Скачать презентацию Мертвые души Н В Гоголя Предыстория Скачать презентацию Мертвые души Н В Гоголя Предыстория

МД.pptx

  • Количество слайдов: 29

 «Мертвые души» Н. В. Гоголя «Мертвые души» Н. В. Гоголя

Предыстория • В н. XIX века на юг России, в Бесcарабию, бежали с разных Предыстория • В н. XIX века на юг России, в Бесcарабию, бежали с разных концов страны тысячи крестьян, спасавшихся от жестоких хозяевпомещиков.

О_о • обнаружилось, что город Бендеры населён бессмертными людьми: в течение многих лет там О_о • обнаружилось, что город Бендеры населён бессмертными людьми: в течение многих лет там никто не умирал.

 • Герой – Чичиков • Герой – Чичиков

Концепция • Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной и писал второй том, где выводились положительные Концепция • Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Замысел должен был соответствовать комедии Данте. От преисподней Чичиков должен был двигаться «к раю» , просвещению.

Название -многопланово • Даль: «Мертвые души - люди, умершие в промежутке двух народных переписей, Название -многопланово • Даль: «Мертвые души - люди, умершие в промежутке двух народных переписей, но числящиеся по уплате податей, на лицо» (статья «Душа» ). • Однако в религиозно ‑ философском аспекте формула «МД» явилась антитетичной к библейскому понятию о «живой душе» (ср. : «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» – Библия, Бытие, 2, 7).

 • В поэме формула «мёртвая душа» – «мёртвые души» многообразно преломлялась Гоголем, приобретая • В поэме формула «мёртвая душа» – «мёртвые души» многообразно преломлялась Гоголем, приобретая всё новые и новые смысловые нюансы: мёртвые души – умершие крепостные, но и духовно омертвевшие помещики и чиновники, скупка мёртвых душ как эмблема мертвенности живущего.

Хронотоп - дорога! Как у Радищева! (не «настоящая» дорог, а Моделирование пути) Хронотоп - дорога! Как у Радищева! (не «настоящая» дорог, а Моделирование пути)

Афера • Помещики платили государству налоги за каждого крестьянина, или, как тогда говорили, за Афера • Помещики платили государству налоги за каждого крестьянина, или, как тогда говорили, за каждую крестьянскую душу. Государственные ревизии этих душ проводились редко – один раз в 12 -15 лет, и помещики годами вносили деньги за давно умерших крестьян. На бумаге они всё ещё существовали, а на деле были «мёртвыми душами» .

 • Герой поэмы Чичиков решается на такую аферу: за небольшую сумму он скупает • Герой поэмы Чичиков решается на такую аферу: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мёртвые души» , объявляет их переселенными на юг, в Херсонскую губернию, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. За одну тысячу «мёртвых душ» он получает чистый доход в 100 тысяч рублей.

Аферист Чичиков • «читатель, без всякого сомнения, слышал так часто повторяемую историю об остроумном Аферист Чичиков • «читатель, без всякого сомнения, слышал так часто повторяемую историю об остроумном путешествии испанских баранов, которые, совершив переход через границу в двойных тулупчиках, пронесли под тулупчиками на миллион брабантских кружев. Это происшествие случилось именно тогда, когда Чичиков служил при таможне. Не участвуй он сам в сем предприятии, никаким жидам в мире не удалось бы привести в исполнение подобного дела. После трех или четырех бараньих походов через границу у обоих чиновников очутилось по четыреста тысяч капиталу. У Чичикова, говорят, даже перевалило и за пятьсот, потому что был побойчее» . ( «Мертвые души» )

 • на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической (от • на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической (от ЭПОС) полнотой, вбирающие в себя явления всероссийской значимости ( «маниловщина» , «ноздревщина» , «чичиковщина» ).

Односторонний «Ревизор» • Гоголь хочет показать не только плохое, но и всё хорошее, что Односторонний «Ревизор» • Гоголь хочет показать не только плохое, но и всё хорошее, что таится в душе, дать надежду на будущее возрождение.

 «Мастерство Гоголя» : А. Белый • «Посещение помещиков – стадии падения в грязь; «Мастерство Гоголя» : А. Белый • «Посещение помещиков – стадии падения в грязь; поместья – круги дантова ада; владетель каждого – более мертв, чем предыдущий; последний, Плюшкин, – мертвецов» .

Помещики • Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Помещики • Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

Абсурд • Знаки. Абсурд • Знаки.

 • Во второй части Гоголь даёт нам предысторию героя (запоздалая экспозиция образа). • • Во второй части Гоголь даёт нам предысторию героя (запоздалая экспозиция образа). • Иногда исследователи считают эту запоздалую экспозицию пародией Гоголя на романтические сюжеты.

композиционные вставки 1. «Повесть о капитане Копейкине» , 2. притча о Кифе Мокиевиче и композиционные вставки 1. «Повесть о капитане Копейкине» , 2. притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче» , 3. письмо незнакомки, адресованное Чичикову.

лирические отступления • размышлениями автора о России, о русском народе, о быте, о типах лирические отступления • размышлениями автора о России, о русском народе, о быте, о типах писателей, о разнообразии человеческих характеров, о русском языке.

 Приём «овеществления» . • Душа героев столь бедна и столь примитивна, так пленена Приём «овеществления» . • Душа героев столь бедна и столь примитивна, так пленена предметной стороной жизни, что не требуется прибегать к психологическому анализу для проникновения в их внутренний мир. Вещи вполне раскрывают их характеры. • (худ-я деталь) • «Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” или “И я тоже очень похож на Собакевича!”» .

 • Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла • Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а «просто рубила со всего плеча» : «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» .

 • «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а • «Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка» .

 • «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку» . • «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку» .

Плюшкин - в развитии • «готовые» Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, а характер Плюшкина Гоголь Плюшкин - в развитии • «готовые» Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, а характер Плюшкина Гоголь дает в развитии.

 • «Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку. пора наконец припрячь и подлеца» • «Пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку. пора наконец припрячь и подлеца» .

Жанр? Поэма! Но почему? • Аллюзия на Данте • «поэмой» определялась высокая степень художественного Жанр? Поэма! Но почему? • Аллюзия на Данте • «поэмой» определялась высокая степень художественного совершенства; • Символическое значение;

Язык • Периоды Андрей Белый «Мастерство Гоголя» (1934). • Активный повествователь (не равен автору). Язык • Периоды Андрей Белый «Мастерство Гоголя» (1934). • Активный повествователь (не равен автору). • Нарочито бывает косноязычен.

 • сын, будучи отправлен в губернский город с тем, чтобы узнать в палате, • сын, будучи отправлен в губернский город с тем, чтобы узнать в палате, по мнению отца, службу существенную, определился вместо того в полк и написал к отцу уже по своем определении, прося денег на обмундировку; весьма естественно, что он получил на это то, что называется в простонародии шиш.

 • Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем • Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем был черный, густой; вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, словом, это было то лицо, которое называют в общежитьи кувшинным рылом.