Скачать презентацию Методы предъявления информации Содержание журналистского произведения Скачать презентацию Методы предъявления информации Содержание журналистского произведения

Методы предъявления информации.pptx

  • Количество слайдов: 34

Методы предъявления информации Методы предъявления информации

Содержание журналистского произведения: • Факты - из жизни. • Образы и нормативы– из «культурных Содержание журналистского произведения: • Факты - из жизни. • Образы и нормативы– из «культурных запасов» общества, прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре.

Методы предъявления факты образы и нормативы • Констатация, описание, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация • Методы предъявления факты образы и нормативы • Констатация, описание, характеристика, объяснение, рассуждение, типизация • Цитирование, апелляция, аллюзия, изложение, словесная инкрустация

Монтаж - метод создания текста через комбинирование фактов, образов и нормативов; позволяющий отражать действительность Монтаж - метод создания текста через комбинирование фактов, образов и нормативов; позволяющий отражать действительность и выражать авторскую позицию.

Недостатки журналистского текста: qмало информации, нет новизны, нет оригинального взгляда на вещи; q монотонность. Недостатки журналистского текста: qмало информации, нет новизны, нет оригинального взгляда на вещи; q монотонность. Полифония жизни сформировала человека таким образом, что для него стало нормой воспринимать мир объемно. Одномерность, однообразие всегда оборачиваются недостатком какогото пласта информации и вызывают снижение активности, скуку.

Методы предъявления фактов q констатация – прямое указание на ту или иную реалию, обозначение Методы предъявления фактов q констатация – прямое указание на ту или иную реалию, обозначение ее бытия. q «Ее сына посадили. Услышав это, я испугалась» .

методы предъявления фактов q Описание - воспроизведение реалий в их предметночувственных проявлениях через отбор методы предъявления фактов q Описание - воспроизведение реалий в их предметночувственных проявлениях через отбор характерных видимых и слышимых деталей. q Описание: репортажное, оно включает в себя детали, подтверждающие, что журналист сам видел и слышал то, о чем рассказывает. Главное правило – подчинять отбор деталей сверхзадаче материала, соблюдая при этом чувство меры реконструктивное, развернутое с помощью воображения журналиста на основе тех данных, которые были им получены от свидетелей и участников происшедшего. Главное правило– обязательно устанавливать границы реальности происходившего, специально проверять действительность отобранных деталей.

Вид описания? • «Думала, если буду иметь свою копеечку, детей скорее на ноги поставлю. Вид описания? • «Думала, если буду иметь свою копеечку, детей скорее на ноги поставлю. А может, надо было дома сидеть? ! Не знаю. . . Голова кругом идет. . . » Протягивает стопку мелко исписанных листков, вырванных из тетради в клеточку. Это черновик ее письма в народный суд.

Вид описания? В канун Рождества Клотильда подкатывает на своем мотороллере, каску в руках держит. Вид описания? В канун Рождества Клотильда подкатывает на своем мотороллере, каску в руках держит. Нина Михайловна обняла ее и давай реветь. . . Клотильда махнула рукой: поехали! И помчались они – две бабушки – на мотороллере прямо к "Аэрофлоту ". Галина Сапожникова. «Барселонцы! Здравствуйте, я – ваша тетя Нина!»

Методы предъявления фактов q. Повествование –воспроизведение фактов через их внешнюю, видимую сторону. q. Внешняя Методы предъявления фактов q. Повествование –воспроизведение фактов через их внешнюю, видимую сторону. q. Внешняя сторона передается в данном случае не через детали обстановки, облика или поведения людей, а через обозначение основных моментов происходящего: последовательности действий, поступков, событий.

повествование q. Репортажное, если последовательность происходящего передается как свидетельство автора. q Реконструктивное, если она повествование q. Репортажное, если последовательность происходящего передается как свидетельство автора. q Реконструктивное, если она восстанавливается на основании свидетельств других людей.

Вид повествования? «В какой-то момент я не выдержала: – Господи! А было что-то в Вид повествования? «В какой-то момент я не выдержала: – Господи! А было что-то в вашей жизни хорошего помимо плохого? Она долго молчала. Я спросила: – Ну, когда вы замуж выходили, мужа любили? Она вдруг покраснела, засмущалась и тихонежно сказала: – Я его и сейчас. . . Слово "люблю" осталось непроизнесенным» .

Вид повествования? «В 1970 году Вера Васильевна вышла замуж. Ей было восемнадцать лет. В Вид повествования? «В 1970 году Вера Васильевна вышла замуж. Ей было восемнадцать лет. В 1971 году родилась Люба. В 1973 -м родился Александр. В 1978 -м – Владимир. В 1979 -м – Николай» .

Вид повествования? • «Комиссия по розыску и обмену военнопленных располагается в здании бывшего ЦК Вид повествования? • «Комиссия по розыску и обмену военнопленных располагается в здании бывшего ЦК партии. Мы шли оформлять документы. Никто из комиссии не захотел взглянуть на мальчика, которого майор Измайлов с таким трудом вырвал из плена. Мы так и остались у стен Старой площади. На Сережу пропуск не выписали, на меня и подавно» .

Метод предъявления фактов: характеристика q позволяет представить тот или иной фрагмент действительности не через Метод предъявления фактов: характеристика q позволяет представить тот или иной фрагмент действительности не через внешние проявления, а прямо со стороны сущности; q читателю предлагается результат работы журналистской мысли, добытый посредством сложнейших мыслительных операций; q в основе характеристики – выводы журналиста, причем совсем не обязательно сухие, абстрактные, как в аналогичном производственном документе; q диапазон эмоционального звучания их достаточно широк: от нарочито официального тона до ядовитосаркастического.

пример • «Вера Васильевна должна быть забитой, униженной, опустошенной. А она – другая. Измученная пример • «Вера Васильевна должна быть забитой, униженной, опустошенной. А она – другая. Измученная жизнью, но не предъявляющая к ней никаких претензий. Исстрадавшаяся, но не ожесточенная. Обладающая личной структурой или хребтом. И – самоотверженная, прощающая. Ее нравственное чувство, ясное, самодостоверное, не нуждается ни в чем лишнем. И может даже странной показаться такая без натужности, без гримас, несудорожная нравственность» . •

Метод предъявления фактов q. Объяснение - призвано передавать сущность происходящего, но – через обозначение Метод предъявления фактов q. Объяснение - призвано передавать сущность происходящего, но – через обозначение его причинно-следственных связей. qчасто используют в проблемноаналитических материалах.

пример • «Итак, ситуация такова: кто-то в Лондоне ведет какие-то переговоры, однако судьба взаимоотношений пример • «Итак, ситуация такова: кто-то в Лондоне ведет какие-то переговоры, однако судьба взаимоотношений Ирландии и Лондона решается совсем в другом месте и совсем в других головах. Зачем же переговоры? Зачем эти ширмы? • Ответ тут крайне прост и потому нам может быть даже непонятен. Но не торопитесь с оценками! Переговоры нужны, чтобы не рубить в проблеме сплеча. Чтобы не делать резких движений. Чтобы тянуть время и тем спасти хоть чьи-то жизни. Чтобы не рвались бомбы. Чтобы никто не погиб. Чтобы избежать жертв среди ни в чем не повинных людей – у них не принято допускать летящие щепки при рубке леса. Пусть даже это все будет происходить ценой публичного полуобмана. Игры в слова и символы, за которыми пусто» .

Метод предъявления фактов q. Рассуждение - служит выявлению сути той или иной реалии, ее Метод предъявления фактов q. Рассуждение - служит выявлению сути той или иной реалии, ее значения, перспективы; qв центре внимания оказывается и процесс мыслительной работы по выявлению этой сути: вместе с журналистом адресат информации проходит весь путь постижения существа дела. q. Часто как исходный момент рассуждения журналисты используют вопросную форму выражения мысли.

 «Я все думаю: почему она написала в суд это беззащитное и бессмысленное письмо? «Я все думаю: почему она написала в суд это беззащитное и бессмысленное письмо? В котором ни о чем не просила. Которое никто не читал. Она переживала. Она была в отчаянии. Но главное – форма ее переживаний: детская, наивная, ничего не понимающая. Я должна сказать. Реагируйте потом как угодно. Но дайте сказать. Соблюдите форму. Содержание абстрактно. Форма конкретна. Форма – это то, что содержит. Как хорошо скованный обруч держит бочонок. Форма – это единственное, что может держать. Все остальное – песок, на котором ничего нельзя построить. Форма содержит кисель нашей психики. Или ты кисель, растекающийся в потоке. Или – приобретаешь способность сохраняться» .

Метод предъявления фактов q Типизация - обобщенная подача сведений о действительности в виде неких Метод предъявления фактов q Типизация - обобщенная подача сведений о действительности в виде неких условных картин, «суммарных фактов» или образов, близких к художественным; q используется в так называемых «безадресных» , беллетризованных материалах, занимающих промежуточное положение между журналистикой и художественной литературой; q факты теряют значительную долю конкретности, зато приобретают масштабность благодаря типизации.

 • «Не мною замечено: многие рыночные милиционеры утром приходят на свою боевую службу, • «Не мною замечено: многие рыночные милиционеры утром приходят на свою боевую службу, по-армейски размахивая обеими свободными руками, а вечером, довольные жизнью и погодой, уходят с тяжелыми сумками. В обеих руках» .

словесная инкрустация • обозначение чувственно воспринимаемых образов, включаемых в новые связи, и потому становящихся словесная инкрустация • обозначение чувственно воспринимаемых образов, включаемых в новые связи, и потому становящихся ключом к новым поворотам мысли. Содержание абстрактно. Форма конкретна. Форма – это то, что содержит. Как хорошо скованный обруч держит бочонок. Форма – это единственное, что может держать. Все остальное – песок, на котором ничего нельзя построить. Форма содержит кисель нашей психики. Или ты кисель, растекающийся в потоке. Или – приобретаешь способность сохраняться» .

цитирование дословное воспроизведение отдельных фрагментов из произведений науки, литературы, искусства, общественнополитических и государственных документов, цитирование дословное воспроизведение отдельных фрагментов из произведений науки, литературы, искусства, общественнополитических и государственных документов, афоризмов, пословиц, поговорок.

qссылка (апеллирование) – это указание на тот материал культуры, который автор имеет в виду, qссылка (апеллирование) – это указание на тот материал культуры, который автор имеет в виду, без подробного его раскрытия (предполагается, что он аудитории хорошо известен); qизложение – свободный авторский пересказ такого материала; qпереосмысление — новая, автору текста принадлежащая трактовка известных образов или нормативов.

 «Это произошло во времена Фридриха Великого. Двести лет назад Фридриху Великому мешала находившаяся «Это произошло во времена Фридриха Великого. Двести лет назад Фридриху Великому мешала находившаяся рядом с его владениями мельница одного крестьянина. Он пригрозил конфисковать мельницу. На что крестьянин ответил: "Но в Пруссии еще есть судьи!" Король смутился. И велел на своей летней резиденции выгравировать слова крестьянина: "В Пруссии еще есть судьи!" Такое чувство формы (а закон есть один из классических случаев формы) является очень деликатным и тонким продуктом. Чтобы на земле что-то выросло, нужен культурный слой почвы. Который нарастает по сантиметру, очень долго и медленно. Английский газон потому английский газон, что его обрабатывают каждый день двести лет. Каждый день в течение двухсот лет откладывается то, что можно назвать гумусом. И наши души таковы. Чтобы в Пруссии времен Фридриха Великого крестьянин мог самым инстинктивным и естественным образом сказать, что в Пруссии есть к кому обратиться, до этого тоже, наверное, должно было пройти лет двести. А для нас сегодня естественно, что Вере Васильевне не к кому обратиться. И все-таки мне кажется: тот прусский крестьянин и Вера Васильевна – родственные души. Вера Васильевна тоже говорит свое самым инстинктивным и естественным образом» .

Правила монтажа • - соблюдать четкость предъявления текстовых элементов; - контролировать, как соотносятся текстовые Правила монтажа • - соблюдать четкость предъявления текстовых элементов; - контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала; - выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.

Классическая композиционная система: qэкспозиция, qзавязка, q развитие действия, q кульминация, q развязка. Классическая композиционная система: qэкспозиция, qзавязка, q развитие действия, q кульминация, q развязка.

Композиция публикации qввод в ситуацию, qобозначение проблемы, qпредъявление оценок и аргументов, qпрактическая постановка вопроса. Композиция публикации qввод в ситуацию, qобозначение проблемы, qпредъявление оценок и аргументов, qпрактическая постановка вопроса.

Варианты композиции qупрощение структуры до ее трехчленности (обозначение проблемы, предъявление оценок и аргументов, практическая Варианты композиции qупрощение структуры до ее трехчленности (обозначение проблемы, предъявление оценок и аргументов, практическая постановка вопроса). qинверсия (обратный порядок) композиционноструктурных узлов, последовательность которых определяется не классическими требованиями гармонии, а потребностью в наиболее сильном возбуждении массовой аудитории.

Пирамида и ее разновидности q прямая (постепенная подводка к главному); q перевернутая (от главного Пирамида и ее разновидности q прямая (постепенная подводка к главному); q перевернутая (от главного к подробностям); q смешанная (в начале – главное, но и кульминация сохраняется).

Варианты композиции q лид, подробности, предыстория, дополнительная информация; q лид, события в хронологическом порядке; Варианты композиции q лид, подробности, предыстория, дополнительная информация; q лид, события в хронологическом порядке; q - лид, сериал или эпизод; q - вступление в форме жанровой сценки или пример из жизни, изложение событий; q - концовка с «изюминкой» , результаты освещаются в последнем абзаце; q - в манере очерка, включая впечатления, картинки, наблюдения, аналогии, цитаты и описания; q - аналитично (проблема, мнения, комментарий) q - рубрики-колонки и обзоры.

 «Счастливый» троллейбус по городу мчит. . . Как бороться с «зайцами» в общественном «Счастливый» троллейбус по городу мчит. . . Как бороться с «зайцами» в общественном транспорте? Проблема стара, как мир. Счастливая идея осенила руководство Севастопольского троллейбусного парка: организовать лотерею с обычными троллейбусными билетами. Теперь счастливчики смогут получить еженедельно приз в 50 гривен (25 долларов), а ежемесячно – ценные подарки, сообщает наш корреспондент Юрий КИРИЛЛОВ.

 • Решите следующие задачи: • а) выявите конкретную реальную ситуацию, о которой идет • Решите следующие задачи: • а) выявите конкретную реальную ситуацию, о которой идет речь; • б) четко сформулируйте тему заметки – так, чтобы была ясна и ситуация, и проблема. • 2. Прочитайте заметку еще раз и определите, как звучит ее идея для разных категорий читателей: • а) работников транспортной системы; • б) транспортных «зайцев» ; • в) обычных пассажиров городского транспорта. • 3. Рассмотрите элементарные выразительные средства, использованные в тексте. Определите, какую они играют роль (для выражения какой информации служат). • 4. Обратите внимание на монтаж и композицию заметки. Какие особенности Вы здесь находите и чем можете их объяснить? • 5. Скажите, есть ли в данном материале журналистский образ. Какой принцип организации этого текста избрали бы Вы?