН (1860)
Научная концепция Ф. И. Буслаева Ф. И. Буслаев оригинально применил принцип лингвистического изучения мифологии в работах 1840 -50 -х гг. (собраны в книге «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» , т. 1 -2, 1861).
Буслаев Ф. И. l Все жанры фольклора возникли в «эпический период» из мифа Примеры: 1) былинный образ Дуная возводил к мифологическим сказаниям о возникновении рек 2) былинный образ Святогора к мифологическим сказаниям о великанах, живущих в горах
Афанасьев Александр Николаевич (1826 -1871), русский литературовед
Теория Афанасьева l А. Н. Афанасьев следовал за М. Мюллером, связывая зарождение мифов с развитием древнего языка, его богатой метафоричностью.
Сфера деятельности Афанасьева А. Н. - Архивные разыскания - Издательская деятельность: 1. Издатель первого фундаментального собрания подлинных русских сказок (почти 600 текстов): первый выпуск – 8 т. (сказки без комментариев), второй выпуск – 4 т. (сказки систематизированы, комментарии помещены в отдельный 4 т. ).
Главный исследовательский труд Афанасьева А. Н. l «Поэтические воззрения славян на природу» (1865 -1869) – своеобразный синтез различных мифологических теорий, систематизированное изложение сведений о верованиях, обрядах, фольклоре восточных славян l Исследование по славянской мифологии и художественное произведение о первобытном человеке
Том 1: Происхождение мифа, метод и средства его изучения Свет и тьма: олицетворение и обожествление природы Небо и земля Стихия света в ее поэтических представлениях Солнце и богиня весенних грез Гроза, ветры и радуга Живая вода и вещее слово Ярило Илья-громовник и огненная Мария Баснословные сказания о птицах Облако Баснословные сказания о зверях Небесные стада Собака, волк и свинья
Том 1: l Ярило Илья-громовник и огненная Мария Баснословные сказания о птицах Облако Баснословные сказания о зверях Небесные стада Собака, волк и свинья
Том 2: l Огонь: Перун, как бог земного огня Вода Жертвоприношения у славян Древо жизни и лесные духи Облачные скалы и Перунов цвет Предания о сотворении мира и человека Змей Великаны и карлики
Том 3: l Нечистая сила Облачные жены и девы Души усопших Девы судьбы Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни Процессы о колдунах и ведьмах Народные праздники
Мифологическая школа l М. ш. получает общеевропейское распространение (Германия, Франция, Англия, Россия) l М. ш. способствовала выявлению национальных истоков художественного творчества
Связь с научными концепциями l Наоснове теоретических разработок представителей мифологической школы возникают другие научные концепции и научные школы