Скачать презентацию Миф и Религия Определение Миф др -греч Скачать презентацию Миф и Религия Определение Миф др -греч

ленка.pptx

  • Количество слайдов: 23

Миф и Религия Миф и Религия

Определение Миф (др. -греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о Определение Миф (др. -греч. μῦθος, букв. сказание, предание) — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Общая характеристика Мифа Преобладание мифологического сознания относится главным образом к архаической (первобытной) эпохе и Общая характеристика Мифа Преобладание мифологического сознания относится главным образом к архаической (первобытной) эпохе и связывается прежде всего с её культурной жизнью, в системе смысловой организации которой миф играл определяющую, доминирующую роль[1]. В мифах события рассматриваются во временной последовательности, однако зачастую конкретное время события не имеет значения и важна только отправная точка для начала повествования. Как отмечал А. А. Потебня, «язык есть главное и первообразное орудие мифологии» , её нельзя мыслить вне слова, а потому она принадлежит словесности и поэзии[2]. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути литературе и исторически предвосхитила многие её возможности и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника сведений о прошлом, составляя большую часть известных исторических трудов античности, например Геродота и Тита Ливия[3]. Слово «миф» происходит от древних греков. Как отмечает Ж. -П. Вернан, mythos означает «слово» , «рассказ» и изначально не противопоставляетсяlogos’у, первоначальным смыслом которого также является «слово» , «речь» . И только впоследствии logos стал означать способность мышления, разум. Начиная с V в. до н. э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos’y, приобрёл уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое не опирается на строгое доказательство или надёжное свидетельство. Но даже в этом случае mythos, дисквалифицированный с точки зрения истинности и противопоставленный logos’y, не распространялся на священные тексты о богах и героях [4]. Как отмечается учёными, в современности реалии мифа имеют не познавательный, а поведенческий характер, как форма знания он утрачивает свою актуальность, однако как побуждение к действию не исчерпал свои возможности[5]. Отдельно отмечается, что в отличие от древних времён, в настоящее время мифологизируется не природа, а социальная и эмоциональная жизнь человека[5]. По некоторому мнению, в современной культуре наблюдается процесс ремифологизации, когда мифологическое мировосприятие увеличивает сферу своего влияния и местами, в частности в искусстве, политике и даже науке начинает играть значительную, порой даже определяющую роль

 Рели гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой Рели гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

Другие определения религии учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Другие определения религии учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная [2]. одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения[3]. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам[4]. духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности[5].

 Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективноличностный (религия как индивидуальная Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективноличностный (религия как индивидуальная «вера» , «религиозность» и т. п. ) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания» , «богопочитания» , «конфессии» и прочее). [6] Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру[7], некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек коечто знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь[8]. Вера может подкреплятьсямистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п. В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа

Структура религии религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Структура религии религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п. ), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации.

Виды религий Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Виды религий Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм. Единобожие (монотеизм)[ характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия. Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др. ), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д. ). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др. Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактныйидеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм

Основные функции (роли) религии Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким Основные функции (роли) религии Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п. ) Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы

Возникновение религии Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область Возникновение религии Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма. промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии. Концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12 -томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога» [. Однако позднее она была подвергнута критике. По мнению И. А. Крывелёва в сочинении Вильгельма Шмидта есть ошибки, а после смерти Шмидта его ученики, группирующиеся вокруг журнала «Anthropos» , предприняли ревизию его работы и фактически отказались от неё, постулируя в качестве первичной формы религии не прамонотеизм, а пратеизм[22]. эволюционная: религия возникает при определённом уровне развития сознания в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм

Религии и верования мира Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших Религии и верования мира Тотемизм многие атеистически настроенные исследователи рассматривают как одну из древнейших и универсальных религий первобытного человечества. Следы тотемизма можно найти во всех религиях и даже в обрядах, сказках и мифах. Тотемизм — представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом — тотемом: животным, растением, неодушевлённым предметом, природным явлением

Религии и верования мира Анимизм В основе находится вера в духов и потусторонние существа Религии и верования мира Анимизм В основе находится вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всей природы. Фетишизм Вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами. Аниматизм Вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений. Шаманизм Взаимодействие с миром духов (связь), которое осуществляет шаман.

По данным христианского сайта «Laborers Together» на 2011 год распределение населения Земли по религиозному По данным христианского сайта «Laborers Together» на 2011 год распределение населения Земли по религиозному признаку следующее христиане — 2, 31 млрд (33 % населения Земли) мусульмане — 1, 58 млрд (23 % населения Земли) исповедующие индуизм — 0, 95 млрд (14 % населения Земли) буддисты — 0, 47 млрд (6, 7 % населения Земли) исповедующие традиционные китайские религии — 0, 46 млрд (6, 6 %населения Земли) сикхи — 24 млн (0, 3 % населения Земли) иудеи — 15 млн (0, 2 % населения Земли) приверженцы местных верований — 0, 27 млрд (3, 9 % населения Земли) не религиозные — 0, 66 млрд (9, 4 % населения Земли) атеисты — 0, 14 млрд (2 % населения Земли).

Государства с официальными религиями Буддизм Ислам Шиитский ислам Суннитский ислам Православие Протестантизм Англиканство Католицизм Государства с официальными религиями Буддизм Ислам Шиитский ислам Суннитский ислам Православие Протестантизм Англиканство Католицизм

Карта демонстрирует распространение крупнейших религий мира и их основных конфессий Карта демонстрирует распространение крупнейших религий мира и их основных конфессий

Литература Интернет сайт https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 0%D 0%B 5%D 0 %BB%D 0%B Литература Интернет сайт https: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 0%D 0%B 5%D 0 %BB%D 0%B 8%D 0%B 3%D 0%B 8%D 1%8 F#. D 0. A 1. D 1. 8 2. D 1. 80. D 1. 83. D 0. BA. D 1. 82. D 1. 83. D 1. 80. D 0. B 0_. D 1. 80. D 0. B 5. D 0. BB. D 0. B 8. D 0. B 3. D 0. B 8

Авраамические религии Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на Авраамические религии Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм провозгласилмонотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти, для этого достаточно пройти гиюр.

Авраамические религии Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот Авраамические религии Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное — а не кажущееся или мнимое — вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе, как осуществление ветхозаветных пророчеств. В христианстве присутствует ряд религиозных предписаний, характерных и для иудаизма ( «Десять заповедей» , «Заповеди любви» , «Золотое правило нравственности» ). Однако благодаря представлению о благодати христианство сняло со своих последователей множество других, менее значимых религиозных ограничений (бремена неудобоносимые). Диалектика «закона» и «благодати» , «страха Божьего» и «любви» продолжает оставаться актуальной для христианства на протяжении всей его истории, принимая разные формы ( «Слово о законе и благодати» , «Либеральное христианство» , «Фундаментализм» ).

Авраамические религии Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в Авраамические религии Ислам возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Многие религиоведы (см. Люксенберг, Кристоф) склонны утверждать, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку н. э. христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны. Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персовмаздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммеда, был христианином. Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы» . Считалось, что они следуют религии Авраама. Ислам признаёт в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий.

Мировая религия Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке Мировая религия Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какойлибо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Типы тотемов В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), Типы тотемов В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п. , но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, североамериканское племя оджибва состоит из 23 х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д. ); в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д. ; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

Генезис тотеизма Основной вопрос о генезисе тотемизма ещё не вышел из области споров. Спенсер Генезис тотеизма Основной вопрос о генезисе тотемизма ещё не вышел из области споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Т. результатом какого-то недоразумения (англ. misinterpretation of nicknames), вызванного обычаем давать людям, вследствие бедности языка, имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени дикарь, смешивающий название объекта с самим объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение падает уже потому, что каждый дикарь имеет полную возможность проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным. Очень стройную и остроумную теорию Т. выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис тотемизма в психологии родового быта. Дикарь-анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно представляет себе, что и вся внешняя природа живёт такой же родовой жизнью, как и он сам. Каждый отдельный вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой в его глазах сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, следовательно, для человека — чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, естественно ищет союза с ними, — а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключённый между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов в фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов тотемизма постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии. Эта теория, удовлетворительно объясняющая отдельные стороны Т. , не решает коренного вопроса о генезисе его: остаётся непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, например, червя, муравья, мышь?

 Мифологическая роль культурных героев Список дел, приписываемых культурным героям, весьма обширен. Герой может Мифологическая роль культурных героев Список дел, приписываемых культурным героям, весьма обширен. Герой может выступать в качестве демиурга, участвуя в божественных деяниях и даже лично созидая природные объекты или людей. В «земной» ипостаси цивилизатора герой часто является первым законодателем. Он добывает или изобретает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные правила, магические предписания, ритуалы и праздники. Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, культурный герой выступает также борцом с хаотическими природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов и др. Деятельность культурного героя не обязательно направлена во благо, но она всегда сопровождается историческими переменами. Например, в Библии Каин, убивший своего брата и изгнанный Богом, считается основателем первого на земле города. От него берут начало техническая цивилизация и некоторые искусства. Часто отрицательный культурный герой соперничает с братомблизнецом — положительным культурным героем (напр. , Эпиметей и Прометей у эллинов, Иоскеха и Тавискарон у ирокезов). Отрицательный персонаж при этом может наделяться демоническими и комическими чертами, выполняя роль трикстера