Скачать презентацию МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Скачать презентацию МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

6. Лекция. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ.ppt

  • Количество слайдов: 29

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСОВАНИЯ В XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Особенности: 1. 2. 3. 4. 5. 6. В Академиях существовала стройная академическая система с Особенности: 1. 2. 3. 4. 5. 6. В Академиях существовала стройная академическая система с четкой постановкой учебных задач. Обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей В начале ХIX в рисование начинает входить в курс учебных занятий. Инициатива принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци Со второй половины ХIX в школьная методика стала разрабатываться более глубоко и серьезно. В разработку включились искусствоведы, психологи и врачи. С 1888 г в школах был введен геометральный метод обучения. Широкое распространение получил натуральный метод обучения, т. е. ученик должен рисовать предметы так, как он их видит.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749— 1832) 1. Гёте утверждал, что одно поверхностное наблюдение природы не Иоганн Вольфганг Гёте (1749— 1832) 1. Гёте утверждал, что одно поверхностное наблюдение природы не даст художнику возможности понять ее. 2. Взгляды Гёте, обосновывают метод реалистического искусства 3. Правильно Гёте открывает сущность метода «свободного воспитания» , превращающего занятия искусством в забаву 4. Гёте считал, что рисунком должен овладеть каждый педагог, — тогда он сможет лучше раскрывать свой предмет

 «Подражание — рабство, манера — произвол художника, стиль — результат целеустремленного научного познания «Подражание — рабство, манера — произвол художника, стиль — результат целеустремленного научного познания мира»

n Без знания правил и законов невозможно достижение высот в искусстве. Гёте указывает, что n Без знания правил и законов невозможно достижение высот в искусстве. Гёте указывает, что начинающий художник должен изучать и живую природу, и те правила и законы искусства, которые продиктованы природой. Мнение, будто художественное образование сковывает творческие возможности молодого художика, мешает ему передать в своих произведениях жизнь, — ложная точка зрения.

Поверхностное наблюдение природы не даст возможности художнику понять ее, досконально изучить, в особенности когда Поверхностное наблюдение природы не даст возможности художнику понять ее, досконально изучить, в особенности когда мы хотим изобразить человека.

n «Человеческая фигура не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо n «Человеческая фигура не может быть понята только при помощи осмотра ее поверхности: надо обнажить ее внутренне строение, расчленить ее на части, заметить соединения знать их особенности, изучить их действие и противодействие, усвоить скрытое, постоянное, основу явления, чтобы действительно видеть и подражать тому прекрасному не делимому целому, которое движется перед нашими глазами как живой организм» . Внешний осмотр живого существ смущает наблюдателя, и здесь позволительно привести правдивую поговорку: «Видишь в первую очередь то, что знаешь» .

Для овладения искусством рисунка нужны знания, знания и знания, говорит Гете. Никакая техника, никакая Для овладения искусством рисунка нужны знания, знания и знания, говорит Гете. Никакая техника, никакая манера без знаний не поможет художнику.

Гёте придает первостепенное значение правильной организации учебной работы, методической последовательно сти построения изображения, в Гёте придает первостепенное значение правильной организации учебной работы, методической последовательно сти построения изображения, в особенности на последнем этапе, когда работа приближается к завершению.

Чтобы успешно завершить рисунок, надо правильно начать его; если же он будет начат неверно, Чтобы успешно завершить рисунок, надо правильно начать его; если же он будет начат неверно, то как бы ни старался ученик, он его завершить не сможет.

Джошуа Рейнольдс (1723— 1792) n Рейнольдс считал, что для преподавателя изобразительного искусства методика должна Джошуа Рейнольдс (1723— 1792) n Рейнольдс считал, что для преподавателя изобразительного искусства методика должна быть на первом месте, так как от правильного педагогического руководства зависит успех обучения. Это должны понять и ученики.

n Уже с первых шагов своего руководства Академией художеств Рейнольдс смело и с большой n Уже с первых шагов своего руководства Академией художеств Рейнольдс смело и с большой убедительностью выступает в защиту академических принципов обучения. n В своей первой речи 2 января 1769 года Рейнольдс говорит; «Я убежден, что это (академическое обучение) единственно плодотворный метод, чтобы добиться прогресса в искусстве. Надо воспользоваться случаем, чтобы опровергнуть ложное и широко распространенное мнение, будто правила сужают гений. Они являются путами только для тех, которым не хватает гения. »

n Изучая основные положения академического рисунка, ученику необходимо одновременно закреплять эти знания, рисуя по n Изучая основные положения академического рисунка, ученику необходимо одновременно закреплять эти знания, рисуя по памяти n Основным методом в начальной стадии обучения, указывает Рейнольдс, должен быть метод принуждения n Строя методику работы с учениками, педагогу необходимо с особым вниманием относиться к одаренным.

Александр и Фердинанд Дюпюи «Школа рисования для учеников и ремесленников» . В этой школе Александр и Фердинанд Дюпюи «Школа рисования для учеников и ремесленников» . В этой школе братья и создали свою методику обучения рисованию по специальным моделям, Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр создавал модели для рисования головы и фигуры человека.

n В первую категорию входили проволочные модели. Замкнутые фигуры, проволочные каркасы геометрических n тел n В первую категорию входили проволочные модели. Замкнутые фигуры, проволочные каркасы геометрических n тел n Вторая груп па моделей состояла из деревянных брусков. Модели эти также были окрашены белой краской n Методика обучения рисованию у Дюпюи строилась сле дующим образом: вначале ученики изучают и изображают простейшие модели (проволочные) без перспективных явлений фронтально, затем проволочные модели с пер спективными сокращениями.

Для развития чувства формы Дюпюи ввели занятия лепкой из глины. Для развития чувства формы Дюпюи ввели занятия лепкой из глины.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746— 1827) швейцарский педагог n После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое Иоганн Генрих Песталоцци (1746— 1827) швейцарский педагог n После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Не случайно учителя рисования назвали его отцом школьной методики. n Свои взгляды на методику обучения рисованию Песталоцци наиболее полно изложил в книге «Как Гертруда учит своих детей» . n Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка. Песталоцци считал, что для развития глазомера должна быть одна методика, для понимания форм — другая, для техники— третья

Иосиф Шмидт «Элементы рисования по идеям Песталоцци» И. Шмидт предлагает проводить специальные упражнения: 1) Иосиф Шмидт «Элементы рисования по идеям Песталоцци» И. Шмидт предлагает проводить специальные упражнения: 1) для развития руки и подготовки ее к рисованию; 2) упражнения в создании и нахождении красивых форм; 3) упражнения для развития воображения; 4) упражнения в геометрическом рисовании предметов; 5) в перспективе.

Пособие Ш. А. Жомбера «Методика обучения рисованию» (1754) Пособие Ш. А. Жомбера «Методика обучения рисованию» (1754)

Пособие Ш. А. Жомбера «Методика обучения рисованию» (1754) Пособие Ш. А. Жомбера «Методика обучения рисованию» (1754)

Методическое пособие Ж. Б. Пьяцетты. «Упражнения по рисунку» Методическое пособие Ж. Б. Пьяцетты. «Упражнения по рисунку»

Пособие по рисованию «Наставления по рисованию фигуры человека» (1815 г). Пособие по рисованию «Наставления по рисованию фигуры человека» (1815 г).

Таблицы из пособия Ж. Тибо Таблицы из пособия Ж. Тибо

 «Пособие по. (1868). рисованию» Барга «Пособие по. (1868). рисованию» Барга

 «Пособие по. (1868). рисованию» Барга «Пособие по. (1868). рисованию» Барга

 «Пособие по. (1868). рисованию» Барга «Пособие по. (1868). рисованию» Барга

 «Пособие по. (1868). рисованию» Барга «Пособие по. (1868). рисованию» Барга

 «Пособие по. (1868). рисованию» Барга «Пособие по. (1868). рисованию» Барга

 «Пособие по. (1868). рисованию» Барга «Пособие по. (1868). рисованию» Барга