732.ppt
- Количество слайдов: 42
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОРТРЕТОМ Теория и методика развития детского изобразительного творчества
Контрольная работа 1. К видам изобразительной деятельности не относятся: а) рисование б) архитектура в) аппликация г) лепка
Контрольная работа 2. К видам изобразительной деятельности относится: а) живопись б) графика в) лепка г) скульптура
Контрольная работа 3. Назовите 5 функций искусства А. Б. В. Г. Д.
Контрольная работа 4. Деревянный станок для живописи это: а) палитра б) мольберт в) поворотный круг г) композиция
Контрольная работа 5. Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» относится к: а) скульптуре б) графике в) живописи г) архитектуре
Контрольная работа 6. К изобразительным средствам относятся: а) штрих, линия, пятно; б) гуашь, карандаш, уголь; в) пропорции, конструкция, тон
Контрольная работа 7. Назовите пять известных вам русских художников: А. Б. В. Г. Д.
Контрольная работа 8. Назовите жанры живописи : А. Б. В. Г. Д.
• Низкий уровень – 14 - 16 б. • Средний уровень – 17 -19 б. • Высокий уровень – 20 б.
Ознакомиться с этапами, методикой ознакомления с живописью детей дошкольного возраста по книге: Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. — М. , 1992. • Определить, какие из данных приемов обучения используются на I этапе ознакомления с живописью: • вопросы обобщенного характера, нацеленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности; • искусствоведческий рассказ воспитателя; • прием выявления композиционных и колористических особенностей картины; • прием сравнения картин; • вопросы конкретного характера на перечисление изображения; • прием «вхождения в картину» , воссоздания предшествующих событий; • прием классификации картин; • рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине; • игровые приемы и ситуации; • мини рассказы детей о картине.
• Определить, какие из данных приемов обучения используются на II этапе ознакомления с живописью: • рассказ образец, демонстрирующий эмоционально личностное отношение педагога к картине; • прием прямых указаний педагога; • вопросы с целью установления связи между содержанием картины и средствами ее художественной выразительности; • прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; • искусствоведческий рассказ педагога; • мини рассказ детей о понравившейся картине; • вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально личностного отношения к картине; • поиск композиционных и колористических вариантов решения образа; • использование музыки, поэзии; • прием сравнения.
• Определить, какие из данных приемов обучения используются на III этапе ознакомления с живописью: • вопросы конкретного характера на перечисление изоб раженного на картине; • прием сравнения картин; • мини рассказы детей о понравившейся картине; • искусствоведческий рассказ воспитателя; • постановка детьми вопросов о просмотренном про изведении; • прием классификации картин; • использование музыки, поэзии; • вопросы конкретного характера, направленные на формирование личностного отношения детей к картине; • прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; • рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • Подобрать художественнодидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • Составить словарь терминов по теме «Живопись» , используя следующие сайты: • http: //eart. by. ru/ Словарь терминов по изобразительному искусству • http: //artdic. ru/ Словарь изобразительное искусство - художники • http: //www. wm-painting. ru/Terms. KO Термины в изобразительном искусстве
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ • Работа по подгруппам. Заполнить таблицу. Изучить исследования одного автора и представить особенности данной методики. . АВТОР ЗУБАРЕВА Н. М. ЧУМИЧЕВА Р. М цель исследования Программа обучения Методичес кие Приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя
Литература • Зубарева Н. М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1965. - № 5. - С. 50 -58. • Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М. : Просвещение, 1969. -С. 24 -42. • Халезова Н. , Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. -С. 52 -54. • Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. : Просвещение, 1992. .
Требования, предъявляемые к портрету • • Доступность содержания портретов для детского восприятия. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. Яркая выраженность эмоционального состояния. Разнообразие средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм)
1 -й этап: “Созерцательный”. Цель: Подвести детей к восприятию портретного искусства. Задачи: • Учить понимать “язык эмоций”. • Развивать внимание и наблюдательность. • Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.
Методы • • игры, беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций и фотографий, • чтение художественной литературы.
Задание • “Посмотри на своего друга и опиши его”, “Вспомни, каким был твой друг вчера? Как ты узнал об этом? Почему он был таким? ” и т. д. • “Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней (о нем)” и др. • “Когда и почему ты был веселым, грустным, испуганным, удивленным и т. д. ”.
дидактические игры и упражнения • • “Угадай “тайну” лица”, “Узнай характер”, “Дорисуй лицо”, “Артисты” и др.
Произведения литературы • В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, • А. Барто “Вовка – добрая душа”, • Л. Квитко “Бабушкины руки”, • Е. Шварц “Сказка о потерянном времени”, • Т. Нуждина “Мир людей” и др.
Пословицы и поговорки • “Мал телом, да велик делом”, • “Здоров на еду, да хил на работу”, • “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”, • “День меркнет ночью, а человек печалью” и др.
2 -й этап: “Художественнообразный” Цель: Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры. Задачи: 1. Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях. 2. Учить понимать “язык изобразительного искусства”. 3. Формировать умение давать эмоциональноличностную оценку произведению.
Методические приемы • Пояснение (используется при первых беседах для уточнения представлений, например, “Как ты думаешь, почему, когда я показала эту скульптуру, зазвучала такая музыка? ”), • Сравнение (например, репродукции с картины В. М. Васнецова “Аленушка” и скульптуры), • Акцентирование деталей (закрывается все изображение, кроме, например, глаз, губ, рук).
Методические приемы • Вызывание адекватных реакций (например, при рассматривании скульптуры “Мать и дитя” детям задаются вопросы: “Вспомните, что вы чувствовали, когда вас обнимала мама? Какие у мамы руки? ”), • Тактильно-чувственный метод (прикосновение к ребенку, повторение изображенных движений), • Оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, (рассматривание репродукции с картины М. Врубеля “Царевна лебедь” сопровождают стихи А. С. Пушкина о царевне лебеди;
Методические приемы • Прием “вхождения в картину” рассматривая репродукцию с картины И. Крамского “Неизвестная”, детям предлагается поставить себя на место изображенной женщины и ответить на вопросы “Что вы чувствуете? слышите? видите? ”), • Метод музыкального сопровождения (может предшествовать восприятию картины, сопровождать его и служить фоном для искусствоведческого рассказа), • Игровые приемы (“Загадай что-либо о глазах (одежде, руках и т. д. ), а мы отгадаем”, “Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка? ”, “Придумай свое название портрету”, “Узнай скульптуру по силуэту” и др. ).
Средства выразительности данного жанра • мимика лица - отмечаются глаза и губы; • поза и жест, • руки, • костюм, • фон и др.
Виды портрета • По числу изображенных людей (одиночные, групповые и парные), • По композиции (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура), • По смысловой нагрузке (парадные и камерные).
Специальные понятия • • автопортрет, модель, натура, ракурс, профиль, фас, силуэт, вводим детей в языковое пространство художника-портретиста.
3 -й этап: “Художественнотворческий” • Цель: Развивать у детей художественное восприятие человека. • Задачи: • 1. Совершенствовать технические навыки изображения человека. • 2. Развивать у детей творческие способности. • 3. Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.
Основные темы 1. Способы изображения человека. 2. Средства выразительности портрета. 3. Передача особенностей образа человека.
Способы изображения человека • Нетрадиционные, рисование ладошкой. “Ладошковая живопись и графика” дети рисуют портреты Буратино (Карандаша и др. ). • Использование готовых трафаретов, которые обводятся и дорисовываются (как статичные, так и в динамике).
Формы организации занятий • • “Уроки Карандаша”, обучение ведется от лица тростевой куклы. Занятия-игры, например, “Футбол” (лист бумаги оформляется как футбольное поле, дети садятся напротив друга и начинают игру по очереди, подавая мяч и рисуя бегущего футболиста на месте его остановки).
Игровые задания • Разгадывание письма, дорисовывая схематичные изображения человека в движении), • Игры (“Зеркало” – подвижная игра с зарисовкой показанных движений, “Комплекс зарядки для медвежонка” – изображение схем упражнений и др. ). • Специальные дидактические пособия, “Проволочные человечки”, которые легко сгибаются и используются для показа движений, их зарисовки и др.
Средства выразительности портрета • Схемы, показ способов рисования, листы-пробники, “волшебные досочки” для упражнений в изображении движений бровей, глаз, губ. • Дорисовка сюжетных картинок, “оживлением” портретов сказочных персонажей под шапками-невидимками, “гримировкой” лиц и др.
Средства выразительности портрета • Костюмом человека как средством выразительности портрета (дети получают элементарные знания об особенностях одежды, головных уборов, обуви). • Экспериментируя с подбором костюмов, дети пробуют себя в роли художника-модельера, рисуя манекенов и наряжая их, либо используя готовые изображения людей
Дидактические игры • “Портреты цветных человечков” - определение характера человека по цвету, • “Цветовая картина” - подбор цвета к разным образам и др. ), • Игровые упражнения с раскрашиванием (“Передай тревожный характер в рисунке с изображением бегущей из дворца Золушки”, “Покой и печаль в рисунке с изображением Спящей красавицы” и др. ). • Знакомя детей с выразительностью и характером линий, предлагают следующие задания: “Узнай портрет по линейному рисунку”, “Собери образ из линий”, “Расколдуй фигуры” и др.
Передача особенностей образа • Задача – передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемом. • Тематика - портреты близких людей – мамы и папы. Дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т. д.
Вывод Дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию