Методы обучения.pptx
- Количество слайдов: 39
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Определение Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в проце ссе познавательной деятельности.
Содержание 1) Особенности методов 2) Признаки методов 3) Классификация 4)Структура
Особенности методов Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизи ровать познавательную деятельность обучающихся или сп особствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида актив ности: мышление, действие и речь. Ещё один в нея вном— эмоциональноличностное восприятие информации.
В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовы ваться либо один из видов, либо их сочетание. С тепень активизации учащихся рассматривается в зависи мости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется.
Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоциональноличностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие.
Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче ма териала усваивается не более 2030% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг ре) — до 90%.
Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, та к и в сочетании с традиционными. Существуют т акже принципы активизации традиционных форм обу чения. Подходы к системному использованию М АО изложены в теории Активного обучения.
Признаки методов Проблемности. Основная задача при этом состо ит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемну ю ситуацию, для выхода из которой (для приняти я решения или нахождения ответа) ему не хватае т имеющихся знаний, ион вынужден сам активно формировать новые знания с помощью препода вателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужо м и своем профессиональном опыте, логике и зд равом смысле.
Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже дляспециалиста, преподавателя.
Адекватности учебнопознавательной деятельности характеру будущих практических (должностных)задач и функций обуча емого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных идолжностных взаимоотношен ий. Благодаря его реализации возможно формирован ие эмоциональноличностного восприятия обучающимися профессион альной деятельности. Наиболее полно подходы креа лизации этого признака изложены в теории контекст ного обучения. Поэтому этот признак трактуется так жекак осуществление контекстного обучения.
Взаимообучения. Стержневым моментом многи х форм проведения занятий с применением мето довактивного обучения является коллективная д еятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признакне отрицает индивидуализацию об учения, но требует его разумного сочетания и ум елого использования. Многочисленные эксперим енты по развитию интеллектуальных возможнос тей школьников показали, чтоиспользование кол лективных форм обучения оказывало даже боль шее влияние на их развитие, чем факторычисто интеллектуального характера.
Индивидуализации. Требование организации у чебнопознавательной деятельности с учетоминдивиду альных способностей и возможностей обучающе гося. Признак также подразумевает развитие уоб учающихся механизмов самоконтроля, саморегу лирования, самообучения.
Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечитьформ ирование отправных начальных моментов навык ов, необходимых для успешного самообразовани я, основанного на умении анализировать, обобща ть, творчески подходить к использованию знани й и опыта.
Непосредственности, самостоятельности взаимод ействия обучающихся с учебной информацией. Пр и традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра» , пропускающего через се бя учебную информацию. При активизации обучени я — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли п омощника участвует в процессе их взаимодействии сучебным материалом, в идеале преподаватель стан овится руководителем их самостоятельной работы, р еализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивации. Активность, как индивидуальной, т ак и коллективной, как самостоятельной, так ире гламентируемой учебнопознавательной деятельности обучающихся, раз вивается и поддерживаетсясистемой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят:
Профессиональный интерес. Творческий характер учебнопознавательной деятельности. Состязательность, игровой характер проведения занятий.
Эмоциональное воздействие. В условиях пробле мности содержания, творческого характера исос тязательности деятельности происходит быстры й, резкий ввод в действие резервов организма. Во зникающие при этом эмоции активизируют, поб уждают человека, инициируют его направленнос ть насовершение деятельности.
Классификация Сегодня существуют различные подходы к класс ификации МАО. В качестве отличительных приз наков, используются: степень активизации слуша телей, характер учебнопознавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место пр оведения занятий, их целевое назначение, типис пользуемой имитационной модели и многие дру гие.
По характеру учебнопознавательной деятельности (чаще всего исп ользуют именно эту классификацию)методы акт ивного обучения подразделяют на: имитационны е методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитацион ные.
Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относ ят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор дело вой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на:
деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, ролевые игры игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме, имитационные модели, имитационные игры.
При этом к игровым процедурам и приемам отно сят средства реализации отдельных, единичных принципов. В первую очередь, различные формы активизаци и лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства акт ивизации. .
Например, лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрац ии осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, п роблемную лекцию, творческую задачу — реализующие принцип проблемности; лекцию прессконференцию, лекцию-дискуссию, лекциюбеседу — принцип диалогового общения
Игровые ситуации представляются средством ре ализации двух и более принципов, не совпадаю щим сделовой игрой (по количеству) составом э лементов и не имеющим формализованной струк туры, правилповедения на игровой площадке, ре гламента.
Примером игровой ситуации можно считать дис куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза планированными выступлениями и оппонирован ием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докл адчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. А также ситуации, используемые д ля ролевых игр, театрализованных игр, упрощен ных управленческих тренингов и т. п.
Если же игровая ситуация используется в качест ве основы, но деятельность участников формали зована, тоесть имеются правила, жесткая систем а оценивания, предусмотрен порядок действий, р егламент, то можносчитать, что мы имеем дело с Дидактической игрой.
К Деловым играм соответственно относятся мето ды, реализующие всю совокупность элементов, а, следовательно, и весь комплекс принципов акти визации, характерных для методов активного об учения.
Под не имитационными методами понимают — стажировку на рабочем месте, программирован ное обучение, проблемную лекцию, выпускную рабо ту. По назначению выделяют: мотивацию познав ательной деятельности, сообщение учебной информации; формирование и совершенствование профессион альных умений и навыков; освоение передового опыта, к онтроль результатов обучения.
По типу деятельности участников при поиске реш ения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур ; проектировании и конструировании объектов; выбо ре тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерноконструкторской, исследовательской, управленческо й или социальнопсихологической задачи; демонстрации и тренинг на выков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют: инди видуальные, групповые, коллективные методы, а такжеметоды, предполагающие работу участник ов в диадах и триадах.
По месту проведения различают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
По принципу использования вычислительной техники — ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспече нием.
Структура Выделяют четыре структурные группы элементо в игровой деятельности, которые имеют место п риреализации всех форм и методов активного об учения.
Проблемное содержание. Имитационная модел ь — это основной, центральный элемент деловой игр ы. Если рассматривать весь комплекс методов ак тивного обучения, то в основе других игровых ф орм, вместонее, могут использоваться творчески е (или проблемные) задачи, ситуационные задач и, проблемныевопросы. Вторым элементом реали зации проблемного содержания выступает игров ая среда.
Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах форми рованиикоманд, определении и распределении ро лей.
Игровое взаимодействие. Порядок, вид и спосо бы действий участников определяют правила, ко торыеописываются отдельно или в сценарии игр ы. Условия, в которых осуществляется игровое в заимодействие, называют игровой обстановкой.
Методическое обеспечение. Требование форми рования дидактической модели игрового действ ия, реализации принципа двуплановости выполняет ся при осуществлении всех перечисляемых выш е игровых элементов, но только дидактическим целям служ ат такие игровые элементы как погружение, реф лексия и система оценивания.
Они обеспечивают успешность игрового действи я и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупн ость всех игровых элементов в части их дидакти ческой направленности трактуется как игровая модель.
Методы обучения.pptx