МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ 3.pptx
- Количество слайдов: 39
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФОНЕТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Вводно-фонетический курс в программе обучения РКИ
Варианты введения курса в программу обучения : Вводно фонетический курс предшествует элементарному курсу обучения русскому языку: изучается только звуковая сторона русской речи. Снимаются вопросы лексики и фразеологии. После вводно фонетического курса занятия по развитию речи. 2. Вводно фонетический курс включается в общий объем учебной работы, параллельно с занятиями по развитию речи. Работа по фонетике при этом идёт в тесной связи со всем процессом обучения 1.
Виды работы на краткосрочных курсах: дать учащимся список фраз с фонетической транскрипцией и попросить их определить по фонетическим особенностям коммуникативную ситуацию (официальную/неофициальную); 2. предложить прочитать диалоги, участники которых общаются с друзьями, членами семьи, деловыми партнерами и т. д. 3. попросить стажеров самостоятельно составить диалоги, предложив набор слов, которые надо использовать в полной или редуцированной форме, и несколько ситуаций (например, встреча с друзьями, собеседование приеме на работу и т. д. ). 1.
Фонетические особенности разговорного стиля речи Неполный тип произношения самая яркая характеристика разговорного произношения. Редуцированное произношение : (сейчас [счас]/[щас], тысяча ['тыща], сегодня [с'одн'ь], только ['токъ]). Объяснить: когда следует использовать полную форму, в каких случаях допустимы сокращенные фонетические варианты.
Студентам продвинутого уровня Явления, встречающиеся в разговорной речи: основные различия московского и ленинградского (петербургского) произношения, оканье и аканье, некоторые старые нормы (например, гласный [ъ] после твердого согласного в окончаниях прилагательных на -кий (маленький, аленький [къй]). Иностранцы слышат эти особенности, путешествуя по России (по северным регионам, Золотому кольцу, волжским городам и др. ), общаясь со своими знакомыми, в том числе с пожилыми людьми.
Примеры: из фрагментов песен, мультфильмов, кинофильмов, в которых представлены особенности разговорного произношения.
Типы упражнений по фонетике: «Фонетическая зарядка» – тип тренировочных упражнений, направленных на отработку основных фонетических закономерностей. Обычно проводится в виде работы по карточкам. В карточки включаются слова эталоны, по которым учащийся сможет восстановить произносительные нормы.
Фонетические диктанты направлены на развитие навыков восприятия речи на слух. 1)Сначала предлагается только знакомый, отработанный материал, слова, 2) позже – словосочетания, и незнакомые слова, 3) нужно включать слова и словосочетания, трудные для произношения данной национальности. Вслед за преподавателем учащиеся повторяют слова и сочетания слов, записывают их в фонетической транскрипции.
Технические средства можно и нужно сочетать с пением: растягивание, замедленное звучание позволяет лучше фиксировать внимание на нормах русского произношения. В систему работы по фонетике должны быть включены тексты для заучивания наизусть: скороговорки, стихи. Весьма положительную роль играют фонетические игры.
Игры в обучении детей-мигрантов русскому произношению Учебно методический комплекс «Русский букварь для мигрантов» под редакцией И. П. Лысаковой (СПб. , 2010). Предлагается система работы по обучению русскому произношению в короткие сроки.
На начальном этапе : игры, направленные на развитие фонематического слуха, то есть умения различать звуки, необходимого для формирования навыков говорения, чтения и письма. 1. «Найди звук» Цель игры: формирование умения различать гласные. Ход игры: преподаватель называет простые слова с ударными А и О. Ученик должен хлопать в ладоши, когда слышит слово со звуком А. Нужно начинать со звуков в парах в соответствии с последовательностью, в которой эти звуки представлены в букваре: А О, И Ы. В дальнейшем можно усложнять задачу, добавляя гласные, которые надо узнать. Например, надо хлопать в ладоши, когда слышишь О, и топать, когда слышишь У.
2. «Покажи букву» Цель игры: формирование умений различать согласные звуки и соотносить звуки с буквами. Дидактический материал: карточки с буквами М, П, Н. Ход игры: преподаватель называет слова, в которых есть одна из букв: М, П, Н. Ученик должен поднять карточку с соответствующей буквой. Например: папа, Анна, мама, капуста.
3. «Звери и зверюшки» Цель игры: формирование умения различать твердые и мягкие согласные. Дидактический материал: фигурки больших и маленьких животных. Например: слон, жираф, бегемот, мышка, кошка, маленькая собачка. Ход игры: преподаватель говорит, что у больших животных грубые голоса, они произносят звуки так: «Д Д Д» , «Т Т Т» , «П П П» , «Б Б Б» , а у маленьких животных то ненькие голоса, они произносят звуки так: «Д' Д' Д'» , «Т' Т' Т'» , «П' П' П'» , «Б' Б' Б'» . Преподаватель произносит звук, ученик должен поднять большое животное, если звук твердый, и маленькое, если звук мягкий.
4. «Да - нет» Цель игры: формирование навыка слитного произнесения мягкого согласного Н' и последующего гласного. Дидактический материал: карточки с изображением предметов и животных, названия которых известны обучаемому. Ход игры: преподаватель показывает карточки и спрашивает: «Это. . . ? » , ученик отвечает: «Да» или «Нет» , в зависимости от вопроса. Например: преподаватель показывает карточку, на которой изображен кот, и спрашивает: «Это кит? » . Ученик отвечает: «Нет, это кот» .
5. «Угадай слово» . Цель: совершенствование навыка оглушения звонких согласных на конце слова. Дидактический материал: карточки с пустыми клетками, в каждый из которых надо вставить букву, только в одной из клеток написаны буквы Г или Д. Слова: обед, сад, йод, вход, мёд, лёд, Санкт Петербург, йог, друг; дом, Дима, 'иду, куда, дай, год, книга, ягода. Ход игры: нужно заполнить клетки, подобрав подходящее слово и прочитать получившиеся слова. Если ученик забывает об оглушении, преподаватель поправляет его. Когда все слова подобраны, их надо разделить на две группы: слова, у которых буквы Г и Д на конце, и слова, у которых эти буквы в начале или в середине. Ученик читает слова каждой группы еще раз, обращая внимание на то, как меняется произношение Г и Д на конце слов.
Обучение иностранцев русскому ударению Содержание языковой компетенции в области фонетики 2. Особенности русского словесного ударения. 3. Ритмические модели многосложных слов. 4. Тактовое, фразовое и логическое ударение. 1.
Особенности русского словесного ударения Словесное ударение – это выделение одного из слогов в слове силой звука или другими фонетическими средствами (большей длительностью, тембром). Признаки словесного ударения: 1) Ударный слог произносится с большей силой, т. е. это ударение силовое, или динамическое, ударный гласный самый громкий в слове. 2) Гласные ударного слога произносятся с большей длительностью, чем гласные безударных слогов, т. е. ударение количественное. 3) Ударные гласные могут отличаться от безударных по своему качеству. Ср. [л’эс] – [л’иса], т. е. ударение качественное.
4). Словесное ударение в русском языке разноместное, или свободное. Оно может стоять на любом слоге в двусложных и многосложных словах: шляпа, тепло, холодно, но при этом существуют определенные акцентологические нормы: положить, красивее, звонит. 5). Ударение может быть: а) фиксированным, неподвижным, если сохраняется на одном и том же слоге во всех формах слова – студент, студента, студенту и т. д. б) подвижным, когда оно перемещается со слога на слог в разных словоформах: стол, стола, томич, но томичей.
6). Сложные слова наряду с основным могут иметь побочное, второстепенное ударение: нефтепровод, машиностроение. Оно используется в редко употребляющихся словах, в словах книжного стиля. Второстепенное ударение обычно располагается ближе к началу слова и с меньшей силой выделяет ударный слог, чем основное (ср. : аэрофотосъемка). Необходимо помнить о добавочном ударении, его отсутствие может затруднять понимание сообщения, ср. : Гос. Банк и ГАЗБанк.
особенность ритмики русского слова проявляется в неоднородности ударного и безударного слогов по длительности и напряженности артикуляции: в ударных слогах эти гласные произносятся длительно и напряженно, а в безударных – более кратко и слабо.
Ритмические модели многосложных слов § § § ta ta/ : страна, семья ta/ ta: плохо, город, сахар ta ta/ ta: собака, дорога, китаец ta/ ta ta: дорого, вежливый, золото ta ta ta/: хорошо, голова, карандаш
Постановочные упражнения: *вычленение ритмического импульса модели *показ графического изображения модели ( _ /_ или TAta или ta/ ta) *наполнение ее конкретным материалом слов и словосочетаний *произнесение модели за преподавателем ( «тататирование» ). *повторное произнесение модели сочетать с ее простукиванием, отражающим разницу между ударными и безударными слогами * простукивание учащимся ритмической модели и произнесение ее с опорой на ощутимые моменты артикуляции
Ощутимые моменты артикуляции Напряженность артикуляции; 2) Раствор рта (бо/льший для ударного и меньший для безударного слогов); 3) Длительность слога. 1)
Для закрепления этого навыка можно использовать простые упражнения. Упражнение. Слушайте, повторяйте слова, отбивайте рукой ритм. Помните, что гласные звуки в ударных слогах произносятся с большей силой и долготой, чем безударные. __ _ / супы, сыры, шкафы, сады, дубы, труды, глаза, гараж, алмаз, рукав. _ / __ Анна, август, буду, учит, другу, Пушкин, зубы, годы.
Упражнение. Прочитайте двусложные и трехсложные слова; следите за ритмикой, за редукцией безударных гласных в разных позициях и за длительностью ударного слога. слова модели ta ta/: окно, билет, семья, студент, зима слова модели ta/ ta: осень, лето, книга слова модели ta ta/ ta: корова, подушка, учебник слова модели ta/ ta ta: дерево, волосы, весело слова модели ta ta ta/: молоко, сторона, телефон
Ошибки, связанные с подвижностью русского ударения Подвижное ударение бывает только у непроизводных слов, в основном, у односложных и двусложных. Производные, многосложные слова, малоупотребительные, книжные, поздние заимствования имеют неподвижное ударение. Подвижность русского ударения используется для различения грамматических форм : две реки/ крупные ре/ки
Выделить наиболее продуктивные формы словообразования и словоизменения, важно обращение к главному, типичному. Учебный материал целесообразно классифицировать по частям речи в две основные группы:
Группы слов, различающиеся ударением 1. с постоянным ударением § на флексии § на суффиксе § на слоге, предшествующем суффиксу 2. со сдвигом ударения § с основы на флексию § с флексии на основу * Опора на методику Ю. Г. Лебедевой. См. : * Лебедева Ю. Г. Звуки, ударение, интонация. – М. : русский язык, 1986. См. также: Шутова М. Н. Пособие по обучению русскому ударению иностранных студентов среднего и продвинутого уровня. М, Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2006.
Аббревиатуры и причастия В аббревиатурах, состоящих из согласных, ударение располагается на последнем слоге: СНГ (эс-эн-гэ), КНР (каэн-эр). В полных и кратких страдательных причастиях ударение перемещается на один слог вперед по сравнению с инфинитивом (изучить – изученный – изучен).
смыслоразличительная функция ударения за/мок и замо/к а/тлас и атла/с гво/здики и гвозди/ки па/рят и паря/т сто/ит и стои/т
В работу по обучению ударению можно включать в разных комбинациях созвучные слова, различающиеся ударением, а также совпадающие по ударению, но различающиеся грамматической формой. дорога/я - дорога/я , дорога/я - дорого/й доро/га - до/рого - дорого/й - дорога/я хо/лод - хо/лодно холо/дный день - холо/дная зима холо/дное лето гото/вят - говоря/т
слова с интернациональными корнями в разных языках в этих словах может быть разное ударение Москва/ - англ. Mo/skow студе/нт - stu/dent Росси/я - Ru/ssia университе/т - unive/rsity
Фонетическое членение речи В требованиях к слухопроизносительным навыкам и умения значимое место занимают навыки, связанные с синтагматическим членением. Фраза - относительно законченное смысловое целое; это отрезок речи, объединенный особой интонацией и заключенный между двумя достаточно длительными паузами.
Речевой такт – менее законченное, чем фраза, смысловое целое; тоже характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны, или они короче межфразовых пауз. Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Безударные слова (чаще это предлоги, союзы, частицы), примыкают к ударному.
Слабоударные слова Ударение боле слабое, чем у самостоятельных слов. Обнаруживается в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах Предлоги благодаря несмотря на по мере против между Союзы пока не хотя так как то есть
Фразовое, тактовое, логическое ударение Тактовое ударение- выделение одного из фонетических слов более сильным ударением. Фразовое ударение – выделение более сильным ударением одного из тактов фразы. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы.
Тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Их функция состоит в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт, а тактов в фразу.
Логическое ударение- выделение в речевом такте какого либо слова для подчёркивания его особого значения. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением. Ср. : Я учусь на филологическом факультете (а не ты). Я учусь на филологическом факультете (а не работаю). Я учусь на филологическом факультете (а не на каком нибудь другом).
Спасибо за внимание!
МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ 3.pptx