Методология социального познания (1).pptx
- Количество слайдов: 17
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Аспиранты: Краско М. О. Карнишкина О. Ю. Мамкина Н. Н. Могурова М.
■ Все науки опираются на факты, стремятся выявить закономерности изучаемых явлений. ■ Каждая наука или группа наук имеет свою специфику. социальное познание связано с исследованием общества, деятельностью людей в системе общественных отношений, духовной жизнью человека, миром ценностей
Общество как объект познания отличается сложной многоуровневой структурой. Поэтому его изучает множество социально-гуманитарных наук. В зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания различают познание ■ социально-философское, ■ экономическое, ■ историческое, ■ социологическое, ■ психологическое, ■ культурологическое и т. д. Гуманитарное познание есть отражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и целевых зависимостей.
■ Объектом социального познания служит социальная информация - совокупность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального организма. ■ Социальная информация - комплекс знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику. Во всех науках существуют одни и те же универсальные методы и приемы исследования, проверки знаний и их обоснований.
Теоретические и эмпирические методы работы с социальной информацией. Во всех науках существуют одни и те же универсальные методы и приемы исследования, проверки знаний и их обоснований. Теоретическое исследование выражает процесс осмысления социальной действительности с помощью системы научных понятий, отражающих важные свойства социальных явлений, событий, процессов. Результатом теоретического исследования служит теория. В социальном познании теория трактуется в расширенном виде, так как характер теоретизирования часто не уточняется, не устанавливаются и возможности дальнейшего движения к улучшению понимания изучаемого явления, в отличие от естественно-научной теории, которая строится по более строгим правилам.
Формами теоретизирования в социальном познании выступают: 1) эмпирическое обобщение как форма концептуализации эмпирических данных или наблюдаемых явлений; 2) теоретизирование, производимое по случаю, как форма, которая используется в описании конкретного явления в данное время и в данном месте (пространстве). При этом основание теории носит произвольный характер; 3) при объяснении социального явления, которое строится с помощью определенной картины социального мира; 4) приемом теоретизирования служит типологизация, как выработка идеальных типов или идеальных объектов, которые в чистом виде в реальном мире не существуют, но они отражают определенные свойства реальных объектов, когда исследователь ищет соответствие идеального типа существующему обществу; 5) при построении теоретических схем (концепции, теории или прототеории, а также системы теорий, упорядочивающей отношения между разными типами теорий).
Предметом эмпирического исследования в социальном познании служат действия, поступки, образцы поведения отдельных индивидуумов и общностей, продукты человеческой деятельности, отражение природной и социальной среды в фактах сознания, т. е. в мнениях, оценках, суждениях.
Эмпирическое исследование направлено на регистрацию и обобщение социальных фактов в понятиях, которые вырабатываются с помощью теоретического анализа. В то же время сведения о социальных фактах являются основой построения новых социальных теорий. В методологии и в реальной исследовательской практике имеются два значения понятия «социальный факт» . Первое значение – онтологическое. В этом значении понятие использовал Э. Дюркгейм. Второе значение – логико-гносеологическое.
В первом случае под фактом понимают некоторое явление самой социальной действительности. Это точка зрения обыденного сознания или наивного реализма. Во втором случае факты – это обоснованное знание, которое получено путем описания социальных явлений на соответствующем языке и в соответствующих пространственно-временных границах. Социальный факт всегда привязан к конкретным социальным обстоятельствам и к конкретным исследованиям. Социальный факт отражает массовые явления, т. е. свойства, присущие многим похожим индивидуальным явлениям. Социальный факт обладает свойствами: 1) объективности, т. е. в нем обнаруживается объективное содержание; 2) 2) типичности, поскольку в нем выражаются сущностные характеристики изучаемого явления.
Структурно-функциональный анализ - стал одним из наиболее развитых и детально разработанных подходов от метатеории до эмпирических исследований в социогуманитарном знании XX в. Структурный функционализм - научный подход, основывающийся на рассмотрении общества как системы, т. е. внутренне дифференцированной и упорядоченной целостности, части которой структурные элементы, вносящие вклад в поддержание системы, в ее воспроизводство. Логика исходной концепции определяет стратегию социологического исследования как структурнофункционального анализа.
. Два пути структурно-функционального анализа Определить те условия, выполнение которых необходимо для существования социальной системы, и выявить в системе структурные элементы, способствующие выполнению данных условий, т. е. , имея представление о функциях, выявлять соответствующие им структуры. Описать те структуры, которые обнаруживаются в исследуемой системе, и выявить влияние этих структур на воспроизводство системы, т. е. имея представление о структурах, выявлять свойственные им функции.
Образцом первого типа стратегии структурно-функционального анализа служит теория социальных систем, разработанная классиком структурного функционализма в социологии, выдающимся американским исследователем Т. Парсонсом Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются четыре условия.
Во-первых, она должна быть адаптирована к окружающей среде, т. е. приспособлена к особенностям природы человека как биологического организма и личности, особенностям физико-органической среды обитания людей, чью жизнедеятельность данная система организует и упорядочивает, особенностям культуры как системы ценностей. Во-вторых, быть саморегулируемой, т. е. при изменении в окружающей среде в системе должны вырабатываться цели-направления изменений структуры и функционировать механизмы реализации этих целей. В-третьих, внутренне интегрированной, т. е. между ее элементами должны поддерживаться устойчивые связи, и функционирование элементов должно быть скоординированным. В-четвертых, система должна быть стабильной, т. е. в состоянии адаптированности к окружающей среде сложившаяся структура системы должна воспроизводиться в качестве образца сколь угодно долгое время.
Эти четыре условия обусловливают необходимость осуществления в любой социальной системе четырех функций, которые Парсонс назвал соответственно «адаптация» , «целедостижение» , «интеграция» , «поддержание латентного образца» . По первым буквам английских названий функций adaptation, goal attainment, integration, latent pattern maintenance концепцию Парсонса принято именовать схемой AGIL. С ее помощью можно исследовать, например, общество как систему, в которой экономика выполняет функцию адаптации (А), обеспечивая людей средствами к существованию; политика - функцию целедостижения (G), обеспечивая принятие решений и управление деятельностью людей; право и социальные общности функцию интеграции (I), обеспечивая скоординированность и бесконфликтность действий людей; образование и семья функцию поддержания образца (L), обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности
американский социолог Роберт Мертон (1910 - 2003) Мертон критиковал Парсонса за то, что с помощью унифицированной жесткой схемы AGIL все многообразие социальной реальности подгоняется под идеализированное теоретическое представление. Согласно Мертону, следует не постулировать функциональность всех социальных структурпаттернов, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, а также тип влияния этих структур на систему.
Мертон разделил функции на явные и латентные. Явная функция - это распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция - это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента. Явная, т. е. очевидная для преподавателей, студентов, членов их семей, администраторов учебных заведений и работодателей, функция высшего образования - обеспечение молодежи знаниями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Латентными же функциями можно считать нахождение молодыми людьми брачных партнеров, близких по социальному положению, и формирование особого стиля жизни предпочтений в одежде, проведении досуга, манеры общаться и т. д.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!