Этические аспекты генной инженерии, нанотехнологий и современных биотехнологий.ppt
- Количество слайдов: 21
Международный государственный экологический институт им. А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета Этические аспекты генной инженерии, нанотехнологий и современных биотехнологий С. Б. Мельнов, Н. С. Смольник
Со второй половины ХХ века начался период бурного развития биомедицинских наук. Особенно больших успехов ученые добились в таких принципиально новых областях, как Биотехнология, генная инженерия, геномика (генодиагностика, генная инженерия, генотерапия, генетическая идентификация личности) и др.
Биотехнология – 1. Любая прикладная технология, основанная на использовании биологических систем, живых организмов или их производных для получения или модификации продуктов (процессов) для различного применения. (Конвенция о биологическом разнообразии). 2. Спектр различных молекулярных технологий таких как генная инженерия (манипуляции с генами, трансфер генов), Изменение и клонирование ДНК живых организмов. (Определение ФАО). _______________________ FAO Glossary of Biotechnology for Food and Agriculture (http: //www. fao. org/biotech/find-form-n. asp) Генная инженерия – методология, основанная на прямом манипулировании генетическим аппаратом живых организмов.
Быстрые темпы развития различных научных областей и новых методик сделали возможным вмешательство в святое святых – генетический аппарат человека, в ход самой эволюции, в ход жизни. Что в свою очередь привело к проблематизации традиционно сложившихся границ начала и конца человеческого существования, демаркации нормы и патологии, различения своего (собственного) и чужого, морального и аморального, легального и криминального.
Но также изменился и сам социум, трансформировались философская мысль и морально-этические устои, уже давно идет процесс гуманизации общества. Поэтому проблему формирования этических принципов и правовых норм, применимых к биотехнологии и генной инженерии, необходимо рассматривать применительно к современному либеральному, мировоззренческинейтральному правовому обществу, в котором секуляризованное государство должно обеспечивать справедливое взаимодействие индивидов и общностей, имеющих различное представление о морали и этически-правильном образе жизни. Такое общество должно «гарантировать каждому равную свободу развивать этическое самопонимание для того, чтобы в соответствии с собственными возможностями и благими намерениями осуществить в действительности персональную концепцию “благой жизни”. Также необходимо учитывать, что происходит смена антропоцентристкой этической модели на биоцентристкую.
Наибольшее количество этических проблем и споров связано с такими направлениями научных исследований, как генная инженерия, генетика человека, клонирование и евгеника.
Большинство вопросов, возникающих применительно к этим сферам научного знания, в основном можно свести к двум бинарным оппозициям: 1) имеем мы право или нет проводить какие-либо манипуляции и применять продукты таких манипуляций, если отдаленные последствия таких действий неизвестны. 2) имеем ли мы вообще право вмешиваться в давно устоявшийся порядок жизни с целью изменить его, или не имеем.
Стремительное развитие генетики человека порождает множество вопросов, основными из которых являются следующие: – Может ли геном быть критерием оценки личности? – Может ли генетическое тестирование населения стать основанием классификации групп населения, а для властей поводом ограничения свобод «неблагополучных» людей? – Может ли реальность биогенетического неравенства (способности, здоровье) стать основанием социального неравенства? – Должно ли генетическое обследование стать доступным каждому и охватывать всю популяцию? – Должно ли генетическое тестирование стать обязательным? – Должно ли оно стать обязательным для людей, вступающих в брак или при беременности? – Можно ли рассматривать получение неблагоприятного прогноза при пренатальной генетической диагностике в качестве основания для аборта?
– Этично ли сообщать человеку об имеющейся у него предрасположенности к тому или иному заболеванию, если медицина не может еще предотвратить его развитие? – Допустимо ли, чтобы данные «генетической паспортизации» были использованы страховыми компаниями и работодателями? – Как гарантировать и обеспечить конфиденциальность материалов генетического тестирования? – Должна ли информация о результатах генетического обследования быть доведена до всех членов семьи? – Вправе ли человек выбирать: знать или не знать о результатах генетического тестирования и можно ли информировать его об этом в принудительном порядке?
– Ограничится ли наука расшифровкой патологических генов или пойдет дальше – к поиску генов, ответственных за поведение человека? – Можно ли улучшить или «гармонизировать» человека и род человеческий путем предоставления рекомендаций при вступлении в брак на основании медико-генетического тестирования? – Может ли человек (генетик-исследователь, политик) стать «соавтором» биологической эволюции? – Может ли государство и общество регулировать процесс научных исследований, и если «да» , то как?
Применительно к проблемам генетики привлечение этических методологий способствовало формированию двух биоэтических подходов: - «либерального» - «консервативного»
Через 6 месяцев после объявления о рождении овечки Долли в 1997 г. на 29 сессии ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о геноме человека и правах человека. В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила эту Декларацию. «Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая, как практика клонирования человеческой особи. Государствам и компетентным организациям предлагается сотрудничать с целью выявления такой практики и принятия на национальном и международном уровнях необходимых мер в соответствии с принципами, изложенными в настоящей декларация» (Статья 11, Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека, 1997 г. ).
Прогресс в рассматриваемых нами областях человеческих знаний привел к возрождению евгенических концепций. Что само по себе не удивительно, ведь идея усовершенствования человеческой "породы" или евгеника методами селекции сама по себе не нова. ____________________ евгеника (от греч. eugenēs, — благородного происхождения, породистый) Платон в своем "Государстве" или Т. Кампанелла в "Городе Солнца" уже разрабатывали стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами.
Основателем "научной" евгеники считается английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики Фрэнсис Гальтон (1822 -1911) Многие выдающиеся ученые также поддержали идеи евгеники. Фрэнсис Гальтон Среди них были Ч. Дарвин, Н. К. Кольцов, Ю. А. Филипченко и др. Н. К. Кольцов Ч. Р. Дарвин Ю. А. Филипченко
Как считал Гальтон, евгеника превратит искусственный отбор в достойный противовес действию цивилизации : "То, что природа делала слепо, медленно и жестоко, следует делать прозорливо, быстро и мягко" *. __________________________________ * Цит. по : Weingart P. , Kroll J. , Bajertz К. Rasse, Blut und Gene. Fr. -a-M. , 1988. S. 32 -33.
Цель евгеники – увеличение воспроизводства индивидов с признаками, способствующими процветанию общества и ограничение воспроизводства лиц с отягощенной наследственностью. Евгенические программы были разработаны многими государствами (Германия, Англия, Россия, Швеция, Норвегия, США). Поспешность, с которой многие евгенисты стремилась осуществить свои проекты, их готовность рассматривать любую умозрительную гипотезу как истину в последней инстанции, полностью дискредитировали евгенику как научную дисциплину.
Развитие медицинской генетики и генетики человека, а так же различных технологий на основе генной инженерии и биотехнологии вдохнули новую жизнь в евгенические идеи. Однако благодаря гуманизации общества, развитию этических принципов и научнотехническому прогрессу сама концепция евгеники претерпела изменения и была трансформирована в так называемую либеральную евгенику.
Либеральная евгеника представляет собой качественно иное и в идеологическом, и в непосредственно практическом смысле. С предшествовавшей ей евгенической концепцией ее роднит лишь установка на улучшение наследственности у потомков. В отличие от традиционной, либеральная евгеника в качестве предмета своего воздействия предполагает не генофонд нации, а геном отдельного человека (родительский и/или ребенка).
Манипуляции на уровне отдельного генома и даже конкретного гена создает предпосылку для евгенической политики, в которой главную роль сможет играть не государство, а отдельный индивид. Иными словами, смысл "либерализма" заключается в ярко выраженном акценте на свободу выбора отдельного индивида.
Т. е. , применительно к современному либеральному, мировоззренческинейтральному правовому обществу, в котором секуляризованное государство должно обеспечивать справедливое взаимодействие индивидов и общностей, имеющих различное представление о морали и этически-правильном образе жизни, такой подход может стать гуманным и этичным, т. к. позволит отдельному индивиду реализовать право на «равную свободу развивать этическое самопонимание для того, чтобы в соответствии с собственными возможностями и благими намерениями осуществить в действительности персональную концепцию «благой жизни» .
Спасибо за внимание