Скачать презентацию Международная охрана авторского права и смежных прав Практика Скачать презентацию Международная охрана авторского права и смежных прав Практика

авторское право.ppt

  • Количество слайдов: 16

Международная охрана авторского права и смежных прав Практика применения международных договоров Международная охрана авторского права и смежных прав Практика применения международных договоров

Авторское право • • • 9 сентября 1886 г. была принята Международная конвенция об Авторское право • • • 9 сентября 1886 г. была принята Международная конвенция об охране литературных произведений. Эта Конвенция представляла собой первый многосторонний международный договор, направленный на унификацию международно-правовой охраны авторских прав. В дальнейшем Конвенция неоднократно изменялась и пересматривалась. Ее первое изменение состоялось в 1896 г. в Париже. В частности, был конкретизирован принцип национального режима. Авторы и их правопреемники получили право на перевод в течение всего срока действия авторского права. В 1908 г. Конвенция была пересмотрена на конференции, проходившей в Берлине, в ходе которой она получила наименование Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Следующее изменение состоялось на конференции в Риме в 1928 г. Римская конференция установила, что срок охраны авторского права равен времени жизни автора и 50 годам после его смерти. На Римской конференции были признаны личные права автора, которые сохранялись за ним и при отчуждении имущественных прав. Брюссельская редакция 1948 г. включила в перечень охраняемых прав работы, созданные кинематографией или полученные способом, аналогичным фотографии, прикладное искусство и промышленные рисунки. Она распространила охрану на сборники литературных и художественных произведений, к которым относятся энциклопедии, антологии и иные сборники.

Авторское право • • В дальнейшем значительные изменения были внесены в Бернскую конвенцию на Авторское право • • В дальнейшем значительные изменения были внесены в Бернскую конвенцию на конференциях, состоявшихся в Париже в 1971 г. по одновременному пересмотру Бернской и Всемирной конвенций <6>. Целью Парижской конференции было обеспечить универсальный характер Бернской конвенции и создать условия для участия в ней развивающихся государств, перед которыми стояли проблемы экономического, социального и культурного развития. В результате работы конференции был принят Дополнительный раздел, озаглавленный "Специальные положения, относящиеся к развивающимся странам". Дополнительный раздел расширяет список содержащихся в Бернской конвенции исключений из исключительных прав авторов, включая право на воспроизведение и право на перевод Страны, которые в соответствии с установившейся практикой Генеральной Ассамблеи ООН считаются развивающимися, могут при определенных условиях не выполнять требования о минимальном уровне охраны, установленном Бернской конвенцией. Этот режим распространяется на право перевода и право воспроизведения. Дополнительный раздел предусматривает для развивающихся стран возможность выдачи неисключительных и непередаваемых обязательных лицензий в отношении перевода в целях использования в школах, университетах или для научно-исследовательской работы (ст. II), а также в отношении воспроизведения для использования в целях систематического обучения. Систематическое обучение охватывает систематическое обучение в домашних условиях, а также в государственных и в негосударственных учебных заведениях.

Авторское право • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19. 06. 2006 N 15 Авторское право • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19. 06. 2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах « В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах: • 1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; • 2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т. п. ; • 3) предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. • Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны (статья 5 Бернской конвенции). • Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется авторам, которые являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений как выпущенных, так и не выпущенных в свет, и авторам, которые не являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой конвенции, и в стране участнице Бернской конвенции. Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

Определение Конституционного Суда РФ от 16. 07. 2009 N 1076 -О-О «Об отказе в Определение Конституционного Суда РФ от 16. 07. 2009 N 1076 -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА - Книжный клуб" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 1256 Гражданского кодекса Российской федерации» • Как следует из содержания жалобы, заявитель, по существу, просит проверить соответствие оспариваемого положения пункта 4 статьи 1256 ГК Российской Федерации заявлению МИД России, сделанному 24 ноября 1994 года присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1224, а также дать оценку правильности разрешения судами в деле с участием заявителя имеющейся, по его мнению, коллизии оспариваемой нормы и положений названной Конвенции, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Определение Верховного Суда РФ от 14. 10. 2008 N 86 -В 08 -18 • Определение Верховного Суда РФ от 14. 10. 2008 N 86 -В 08 -18 • • Общественная организация "Российское авторское общество" обратилась в суд с иском к ООО "Жанр", предоставляющему услуги по трансляции телевизионных программ по сети кабельного телевидения на территории г. Владимира о взыскании авторского вознаграждения, ссылаясь на то, что является общественным некоммерческим объединением авторов и их правопреемников. В соответствии с условиями лицензионного соглашения, заключенного между ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" и Общественной организацией "Российское авторское общество" 14 июля 2004 года о сообщении обнародованных произведений путем телевизионной передачи в эфир и радиопередачи в эфир и по кабелю, лицензия не распространяется на сообщение произведений путем их телевизионной передачи по кабелю, проводам и иным аналогичным средствам (п. 2. 1 Соглашения). Кроме того, в соответствии с пунктом 2. 5 Соглашения ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" не вправе переуступать третьей стороне право на телепередачу в эфир произведений, относящихся к репертуару Общественной организации "Российское авторское общество" и полученных по данному соглашению, в том числе и право на ретрансляцию таких произведений. В соответствии с подпунктом ii пункта 1 и статьей 11 bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г. ; вступившей в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 года), авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроводной связи переданного в эфир произведения, если такое сообщение осуществляется иной организацией, . нежели первоначальная

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15. 02. 2010 N 803 • • • А. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15. 02. 2010 N 803 • • • А. обратилась в Приморский районный суд с иском к С. , указывая, что является автором статьи "Почему свидетели Иеговы боятся своих диссидентов? ", ответчик является лицом, администрирующим сайты в Интернете, на которых, а также на компакт-дисках была размещена статья с указанием имени автора - А. , данная статья была опубликована с ее разрешения в газете "Досье" г. Запорожье, согласия на размещение статьи в сети Интернет и на компакт-дисках истица ответчику не давала, в связи с чем в порядке защиты нарушенного права истица просила взыскать с ответчика компенсацию за незаконное использование статьи в Интернете в сумме 50 000 рублей, компенсацию за незаконное использование статьи на компактдиске с целью распространения путем продажи в сумме 500 000 рублей, возмещение морального вреда в сумме 50000 рублей, а также обязать ответчика удалить статью из Интернет-сайтов, изъять контрафактные экземпляры компакт-диска, запретить изготавливать новые экземпляры компакт-диска до удаления статьи истицы. Первоначально статья была опубликована в газете Досье N 4 за 24. 01. 2002 года, издававшейся в г. Запорожье на территории Украины, никаких разрешений на последующее размещение статьи истица, являющаяся гражданкой Украины, не давала, о каких-либо иных публикациях не заявила. Украина, гражданкой которой является истица, 25. 10. 1995 года присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09. 1886 г. , участником которой также является Российская Федерация. С учетом указанного суд признал, что истице предоставляется правовая охрана ее произведения на территории России в соответствии с международным договором. Рассматривая спор, в соответствии с положениями ст. 2 (п. 1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09. 1886 г. , суд правильно исходил из того, что авторским правом охраняется любое литературное произведение вне зависимости от его художественных достоинств, . способа и формы его выражения

Определение Нижегородского областного суда от 18. 08. 2009 по делу N 3360912009 • • Определение Нижегородского областного суда от 18. 08. 2009 по делу N 3360912009 • • • Российская Федерация является участником международных Конвенций об авторском праве: Всемирной Конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г. , присоединение РФ с 27 мая 1973 г. ) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24 июля 1971 г. , измененный 28 сентября 1979 г. , присоединение РФ с 13 марта 1995 г. ); согласно пункту 1 статьи 11 Всемирной Конвенции об авторском праве, произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом Договаривающимся Государстве такой же охраной, как и охрана, представляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией; согласно статье 5 (1) Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией; статья 5 (3) Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений предусматривает "Охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством. Однако, если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны". Таким образом, иностранным авторам, чьи произведения используются на территории другого государства, предоставляется охрана в объеме прав, которые предоставляет это государство своим гражданам, то есть для иностранных авторов, на территории Российской Федерации действует национальный режим охраны, а именно четвертой частью ГК РФ.

КОМПЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ • Постановление ФАС Московского округа от 07. 12. 2010 N КГА 40/15297 КОМПЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ • Постановление ФАС Московского округа от 07. 12. 2010 N КГА 40/15297 -10 по делу N А 40 -2090/10 -143 -20 • Постановление ФАС Московского округа от 27. 10. 2010 N КГА 40/12810 -10 по делу N А 40 -99505/09 -67 -694 • Постановление ФАС Московского округа от 27. 09. 2010 N КГА 40/10922 -10 по делу N А 40 -14826/09 -26 -1090 • Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что материалам дела подтвержден факт использования ответчиком контрафактного экземпляра программ для ЭВМ "Auto. CAD-2004", "Auto. CAD-2006", "Auto. CAD-2007", в связи с чем, на основании ст. 1, 5, 16, 30, 48 Закона Российской Федерации от 09. 07. 1993 N 5351 -1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве и смежных правах), ст. 14 Закона Российской Федерации от 23. 09. 1992 N 3523 -1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Закон о правовой охране программ для ЭВМ), ст. 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, ст. 1229, 1270, 1286, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд удовлетворил требование истца в указанной части, и, исходя из характера нарушения, степени вины нарушителя, недоказанности вероятных убытков правообладателем, а также, исходя из принципов разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения, суд уменьшил сумму компенсации до 360 000 руб.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22. 07. 2010 по делу N А 3321087/2009 • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22. 07. 2010 по делу N А 3321087/2009 • В соответствии со статьей 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, части 1 статьи II Всемирной конвенции об авторском праве (принята в Женеве 6 сентября 1952 года), участниками которых являются Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация, и пунктом 3 статьи 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации произведениям, созданным в Соединенных Штатах Америки, предоставляется такой же режим правовой охраны, как и российским объектам авторского права.

Смежные права • Каждое Договаривающееся государство предоставляет исполнителям национальный режим при соблюдении любого из Смежные права • Каждое Договаривающееся государство предоставляет исполнителям национальный режим при соблюдении любого из следующих условий: • a) исполнение имеет место в другом Договаривающемся государстве; • b) исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии со статьей 5 настоящей Конвенции; • c) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии со статьей 6 настоящей Конвенции.

Смежные права • • Каждое Договаривающееся государство предоставляет изготовителям фонограмм национальный режим при соблюдении Смежные права • • Каждое Договаривающееся государство предоставляет изготовителям фонограмм национальный режим при соблюдении любого из следующих условий: a) изготовитель фонограмм является гражданином или юридическим лицом другого Договаривающегося государства (критерий национальной принадлежности); b) первая запись звука была осуществлена в другом Договаривающемся государстве (критерий записи); c) фонограмма впервые была опубликована в другом Договаривающемся государстве (критерий публикации).

Смежные права • Каждое Договаривающееся государство предоставляет вещательной организации национальный режим при соблюдении любого Смежные права • Каждое Договаривающееся государство предоставляет вещательной организации национальный режим при соблюдении любого из следующих условий: • a) штаб-квартира вещательной организации расположена в другом Договаривающемся государстве; • b) передача в эфир была осуществлена с помощью передатчика, расположенного в другом Договаривающемся государстве.

Смежные права • • • КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ ОТ НЕЗАКОННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА Смежные права • • • КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ ОТ НЕЗАКОННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА ИХ ФОНОГРАММ (Женева, 29 октября 1971 года) Каждое государство - участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств - участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики. За национальным законодательством каждого государства - участника сохраняется право определения юридических мер, посредством которых настоящая Конвенция будет применяться и которые будут включать одну или более мер из числа следующих: охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций.

Смежные права • • • ДОГОВОР ВОИС ПО ИСПОЛНЕНИЯМ И ФОНОГРАММАМ (Женева, 20 декабря Смежные права • • • ДОГОВОР ВОИС ПО ИСПОЛНЕНИЯМ И ФОНОГРАММАМ (Женева, 20 декабря 1996 года) Независимо от имущественных прав исполнителя и даже после передачи этих прав, исполнитель в отношении своих незаписанных устных исполнений или исполнений, записанных на фонограммы, имеет право требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений, за исключением тех случаев, когда непредоставление такого права продиктовано характером использования исполнения, и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации. Исполнители пользуются исключительным правом в отношении своих исполнений разрешать: i) эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения своих незаписанных исполнений, за исключением случаев, когда исполнение уже передавалось в эфир; и ii) запись своих незаписанных исполнений. Исполнители пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, любым образом и в любой форме. Исполнители пользуются исключительным правом разрешать доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы, посредством продажи или иной передачи права собственности. Исполнители пользуются исключительным правом разрешать коммерческий прокат для публики оригинала и экземпляров своих исполнений, записанных на фонограммы Исполнители пользуются исключительным правом разрешать доведение до всеобщего сведения своих исполнений, записанных на фонограммы, по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к ним из любого места и в любое время по их собственному выбору

Смежные права • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19. 06. 2006 N 15 Смежные права • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19. 06. 2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» • В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций статьей 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г. ) устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана: 1) для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи; 2) для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; 3) для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории. • • •