сочинение.pptx
- Количество слайдов: 69
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ. СОЧИНЕНИЕ
Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развёрнутом изложении какого – либо содержания. «Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим» (А. В. Текучёв)
«Сочинения – это упражнения, заключающиеся в самостоятельном изложении своих мыслей на заданную тему» (Е. А. Баринова) «Сочинения – это такой вид работы, когда учащиеся самостоятельно составляют связные высказывания в соответствии с содержанием и идейной направленностью определённой темы» (Б. Т. Панов)
Советский методист В. А. Никольский отмечал, что «школьное сочинение» есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя. В этом определении подчёркивается важная для методики мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.
Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря этим сочинениям преподаватель готовит «людей, умеющих дать себе отчёт в личных переживаниях и умеющих с любовью работать над словом» .
«Литературные» сочинения, если в них ученик не просто пересказывает учебник, имеют не меньшее значение. Они помогают ему понять жизнь, развивают его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывают вкус к ним.
Недостатки работы над сочинениями в школе 1. Преподаватель, опасаясь излишней, по его мнению, опеки, предоставляет полную самостоятельность в работе над сочинением. Такой учитель не даёт учащимся никаких, даже самых элементарных указаний о том, как они должны работать над сочинением.
2. Иногда учитель даёт советы, но весьма общего характера, например: «Понаблюдайте природу» , «Пишите интересно» , «Думайте над выразительностью вашей речи» и т. п. Но к а к наблюдать природу, к а к сделать сочинение интересным – это не разъясняется!
3. Часто используется такой путь обучения сочинениям, когда с учащимися разрабатывается содержание, построение и речевое оформление предстоящего высказывания. Проведение такого рода обучающих сочинений оправданно на определённом этапе работы. Но подготовленные таким образом сочинения не должны быть единственными.
Привыкая писать сочинения, содержание которых предварительно разработано в классе, ученики не только не учатся самостоятельно мыслить, но и теряют всякий интерес к самой работе. Поэтому сочинения получаются сухими, маловыразительными, похожими по содержанию и форме.
4. Стремление некоторых учителей и методистов связать проведение всех сочинений с изучением грамматики или литературы. Например, предлагается диктант или изложение на ту же тему, что и предстоящее сочинение, затем ученики пишут сочинение и, конечно, повторяют – кто больше, а кто меньше, иногда к месту, а иногда нет – чужие слова.
О системе обучения сочинениям «Систему создаёт понимание необходимости каждого из типов работ, расположение их в порядке нарастающей трудности; систему выдержит тот учитель, который будет понимать специфику каждого типа сочинений… Чёткость и целенаправленность каждого типа сочинения – это выигрыш во времени, это экономия сил, это система» (М. А. Рыбникова)
В систему обучения сочинениям входит: 1. Умение самостоятельно работать над сочинением. 2. Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать.
3. Умение собирать материал. По мнению А. Д. Алфёрова, кроме орфографической грамотности, есть грамотность другого рода – «умение собирать, распределять и выражать свои мысли и впечатления» . 4. Умение составлять «рабочий» план речи или статьи, приводить в порядок и обрабатывать фактический материал (К. Б. Бархин).
Особенность разработанной системы состоит в том, что в её основу положена идея развития у учащихся определённых умений связной речи. Вычленение этих умений позволяет определить критерий, с помощью которого можно установить сложность сочинений и последовательность в работе над ними.
Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, учёт типичных недочётов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие: 1. Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения. 2. Умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли.
3. Умение собирать материал для сочинения. 4. Умение систематизировать материал. 5. Умение строить сочинения в определённой композиционной форме. 6. Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли. 7. Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное.
Сочинения необходимо проводить в определённой системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном счёте система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чём – либо по плану, в определённой последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи межу явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.
Сочинения делятся на следующие группы: По тематике (по содержанию): сочинения на лингвистическую тему и сочинения на свободную тему. По источнику: 1. Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения.
2. Сочинения, основой для которых послужили какие – либо наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы, общественной жизни и производственной деятельности людей. 3. Сочинения по картине. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым оно начинается или заканчивается, сочинение по ряду картин и т. д.
4. Небольшие по объёму письменные высказывания учащихся по какому – либо поставленному вопросу. Цели таких сочинений: 1) тренировка в использовании каких – либо стилистических приёмов; 2) построение предложений определённой конструкции;
3) активизация словаря; 4) навыки делать краткие зарисовки каких – либо картин из жизни людей, природы и т. п. Эти сочинения проверяются, как правило, в классе после их написания.
5. Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно – популярной литературы: аннотации, отзывы – рецензии, портретные характеристики, конспекты. 6. Сочинения – записи прослушанного (лекции, рассказа). 7. Сочинения по аналогии, образцу (подробный рассказ). Часто используются басни. Содержанием сочинений является какой – либо известный учащимся случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок.
По типу создаваемых текстов различаются следующие виды сочинений: 1) сочинения – повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т. д. ; 2) сочинения – речевые жанры: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т. д.
По стилю различаются сочинения: 1) разговорного стиля (например, рассказ о случае из жизни) и книжного стилей; 2) делового (например, делового описания); 3) научного, учебно – научного (доклад на тему школьной программы); 4) публицистического (статья в газету, очерк); 5) художественного (например, художественное описание природы).
По источнику получения материала: различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и т. д.
К источникам другого – психологического ряда относятся память (сочинения на основе жизненного опыта, в основе которых лежат прошлый опыт, сложившееся представления, приобретённые раннее знания и т. д. ); восприятие (сочинения по наблюдениям); воображение (на основе имеющегося опыта создаются представления, образы, с которыми в жизни автор никогда не встречался: «Школа в будущем» , «Я лечу на Луну» и т. д. ).
По объёму: выделяются сочинения – миниатюры. Они отличаются небольшим сравнительно с обычными сочинениями объёмом, который в большинстве случаев обусловлен конкретным «узким» характером темы ( «Осеннее небо сегодня» , а не «Осень в нашем парке» ), реже – композиционно жанровыми особенностями сочинения (в частности в форме дневниковых записей, пейзажных зарисовок и т. д. ).
По осложнённости дополнительными языковыми заданиями выделяются: 1) сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическом, синтаксическом), стилистическим и др. заданиями; 2) сочинения по опорным словам и словосочетаниям (используются, как правило, на уроках родного языка для закрепления ЗУН, полученных учениками при изучении материала основной программы).
Тема сочинения «Термин «тема» употребляется в двух значениях. Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие – основную общественную проблему, поставленную в произведении. Более правильным представляется второе определение» . (Г. Л. Абрамович)
Имея в виду школьное сочинение, можно ограничиться определением темы как предмета сочинения: тема – это то, о чём говорится в сочинении, вопрос, который раскрывается в нём. В школьной практике тема сочинения обычно предстаёт перед учениками прежде всего в форме названия, заголовка. Однако название (заголовок) не является единственным способом выражения темы сочинения.
«Заглавие – лишь основная форма сжатого обозначения темы. Одна и та же тема может быть по-разному сформулирована» . (В. А. Никольский) Тема закрепляется также в проспекте, в оглавлении, в эпиграфе, в плане и в рабочих материалах. Общая тема – это одна тема для всех, но конкретизируемая каждым автором самостоятельно.
Почему важно различать широкие и узкие темы? На начальных этапах работы нельзя предлагать широкие темы. Только на узких темах можно показать, что значит раскрыть (или не раскрыть) тему сочинения. В старших классах, когда ученики научатся определять границы темы, им можно будет предлагать более широкие темы.
Основная мысль сочинения «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос – это и есть идея произведения» . (Н. Г. Леонтьев)
Разрешение тематики – это и есть идейное содержание. Основная мысль произведения может быть выражена и в его названии. Например: «Хорошо!» , «Обыкновенная история» . Эпиграф, как правило, также подчёркивает идею произведения, придаёт ей своеобразное освещение.
Эпиграф к «Ревизору» Н. В. Гоголя: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» .
Анализируя написанные сочинения, учитель не должен ограничиваться объяснением орфографических и пунктуационных ошибок. Важно проанализировать стилистические недочёты, но, по возможности, в тесной связи с работой над основной мыслью сочинения.
Такой анализ всегда необходим на любой ступени обучения сочинениям, на любой ступени работы над развитием устной и письменной речи. В учебниках литературы много вопросов и заданий, которые помогут учителю не раз вернуться к понятию «основная мысль» , помогут учащимся осознать, что значит раскрыть основную мысль.
Собирание материала к сочинению В старших классах ученики, если они владеют нужными умениями, могут привлекать в качестве материала для сочинения собственные наблюдения, и сведения, почерпнутые из литературных источников, кинофильмов, спектаклей и т. д.
Чему же конкретно надо учить детей? Во – первых, умению определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что относится к теме, что может быть использовано в будущем сочинении; во – вторых, умению фиксировать свои наблюдения и мысли; в – третьих, умению пользоваться собранным материалом в устных и письменных высказываниях.
Лингводидактические стратегии обучения сочинениям Технологии обучения школьников связной письменной речи: 1) формирование коммуникативноречевых умений; 2) построение текста на основе теории речевой деятельности; 3) конструирование текста на основе риторических канонов.
Формирование коммуникативноречевых умений 1) умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста; 2) умение собирать и систематизировать материал; 3) умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре – повествование, описание, рассуждение);
4) умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства; 5) умение править, совершенствовать написанное.
Обучение связной речи в свете теории речевой деятельности 1. На основе понятия "текст" формируются умения: планировать последовательность изложения, обеспечивать развитие темы и основной мысли, соблюдать абзацное членение текста. 2. На базе понятия "стили речи" вырабатываются умения: учитывать ситуацию общения, сохранять стиль речи до конца высказывания.
3. С опорой на понятие "типы речи" строятся умения: выражать различные типовые значения, намечать ведущий тип речи и дополнительные, умело соединять разные типы речи в тексте. 4. На основе понятия "актуальное членение предложения" школьники обучаются умениям: пользоваться порядком слов как инструментом развития мысли, усиливать эмоциональность речи (если нужно) за счет обратного порядка слов.
5. Понятие "способы развития мысли и соединения предложений" способствует формированию умения соединять предложения, выбирая способ и средства связи. 6. На базе понятия "строение типов речи" образуется умение правильно строить фрагменты текста, используя различные способы выражения типового значения "данного" и "нового"
Конструирование текста на основе риторических канонов На пути от мысли к слову применительно к письменной речи специалисты в области риторики выделяют три этапа: изобретение мыслей, их расположение, выражение изобретенных и в определенном порядке расположенных мыслей.
Побуждения школьников к написанию сочинений 1. Интересные темы сочинений. 2. Запас наблюдений и литературные произведения. 3. Живописные и воображаемые картины. 4. Звукофильм, совмещенный со зрительным рядом произведения живописи. 5. Музыка.
6. Компьютер. 7. Образ-маска. 8. Коллективное сотрудничество. 9. Пример учителя. 10. Благоприятная окружающая обстановка и любимые письменные принадлежности. 11. Психологическая подготовка к процессу написания сочинения.
Систематизация материала Прежде чем приступить к оформлению сочинения, необходимо привести собранный материал в порядок, в определённую систему, продумать последовательность его изложения. Просматривая собранный материал, автор решает, что и как он будет использовать в сочинении, с чего начнёт, как расположит материал, чем закончит сочинение.
Систематизировать материал – значит: 1) отобрать из собранного то, что действительно необходимо для раскрытия темы и основной мысли высказывания; 2) привести материал в определённый порядок: сгруппировать собранное по подтемам, по отдельным вопросам; 3) определить последовательность его использования, связь отдельных его частей.
Умение систематизировать материал к устному и письменному сочинению включает умение составлять план высказывания, так как план отражает группировку материала и намечает основные вехи его изложения. План может сложиться у автора до собирания материала, в процессе этой работы и в результате его анализа. Это зависит от характера темы, подготовленности автора и т. п.
Составление плана, а также использование его в процессе оформления устного и письменного высказывания активизирует и дисциплинирует мысль автора. Работа над планом – одно из средств развития логического мышления и речи учащихся, овладение умением составлять план и пользоваться им повышает качество высказываний.
Совершенствование написанного Если учесть, что основным содержанием уроков анализа сочинений является работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, становится понятным, что сочинения школьников изобилуют типичными и устойчивыми смысловыми, композиционными и речевыми недочётами, которые могли бы быть устранены учащимися во время редактирования чернового варианта сочинения.
Учитель должен в соответствии с требованиями программы дать учащимся необходимый минимум умений и навыков в этой области, научить детей определённой последовательности в работе над рукописью и приёмам её исправления.
«Неудовлетворённость достигнутым! Она как тень должна сопровождать автора и редактора. Всегда, на всех этапах работы над рукописью. Иначе не достичь даже самых малых высот в искусстве» (К. Рождественская)
Убеждённость в необходимости улучшения написанного и овладения нужными умениями могут быть сформированы только в процессе практической работы над рукописью. Перерабатывая сочинение, ученик, подобно начинающему писателю, «начинает видеть всё несовершенство своей языковой ткани, на опыте убеждается, что «нет на свете мук сильнее муки слова» .
Огромное значение имеет урок анализа сочинений, проводимый после проверки работ учителем. На этих уроках учитель проводит детальный разбор недостатков (и достоинств) сочинений, подробно разъясняет причины возникновения недочётов, помогает учащимся найти лучшие варианты, переработать и улучшить текст.
Задачи учителя при обучении совершенствования написанного: 1. Пробудить интерес учащихся к этой работе и воспитать убеждённость в её необходимости. 2. Дать учащимся нужные практические умения, научить определённой последовательности в данной работе. 3. Обеспечить максимально возможный уровень самостоятельности учащихся в совершенствовании написанного.
Отметка школьных сочинений "Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку" требуют за сочинения ставить две отметки: первую – за содержание и речь; вторую – за грамотность.
В начале XX века А. Д. Алферов предложил ставить на полях тетрадей особый значок }+ (скобка с крестом рядом). Этот значок "обозначает удачу в работе, касается ли она счастливого выражения, хорошо взятого эпитета, или удачной мысли, или хорошо приведенного примера"
При проверке учителем творческих письменных работ рекомендуется на полях тетради оставлять восклицательный знак и другие "всякого рода поощрительные замечания типа "Интересная мысль!", "Точно увидел!» .
Современная методическая литература рекомендует учителям: 1) обсуждать положительные моменты в словесном творчестве учащихся; 2) учить школьников видеть друг у друга "самостоятельность суждений автора, его искренность, своеобразие в построении и языке сочинения» ; 3) находить удачные эпитеты, сравнения, метафоры.
"Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку" предоставляют учителю возможность отметкой поощрить школьников за необычность творческой работы.
"При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл"
Обучение сочинениям – очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь комплекс требований, которые предъявляются к данным работам.
Научно – методический журнал «Русский язык в школе» 2011 год 1. Зимина А. И. «Незабудковая гжель» (подготовка к сочинению с элементами описания действия). № 1 2. Жуковец Л. М. Многоточие в тексте. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему (XI класс). № 3 3. Артемьева О. В. Сочинение – описание памятника (VIII класс). № 5
Научно – методический журнал «Русский язык в школе» 4. Дейкина А. Д. , Малявина Т. П. Школьное сочинение как основа коррекционной работы по орфографии и пунктуации. № 8 5. Синотина Е. В. Урок подготовки к сочинению – рассуждению «Природа наш общий дом» (VI класс). № 9
Научно – методический журнал «Русский язык в школе» 6. Кирякова Л. В. Модульная технология при подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. № 10 7. Глебова З. В. Конспект урока по подготовке к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Всегда ли нам нужны заимствованные слова? » . № 10