Скачать презентацию Место и роль медиа и медиаобразования в современном Скачать презентацию Место и роль медиа и медиаобразования в современном

9b0c85b4cf29c71fb80e7aa08ab8ae3e.ppt

  • Количество слайдов: 38

Место и роль медиа и медиаобразования в современном мире Радевич Е. В. , начальник Место и роль медиа и медиаобразования в современном мире Радевич Е. В. , начальник центра профессионального развития и инновационного образования ГУО «Академия последипломного образования»

Цель Осознать: • влияние медиа на развитие личности современного человека; • актуальность медиаобразования учащихся Цель Осознать: • влияние медиа на развитие личности современного человека; • актуальность медиаобразования учащихся в условиях информационного общества; § научиться декодировать медиасообщения для развития критического мышления и принятия осознанных решений; § подготовить грамотных медиа-потребителей (не журналистов) § помочь подросткам ориентироваться в медийном пространстве и информационных потоках § развивать у молодого поколения критическое мышление § воспитать общество способное влиять на медиа

Параллельная школа • Масс-медиа не отражают, а конструируют (репрезентируют) действительность. • Явление «параллельной школы» Параллельная школа • Масс-медиа не отражают, а конструируют (репрезентируют) действительность. • Явление «параллельной школы» - учащиеся впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее достоверность и надежность

Информационное общество и образование: «параллельная школа» Основные факторы влияния медиасреды: • расширение доступа к Информационное общество и образование: «параллельная школа» Основные факторы влияния медиасреды: • расширение доступа к информации, • рост количества источников информации, • резкое повышение плотности информационных потоков, • рост агрессивности медиасреды

 «Параллельная школа» : итоги воздействия СМИ Формирование ненаучного мышления, воспитание «человека массы» Следствия: «Параллельная школа» : итоги воздействия СМИ Формирование ненаучного мышления, воспитание «человека массы» Следствия: • психическая неустойчивость, • некритичность мышления, • легковерие, • Внушаемость

 • ЧТО ТАКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ? «Медиаобразование - это обучение теории и практическим умениям для • ЧТО ТАКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ? «Медиаобразование - это обучение теории и практическим умениям для овладения современными масс-медиа, которые рассматриваются как часть специфической области знаний в педагогической теории и практике» • « Медиаобразование следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких как, например, математика, физика или география» • Media Education, 2003, UNESCO • «Медиаобразование означает критическое мышление (critical thinking), существенный элемент развития которого - создание учениками собственной медиапродукции. • С. Файлитзен • Медиаобразование - специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее и осознавать последствия ее воздействия на психику. • А. В. Федоров, президент Ассоциации • кинообразования и медиапедагогики России • •

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ? • • • «Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и ЧТО ТАКОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ? • • • «Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т. д. ) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так идля продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии… (. . . UNESCO, 1999, pp. 273 -274).

Л. Мастерман выделил четыре важнейших области медиаобразования: 1) авторство, собственность и контроль в сфере Л. Мастерман выделил четыре важнейших области медиаобразования: 1) авторство, собственность и контроль в сфере медиа Информация стала рыночным товаром. На медиаиндустрию приходится порядка 3% всего ВВП мира. Мировые информационные агентства, задающие миру свое видение происходящих в мире процессов и порой влияющие на ход развития этих процессов: Ассошиэйтед Пресс (АП), Юнайтед Пресс Информейшн (ЮПИ), Рейтер, Агентство Франс Пресс (АФП), ИТАР-ТАСС, Google (рынок интернет рекламы). Крупнейшим информационным агентством Беларуси является Белорусское телеграфное агентство - Бел. ТА,

2) способы достижения эффекта воздействия (то есть способы кодирования информации) медиатекста • К языковым 2) способы достижения эффекта воздействия (то есть способы кодирования информации) медиатекста • К языковым (аудийным) приемам относятся неоднократное повторение достоинств (названия фирмы, адреса и т. д. ), использование слоганов (легкозапоминающихся незатейливых стихов, девизов и т. д. ), музыкального оформления (определенной мелодии или даже гимна фирмы и т. п. ). • К визуальным приемам можно отнести показ товара в привлекательном виде (красивая упаковка, яркое оформление и т. д. ), использование дополнительных визуальных стимулов (скажем, красивая девушка на фоне рекламируемого автомобиля и т. п. ), привлечение исторических и мифологических героев (Царевна-лягушка идет в салон красоты и превращается в красавицу и т. п. )

способы достижения эффекта воздействия (то есть способы кодирования информации) медиатекста 3) репрезентация окружающей среды способы достижения эффекта воздействия (то есть способы кодирования информации) медиатекста 3) репрезентация окружающей среды через СМИ; 4) Аудитория медиа

Л. Мастерман выделил и обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире: • 1. Л. Мастерман выделил и обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире: • 1. Высокий уровень потребления масс-медиа и насыщенность современного общества их продуктами. • 2. Идеологическая важность медиа и их влияние на сознание аудитории. • 3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения. • 4. интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы. • 5. Рост значимости визуальной коммуникации и информации во всех отраслях. • 6. Необходимостьобучения школьников / студентов с ориентацией на соответствие современным требованиям • 7. Национальные и международные процессы приватизации информации ускоряются. И. А. Жилавская добавила еще одну: «пожелтения» масс-медиа и снижение общего уровня медийной продукции. [Masterman L. , 1988; по Жилавская И. В. , 2009: 73 - 74].

Шесть основных базовых понятий медиаобразования (Р. Кьюби, Дж. Поттер и В. Вебер - ведущие Шесть основных базовых понятий медиаобразования (Р. Кьюби, Дж. Поттер и В. Вебер - ведущие британские медиапедагоги) • 1) «агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов), • 2) «категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/медиатекстов), • 3) «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов), • 4) «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов), • 5) «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т. д. ), • 6) «аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиавосприятия).

Подход к медиаобразованию ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГРАМОТНОСТЬ Подход к медиаобразованию ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГРАМОТНОСТЬ

что значит быть грамотным сегодня? • / www. google. by/search что значит быть грамотным сегодня? • / www. google. by/search

 • «Грамотность - широкая совокупность навыков и умений, которые позволяют индивиду сознательно участвовать • «Грамотность - широкая совокупность навыков и умений, которые позволяют индивиду сознательно участвовать в процессах, происходящих в обществе и мире» . • Пауло Фрейре • • • Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ф. Г. есть атомарный у ровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. http: //sociology_encyclopedy. academic. ru/

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ • В основе термина медиаграмотность (medialiteracy лежит термин грамотность, т. е. способность читать МЕДИАГРАМОТНОСТЬ • В основе термина медиаграмотность (medialiteracy лежит термин грамотность, т. е. способность читать и писать. • Медиаграмотность (media literacy) – движение, … призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. • [Лотман, 1998, с. 204 -205]. «С педагогической точки зрения, не имеет смысла рассматривать образование как деятельность по защите детей от вредного контента; учителя учат детей не для того, чтобы защитить их от плохих книг, мы никогда не встречали учителя, который бы преподавал «книжную безопасность» . Робин Джексон

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ • Медиаграмотность (media literacy) – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к МЕДИАГРАМОТНОСТЬ • Медиаграмотность (media literacy) – процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью. • [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2001, p. 9494].

4 ступени медиаграммотности 1. Доступ 4 ступени медиаграммотности 1. Доступ

2. Понимание 2. Understan 2. Понимание 2. Understan

3. Анализ 3. Анализ

4. Создание 4. Создание

Показатели медиакомпетентности учащихся «Без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно Показатели медиакомпетентности учащихся «Без развитого медиавосприятия и способности к анализу и оценке медиатекста невозможно говорить о высоком уровне медиакомпетентности человека» А. В. Фёдоров № Показатели медиакомпетентности учащихся Расшифровка уровня данного показателя 1 «понятийный» : низкий, средний, высокий уровни Знания истории, теории и терминологии медиакультуры, процесса массовой коммуникации 2 «контактный» : низкий, средний, высокий уровни «мотивационный» : низкий, средний, высокий уровни «оценочный» : низкий, средний, высокий уровни «креативный» : низкий, средний, высокий уровни Частота общения с медиа, умение выбирать любимые жанры, темы 3 4 5 Мотивы контакта с медиа: эмоциональные, познавательные, нравственные, эстетические и др. Уровень медиавосприятия и способности к анализу медиатекстов Уровень творческого начала в различных аспектах деятельности (художественной, исследовательской, игровой и т. д. ), связанной с медиа.

У учащихся должны быть сформированы следующие медиаобразовательные умения: • • • умения находить информацию У учащихся должны быть сформированы следующие медиаобразовательные умения: • • • умения находить информацию в различных источниках; включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации; систематизировать ее по заданным признакам; умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника; принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» ; самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации); видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

Какие медиа Вы предпочитаете? • Какие медиа Вы предпочитаете? •

Виды медиа • ТЕЛЕВИДЕНИЕ (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу— комплекс Виды медиа • ТЕЛЕВИДЕНИЕ (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу— комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние. Вместе с радиовещанием является наиболее массовым средством распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной или учебной), а также одним из основных средств связи. • 94% основной информации люди поручают через ТВ На чем зарабатывает ТВ • РЕКЛАМА – до 90% • СПОНСОРСТВО: алкогольные бренды эксплуатируют нишу художественной культуры и спортапиво. • Талант шоусмс, сплетни, склоки, обсуждения • Product placement (реклама определенного бренда) • Обучающие программы исчезают, всё то, что хоть на миг могло бы заставить задуматься – отметается. Навязывание моделей поведения

Виды медиа • Кинематограф (от греч. «записывающий движение» ) – комплекс методов и действий Виды медиа • Кинематограф (от греч. «записывающий движение» ) – комплекс методов и действий для создания и проката фильмов. • Все, что происходит в фильмах имеет смысл, все на чем останавливается камера либо монтаж о чем-то нам говорит. Режисер пытается донести до нас скрытые сообщения. Фильмы могут быть прочитаны как книги.

Виды медиа • Пресса - часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных, а ныне также Виды медиа • Пресса - часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных, а ныне также электронных изданий, предназначенные для массового читателя: газет, журналов, сборников, альманахов. • Лидер - информационно-развлекательная • Телегиды • Журналы для женщин • Пресса «общего интереса» ( лидеры издания из России) • «Желтая пресса» , специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях

 • • РАДИО Разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются • • РАДИО Разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. Эфирное, супутниковое, кабельное и он-лайн Из трёх функций радио информировать, просвещать, развлекать радио преимущественно развлекает Форматы Шансон, Авторадио , Европа+, Хит, Ретро и Ренесанс Джаз? Классика? Белорусская музыка? • ВИДЕОИГРЫ Компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Компьютерные игры часто создаются на основе фильмов и книг; есть и обратные случаи. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства.

Виды медиа Современные медиа ИНТЕРНЕТ • Web 2. 0 (определение Тима О’Рейлли) — методика Виды медиа Современные медиа ИНТЕРНЕТ • Web 2. 0 (определение Тима О’Рейлли) — методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем полнее, чем больше людей ими пользуются. Особенностью веб 2. 0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала. Термин «Web 2. 0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.

ИНТЕРНЕТ МЕДИА • Социальные медиа - совокупность технологий коммуникации, которые позволяют • • людям ИНТЕРНЕТ МЕДИА • Социальные медиа - совокупность технологий коммуникации, которые позволяют • • людям общаться между собой посредством Интернета для достижения всевозможных целей. Общение может принимать самые различные формы: пользователи могут делиться мнениями, опытом, знаниями, новостями, видеоматериалами, фотографиями, музыкой и ссылками на те или иные сайты, а также налаживать контакты и взаимодействовать для организации и проведения совместных действий. Основные тенденции – визуализация и дизайн Социальные сети стали более популярны чем порносайты 78% пользователей доверяют больше контактам в социальных сетях чем рекламе • БЛОГИ Становятся инструментом персональной журналистики. 15 лет назад было тяжело представить создание собственного интернет ресурса бесплатно. Сегодня ежесекундно в появляется новый блог.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИА • 1. Медиа передают месседжи (информацию, сообщения) с помощью визуальных средств, языка ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИА • 1. Медиа передают месседжи (информацию, сообщения) с помощью визуальных средств, языка и / или звука. • 2. Медиамесседжи производятся массово для массовой аудитории и распространяются с помощью некоторых технологий. • 3. Те, кто создают медиамесседжи, не находятся в том же физическом пространстве, что и реципиент (ы) этих месседжей.

Африканские и американские деньги как Африканские и американские деньги как "медиа". слева направо – верхняя строка: Мадагаскар, Сомали, Либерия; нижняя строка: Центральноафриканская Республика, Сьерра-Леоне; США • • Что нам говорят эти примеры валют из Африки и США о стране и о ценности этих стран? Какие люди изображены? Что делают эти люди? Какие особенности культуры или страны можно заметить? Какая страна хочет «похвастаться» ? Какие символы использует каждая страна? Какие примеры, факты из приведенных примеров говорят об отношениях с другими странами?

Одежда как медиа? ? ? Какие части вашей одежды можно считать медиа? Что вы Одежда как медиа? ? ? Какие части вашей одежды можно считать медиа? Что вы чувствуете, когда вы носите одежду, которая помогает другим получить месседжи? Каким образом виды одежды могли бы служить в качестве медиа, выражением личной идентичности?

Сущность медиасообщений (месседжей) 1. Все медиамеседжи – конструкты Необходимо сосредоточить внимание не только на Сущность медиасообщений (месседжей) 1. Все медиамеседжи – конструкты Необходимо сосредоточить внимание не только на самом сообщении, но и на том, кто стоит за ним, а также каким образом и для чего оно создано. 2. Каждый тип медиа имеет собственные отличительные характеристики, преимущества и уникальный «язык» построения В визуальных текстах - это углы камеры, размещенные в кадре и движение Язык аудиотекстов - звуковые эффекты; голоса за кадром; и музыкальная грамматика нот. Интернет имеет такие элементы, как интернет адреса, баннеры и ссылки. 3. Медиамеседжи создаются с определенными целями. 4. Все медиамеседжи содержат уже определенные интегрированные ценности и взгляды.

Сущность медиасообщений (месседжей) 5. Люди используют индивидуальные навыки, убеждения и опыт для формулирования собственного Сущность медиасообщений (месседжей) 5. Люди используют индивидуальные навыки, убеждения и опыт для формулирования собственного понимания значения медиамесседжев. 6. Медиа и медиамеседжи могут влиять на убеждения, отношения, ценности и поведение.

Медиаграмотность помогает расшифровать медиакоды, а именно: 1)Установить автора конкретного медиасообщения; 2)Осознать, каких мыслей и Медиаграмотность помогает расшифровать медиакоды, а именно: 1)Установить автора конкретного медиасообщения; 2)Осознать, каких мыслей и действий ждал от нас медиасоздатель; 3)Распознать предвзятость, дезинформацию и ложь; 4)Заметить, что местами история умышленно недосказана; 5)Сделать осознанный выбор и принять осознанное решение; 6)Создать и распространить собственные медиасообщения.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ Реклама • Анализ сообщения (или деконструкция) является основным приемом, используемым при развитии медиаграмотности. ДЕКОНСТРУКЦИЯ Реклама • Анализ сообщения (или деконструкция) является основным приемом, используемым при развитии медиаграмотности. Его суть заключается в способности увидеть скрытый смысл сообщения, то, что скрывается за внешней оболочкой. • Алгоритм анализа рекламного ролика: 1. Опишите эмоции и чувства, когда вы смотрите сюжет 2. Порассуждайте в парах, почему вы реагируете тем или иным способом. 3. Обратите внимание на слоган ролика 4. Обратите внимание на сюжет (где разворачивается действие, к какому виду деятельности побуждает изображение) 5. Обратите внимание на музыкальный фон (какое настроение создается) 6. Обратите внимание на действующих лиц (кто является героями ролика, что они делают, с каким настроением, с кем вступают в коммуникацию) 7. Проследите определенную закономерность. Например, девушки чаще всего изображены в неестественной или неудобной позе. Мужчины, напротив, чаще движутся к определенной цели, их взгляд устремлен в сторону горизонта. Физически привлекательные люди чаще демонстрируют чтото положительное, непривлекательные люди - наоборот, что-то негативное. Почему? Прослеживаются ли другие закономерности?