Скачать презентацию МГГУ имени М А Шолохова Кафедра Художественное образование Скачать презентацию МГГУ имени М А Шолохова Кафедра Художественное образование

Московская школа Ваяния и Зодчества.pptx

  • Количество слайдов: 31

МГГУ имени М. А. Шолохова Кафедра «Художественное образование» факультет Дизайна и визуальных искусств ТМО МГГУ имени М. А. Шолохова Кафедра «Художественное образование» факультет Дизайна и визуальных искусств ТМО ИЗО ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: «Московская школа живописи, ваяния и зодчества» Выполнила: Карелина Т. Н. 2 курс ИЗО заочное отделение

Оглавление 1. Введение 2. Создание кружка любителей искусства. 3. «Публичный художественный класс» . 4. Оглавление 1. Введение 2. Создание кружка любителей искусства. 3. «Публичный художественный класс» . 4. Получение статуса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 5. Получение МУЖВЗ право присваивать художникам звания, медали и чины. 6. Время расцвета училища. 7. Преобразование МУЖВЗ в высшее учебное заведение. 8. Закрытие Училища живописи, ваяния и зодчества. 9. Высшие художественно-технические мастерские 10. Открытие и возрождение И. С. Глазуновым Академии живописи, скульптуры и художественной педагогики. 11. Вывод 12. Список литературы

1. Введение Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1865– 1918), первое художественное учебное 1. Введение Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1865– 1918), первое художественное учебное заведение в Москве. Одно из ведущих художественных учебных заведений в дореволюционной России.

2. Создание кружка любителей искусства. Возникновение в Москве училища, дающего систематическое художественное образование, было 2. Создание кружка любителей искусства. Возникновение в Москве училища, дающего систематическое художественное образование, было связано с движением за свободное, чуждое чиновничьей академической традиции, воспитание художников. Ведёт начало от «Натурного класса» – кружка любителей искусства, собиравшихся для рисования с натуры и совершенствования в живописи и рисунке, созданного в 1832 году Егором Маковским, братьями Алексеем Добровольским и Василием Добровольским, а также Александром Ястребиловым.

Добровольский, Василий Степанович Добровольский, Василий Степанович

3. «Публичный художественный класс» . Вскоре при кружке любителей искусства было организовано художественное общество, 3. «Публичный художественный класс» . Вскоре при кружке любителей искусства было организовано художественное общество, на средства от которого существовал «Публичный художественный класс» . Его первым директором стал генерал М. Ф. Орлов, мечтавший превратить класс в общедоступную академию нового типа. В 1833 — 34 гг. в художественном классе числилось 65 учеников. Орлов привлёк к преподаванию лучших московских художников, в том числе В. А. Тропинина.

Тропинин Василий Андреевич. Автопортрет 1850 г Тропинин Василий Андреевич. Автопортрет 1850 г

4. Получение статуса Московского училища живописи, ваяния и зодчества В 1843 г. класс был 4. Получение статуса Московского училища живописи, ваяния и зодчества В 1843 г. класс был преобразован в Училище живописи и ваяния при Московском художественном обществе. С 1834 года заведение располагалось на Большой Никитской улице, а после 1844 года перебазировалось на Мясницкую улицу. В помещении Училища проходили выставки знаменитых художников, концерты и благотворительные вечера. В 1865 году к нему было присоединено Архитектурное училище при Московской дворцовой конторе (ранее при Экспедиции кремлёвского строения), после чего заведение стало называться Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Выпускники МУЖВЗ фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств. В 1857 г. преподававший здесь ученик А. Г. Венецианова С. К. Зарянко провозгласил принцип следования натуре, что было новым словом в методах обучения. В училище принимали, наряду с другими сословиями, крепостных крестьян.

Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей. Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей.

5. Получение МУЖВЗ право присваивать художникам звания, медали и чины. С 1865 г. МУЖВЗ 5. Получение МУЖВЗ право присваивать художникам звания, медали и чины. С 1865 г. МУЖВЗ было предоставлено право присваивать художникам звания, давать малые и большие серебряные медали (золотые медали выдавали только в АХ).

Обучение в УЖВЗ считалось законченным, когда ученик сдавал экзамены по всему курсу наук и Обучение в УЖВЗ считалось законченным, когда ученик сдавал экзамены по всему курсу наук и выполнял работу в своей области искусств на малую серебряную медаль. Удостоенный медали получал звание неклассного художника. После этого он мог остаться в Училище еще на год и выполнить работу на большую серебряную медаль, получая звание классного художника живописи или архитектуры и чин ХIV класса. По новому уставу 1896 года окончившим УЖВЗ присваивалось звание и чин ХIV или ХII класса уже без награждения медалями. Однако все поступившие в Училище до 1896 года продолжали получать медали до 1908 года.

В. О. Ключевский читает лекции в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Леонид Пастернак. В. О. Ключевский читает лекции в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Леонид Пастернак. «Портрет Ключевского»

6. Время расцвета училища – 1870 -е гг. , когда в нём, по утверждению 6. Время расцвета училища – 1870 -е гг. , когда в нём, по утверждению М. В. Нестерова, «всё дышало Перовым» . В. Г. Перов способствовал сближению МУЖВЗ и Товарищества передвижных художественных выставок. У него учились Нестеров, А. Е. Архипов, С. А. Коровин и другие. Ведущим классом Училища был натуральный класс. Его возглавляли В. Г. Петров, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажным классом руководил академик живописи А. К. Саврасов, который привил своим ученикам интерес к русскому национальному пейзажу. Среди его учеников были И. И. Левитан и К. А. Коровин – величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А. К. Саврасова пейзажный класс вел П. Д. Поленов, а потом А. М. Васнецов.

Пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, около 1877. Левитан стоит третий слева. Пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества, около 1877. Левитан стоит третий слева.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.

 В 1870 -1890 -е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. В 1870 -1890 -е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие. С 1878 г. проводились ежегодные ученические выставки, работы с которых нередко приобретались П. М. Третьяковым и другими коллекционерами. В середине 1890 -х гг. в МУЖВЗ преподавали С. А. Коровин и В. А. Серов. В разное время в училище учились или преподавали такие мастера, как А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, В. Д. Болотнов, С. В. Иванов, К. А. Коровин, А. К. Шервашидзе, И. И. Левитан, В. Е. Маковский, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, Н. А. Ромазанов, А. М. Васнецов, Д. И. Митрохин, К. С. Мельников, Л. О. Пастернак, В. А. Мазырин, П. А. Алякринский. МУЖВЗ развивалось почти без поддержки властей, но сумело достичь блестящих результатов, встать в один уровень с Академией Художеств. Оно сыграло определяющую роль в формировании московской школы живописи.

"Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества". 1902. Л. О. Пастернак

7. Преобразование МУЖВЗ в высшее учебное заведение. В 1896 году училище было превращено в 7. Преобразование МУЖВЗ в высшее учебное заведение. В 1896 году училище было превращено в высшее учебное заведение с общеобразовательным, архитектурным и художественным отделениями. Курс обучения длился 8 лет для живописцев и скульпторов и 10 лет для архитекторов, раньше получил распространение бытовой жанр и утвердилось реалистическое направление в искусстве. Училище отличалось свободной, демократической атмосферой. Его педагоги ориентировались на традиции русского искусства, народного творчества, в отличие от нравов классицизма царящего в стенах Императорской Академии художеств. МУЖВЗ сыграло выдающуюся роль в развитии русского национального реалистического искусства и архитектуры 2 -й половине 19 – начале 20 в. С 1915 года училище находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. Директором Московского училища живописи, ваяния и зодчества был князь Львов, Алексей Евгеньевич с 1896 по 1917 гг.

Живописная мастерская в Московском училище живописи и ваяния. Н. Подключников. 1930 -е годы. Живописная мастерская в Московском училище живописи и ваяния. Н. Подключников. 1930 -е годы.

8. Закрытие Училища живописи, ваяния и зодчества. После событий 1917 года Училище живописи, ваяния 8. Закрытие Училища живописи, ваяния и зодчества. После событий 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества перестало существовать, на его основе в помещениях на Мясницкой улице, дом 21 были открыты Первые свободные государственные художественные мастерские (вторые впоследствии были реорганизованы в Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт). В качестве руководителей мастерских пришли такие художники, как Лентулов, Кончаловский, Машков, Родченко и другие, входившие в объединение художников «Бубновый валет» , а также Малевич и Кандинский, которые являлись основоположниками абстрактного искусства.

Художники входившие в объединение «Бубновый валет» : Лентулов, Кончаловский, Машков, Кандинский, Родченко, Малевич и Художники входившие в объединение «Бубновый валет» : Лентулов, Кончаловский, Машков, Кандинский, Родченко, Малевич и другие.

9. Высшие художественнотехнические мастерские. В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические 9. Высшие художественнотехнические мастерские. В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, декрет об образовании которых был подписан В. И. Лениным. Эти мастерские заполнили люди, пренебрегавшие художественными традициями, настроенные против академической и старой живописи.

В мастерской А. В. Шевченко во ВХУТЕМАСе. 1920 -е В мастерской А. В. Шевченко во ВХУТЕМАСе. 1920 -е

10. Открытие и возрождение И. С. Глазуновым Академии живописи, скульптуры и художественной педагогики. Спустя 10. Открытие и возрождение И. С. Глазуновым Академии живописи, скульптуры и художественной педагогики. Спустя 69 лет Московская школа Живописи Ваяния и Зодчества вновь возрождается. В 1986 году И. С. Глазунов обратился в директивные органы с предложением создать Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества и передать ей дом № 21 по Мясницкой улице. 1 марта 1987 года в Москве открылась Академия живописи, скульптуры и художественной педагогики.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Российская академия живописи, ваяния и зодчества

 На должность ректора приказом Министерства культуры РСФСР был назначен народный художник СССР профессор На должность ректора приказом Министерства культуры РСФСР был назначен народный художник СССР профессор И. С. Глазунов. В 1987 году Глазунов начал руководить мастерской портрета в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова

 Выпуск этой мастерской 1994 года образовал основу преподавательского состава факультета живописи Академии живописи, Выпуск этой мастерской 1994 года образовал основу преподавательского состава факультета живописи Академии живописи, ваяния зодчества. Учитывая большое значение изобразительного искусства и архитектуры в возрождении духовности российского общества, Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1995 года Академия преобразована в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества Правительства Российской Федерации.

Владимирович Путин Президент Российской Федерации 2006 г. Владимирович Путин Президент Российской Федерации 2006 г.

11. Вывод Вся деятельность Академии направлена на воспитание истинного художника, который, совершенствуясь в школе 11. Вывод Вся деятельность Академии направлена на воспитание истинного художника, который, совершенствуясь в школе высокого реализма, основанного на лучших традициях Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, выбирает свободу творчества, а не рабство проходящей моды. Академия ставит главной задачей формирование деятельной творческой личности, выражающей самосознание своего народа; считает своими высочайшими целями возрождение великих традиций отечественного изобразительного искусства и является одним из ведущих художественных вузов Российской Федерации, последовательно и твердо отстаивающим позиции высокого реализма. Илья Глазунов совершил великий подвиг - всей своей жизни - создал Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Академия - это оплот традиций высокого реализма, единственный в России институт, созданный во имя реализма, в котором молодые художники под руководством И. С. Глазунова постигают мастерство, почерпнутое из наследия великих мастеров прошлого. Они углубленно работают над натурой, обогащая свои души общением с Красотой и высокой Гармонией, которые их окружают. К началу XXI века, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратило понятие «школа» , определяющее уровень профессионализма художника, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества утверждает принципы высокого мастерства, реализма и

Список используемой литературы: 1. «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» Дмитриева Н. А. , Список используемой литературы: 1. «Московское училище живописи, ваяния и зодчества» Дмитриева Н. А. , М. , 1951. 2. Москва. Энциклопедический справочник. М. : Большая Российская Энциклопедия. 1992. 3. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства Власов В. Г. . : Азбука-классика, 2004 -2009. 4. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия» Под ред. проф. Горкина А. П. ; М. : Росмэн; 2007. 5. Стили в русской живописи XIX века. Импрессионизм 6. Московское училище живописи и ваяния: годы становления. – Спб. : Искусство, 2005. Степанова С. С. 7. Сборник материалов для истории СПб. Импер. Академии Художеств за сто лет ее существования. —"Московский Вестник". ) — H. Степанов: Воспоминания об A. C. Добровольском ("Московские Ведомости", 1844 г. , № 60)