МНЛО 1.ОЗО.ppt
- Количество слайдов: 31
МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Литература 1. Львов М. Р. , Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М. , 2006. 2. Львов. М. Р. , Рамзаева Т. Г. , Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе – М. , 1987. 3. Методика преподавания литературы в начальной школе/М. П. Воюшина и др. – М. , 2010 г. 4. Светловская Н. Н. , Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению. - М. , 2007.
1. ПОНЯТИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» . ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЧТЕНИЯ Литературное чтение – это начальная ступень единого и непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Цели: « научить ребенка учиться» , «возбуждать интерес к учению» (К. Д. Ушинский); научить детей осознанно воспринимать содержание произведений. Функции чтения: речевая познавательная инструментальная эстетическая
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Чтение – вид речевой деятельности человека. Чтение имеет: предмет деятельности мотивацию способы действия —ориентировочные, исполнительские самоконтроль продукт
Психологические основы восприятия ХП Воображение - форма психической деятельности, заключающаяся в создании представлений. Ассоциации - связи представлений, ощущений, мыслей, чувств, движений. Виды ассоциаций: 1)по смежности; 2)по сходству; 3)по контрасту.
Воспроизводящее воображение и творческое воображение - формы мыслительной деятельности Особенности восприятия ребенком детской литературы: • • • фрагментарность, отсутствие целостности восприятия; слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия; зависимость восприятия от жизненного опыта; связь с практической деятельностью; эмоциональность, искренность сопереживания; наивно-реалистическое восприятие литературы.
3. УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ З. И. Романовская Репродуктивный: а)фрагментарный, б)сюжетно-логический Эмоционально-сюжетный Интуитивно-художественный Элементарный осознанно-художественный, или целостно- аналитический
ПОЛНОЦЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ХП ТАКОЕ, ПРИ КОТОРОМ ЧИТАТЕЛЬ: эмоционально откликается на прочитанное, видит динамику эмоций; воссоздает в воображении на основе художественных деталей целостный образ; размышляет над мотивами поступков героев, оценивает их; устанавливает причинно-следственные связи ( «сцепление» эпизодов в эпосе, динамику эмоций в лирике); видит точку зрения автора; осваивает идею ХП и определяет свое отношение к ней.
4. ЭТАПЫ АНАЛИЗА ХП. СТРУКТУРА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Методические закономерности работы с ХП в начальной школе (О. В. Сосновская): 1) понимание того, о чем П. и как об этом в нем говорится; 2) разбор языковых средств; 3) анализ структуры П. ; 4) активизация в речи детей слов, обозначающих эмоциональные и моральные качества; 5) учет данных науки о типе читательской деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ХП Первичный синтез Анализ Вторичный синтез Первичный синтез: подготовительная работа; первичное восприятие текста; проверка первичного восприятия текста.
АНАЛИЗ раскрытие сюжетной и композиционной линий ХП; работа над изобразительными средствами; выяснение идеи ХП, мотивов поведения действующих лиц; определение авторской и читательской позиций. ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ обобщение по ХП (уточнение идеи, осмысление читательской позиции обобщение существ черт действующих лиц); творческие работы.
СТРУКТУРА УРОКОВ ЧТЕНИЯ (ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ). Цель и задачи урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Этапы урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Тема, целеполагание, планирование действий 3. Подготовка к чтению произведения. 4. Знакомство с произведением. 5. Проверка первичного восприятия. 6. Постановка учебной задачи. 7. Перечитывание ХП. Анализ текста. 8. Обобщение. 9. Рефлексия. 10. Домашнее задание.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДУМАТЬ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ДО ЧТЕНИЯ. Приемы работы: беседа; рассказ учителя; свободные высказывания детей; словарная работа; экскурсия; предварительное рассматривание иллюстраций; вычленение из текста ориентирующих слов. чтение малых фольклорных жанров; показ репродукций картин; демонстрация слайдов, фотографий; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них; «угадывание» по названию рассказа его содержания.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ХП. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ. Первичное восприятие - непосредственное восприятие детьми ХП. Приемы первичного восприятия текста: чтение учителя; чтение обучающимися или в комбинации с чтением учителя; самостоятельное чтение в классе или дома; запись чтения мастером художественного слова; чтение рассказа до кульминационного момента и др.
ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ХП. ЦЕЛЬ: ВЫЯСНИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ ДЕТЕЙ, ПОНИМАНИЕ ОБЩЕГО СМЫСЛА ХП. Основной метод- беседа. Примерные вопросы: Понравилось ли произведение? Что особенно понравилось? Почему? Какую картину вы представили себе, слушая рассказ? Когда было страшно? Смешно? Радостно? Грустно? В какой момент вы больше всего волновались? Почему? Кто из героев больше всего понравился? Почему? Когда героя было жалко? Было ли стыдно вам за главного героя? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?
АНАЛИЗ ХП (ВИДЫ АНАЛИЗА, ЗАДАЧИ АНАЛИЗА, ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ). Виды анализа ХП: стилистический (языковой); проблемный анализ; анализ развития действия; анализ художественных образов. Задачи анализа ХП: установление причинно-следственных связей между событиями; выяснение сюжета и композиции ХП. ; выяснение мотивов поведения героев; выяснение художественных особенностей произведения; определение идейной направленности; определение авторской и читательской позиции.
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ Цель: развивать потребность в анализе и перечитывании П; учить думать над ХП во время чтения. Уровни работы: фактический, идейный, собственного отношения к читаемому. Группы вопросов: 1) выяснение и уточнение конкретного содержания ХП, его сюжета; 2) понимание взаимоотношения между фактами и явлениями; 3) анализ художественных средств ХП; 4) выяснение мотивов поведения героев; 5) выяснение авторского и собственного отношения к прочитанному; 6) прямо направленные на выяснение основной мысли.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Направления работы над словарем: • обогащение; • уточнение; • активизация; • очищение от нелитературных слов. Методические приемы выяснения смысла слова: - показ предмета; - показ изображения; - подбор синонимов, антонимов; - экскурсия с целью наблюдения предмета; - использование сносок; - объяснение значений слов самими учащимися; - словобразовательный анализ слова; - путем логического определения; - обращение к контексту; - уточнение значения слова по словарю.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПРОВОДИТСЯ: 1) на этапе подготовки к чтению (3 -5 слов, без понимания смысла которых непонятно содержание текста); 2) в процессе анализа П; слово рассматривается в контексте; не следует объяснять каждое новое, неясное слово; объяснение непонятных слов должно быть связано с наблюдением над точностью и яркостью выбора слов автором; в процессе словарной работы должны проводится наблюдения над изобразительными средствами языка; должны быть исправлены все речевые ошибки детей. 3)во время работы над характеристикой героев и идеей П
РАБОТА НАД ПЛАНОМ. Цель: способствует глубокому пониманию содержания прочитанного П. , определению идеи, последовательности событий, взаимосвязи между частями, развитию монологической речи. 1 кл. - картинный план (готовый, составленный коллективно); 2 кл. - коллективно составленный логический план; 3 и 4 кл. - самостоятельно составленный план.
ВИДЫ РАБОТ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА: готовый план дает учитель, обучающиеся соотносят пункты плана и содержание части текста; - - план составляется коллективно в процессе анализа ХП; учитель называет количество частей в тексте, дает пункты плана. Обучающиеся разбивают текст на части в соответствии с планом; - учитель дает деформированный план, обучающиеся делят текст на части и восстанавливают план; - учитель предлагает несколько выбирается наиболее удачный; - - вариантов план составляется самостоятельно обучающимися. плана,
РАБОТА НАД ИДЕЕЙ И ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ ХП. Работа над идеей Идея раскрывается через образ или систему образов, через поступки героев, их взаимоотношения. Идея передается: словами автора (персонажа) содержанием - от идеи к событиям - от содержания к идее повторное чтение и беседа заголовком
РАБОТА НАД ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ Характеристика персонажа внешность внутренние качества Этапы работы над образом (Т. Г. Рамзаева): эмоциональное восприятие образа; конкретизация первоначального восприятия; обобщенное мотивационно-оценочное суждение.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА ВКЛЮЧАЕТ: 1. Кем герой является? (Кто он? ) 2. Внешний вид героя. 3. Основные черты характера героя. 4. Поступки героя. 5. Прямая речь героя. 6. Отношение героя к окружающему миру (людям, поручению, делу, природе и т. д. ) 7. Высказывание других персонажей о герое. 8. Его собственные мысли. 9. Отношение автора к герою. 10. Отношение учащихся к герою.
ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ НАД ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ПЕРСОНАЖА: учитель называет качества персонажей, дети приводят примеры, их подтверждающие; дети самостоятельно называют свойства характера персонажа; сопоставляются герои одного ХП или близких по теме ХП.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗУ. Основная цель: развитие монологической речи учащихся. Требования к пересказу: должна звучать живая речь школьника; должны быть использованы лексика, обороты речи, некоторые синтаксические конструкции образца; • должен сохраняться стиль образца; • должна быть соблюдена последовательность изложения, переданы все основные факты и описания, установлены причинно-следственные связи; • должны отразиться чувства школьника, выразительность его речи. •
ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕРЕСКАЗА • постановка учебной задачи; • анализ содержания ХП, изобразительных средств языка, которые нужно использовать в пересказе; • отработка выразительного чтения; • деление ХП на части, составление плана; • иллюстрирование текста; • пересказ фрагментов текста, разбор достоинств и недостатков пересказа.
ТИПЫ ПЕРЕСКАЗОВ подробный; близкий к тексту; выборочный; краткий; творческий. Подробный пересказ: сохраняются композиционная и сюжетные линии произведения, допускается относительно свободное использование лексики. Критерии оценки: передача смысла каждой части и связи между ними.
Пересказ близкий к тексту : обязательно должны быть включены слова, обороты, синтаксические конструкции, имеющие место в ХП. Критерии оценки: умение ребенка воссоздать в пересказе эмоциональный тон произведения, используя изобразительно-выразительные средства. Выборочный пересказ предполагает передачу одной из частных тем (микротем) изучаемого ХП. Критерии оценки: точное выполнение учебной задачи. Краткий пересказ - построение нового, собственного, сжатого текста. Критерии оценки: сохранение идейной направленности произведения, логическая последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, их речевое оформление.
Пересказ близкий к тексту : обязательно должны быть включены слова, обороты, синтаксические конструкции, имеющие место в ХП. Критерии оценки: умение ребенка воссоздать в пересказе эмоциональный тон произведения, используя изобразительно-выразительные средства. Выборочный пересказ предполагает передачу одной из частных тем (микротем) изучаемого ХП. Критерии оценки: точное выполнение учебной задачи. Краткий пересказ - построение нового, собственного, сжатого текста. Критерии оценки: сохранение идейной направленности произведения, логическая последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, их речевое оформление.
Творческий пересказ - изменения и дополнения в тексте: • изменение лица рассказчика; • пересказ от лица одного из персонажей; • продолжение событий; • описание событий, предшествующих ситуации, изображенной в ХП. ; • изменение грамматического времени глагола; • дополнение эпизодов, деталей, описания пейзажа, внешнего вида героя; • дополнение фактов, взятых из других источников. Критерии оценки: точное выполнение учебной задачи.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО выразительное чтение; графическое рисование; словесное рисование; творческий пересказ; составление диафильма; составление киносценария; составление рассказа по аналогии; сочинение на основе прочитанного; сочинение загадок, стихов; рисование декораций, костюмов к прочитанному; подбор мелодии, пластического выражения характера персонажа в балетном спектакле по прочитанному; чтение по ролям; драматизация; конкурсы чтецов; лепка, изготовление аппликаций.
МНЛО 1.ОЗО.ppt