МЕРЦАЮЩИЙ СВЕТ МОЗАИК, ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ, ИСКУССТВО ВИТРАЖА
Византийская мозаика – кусочки матовой или прозрачной смальты (или каменные кубики) различной формы и величины закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Отличалась богатством красочной палитры. Сюжет мозаик – основные события христианской истории, изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из священного писания.
Основа мозаики – золотой фон. Воспринимался как символ богатства и роскоши, создавал вокруг фигур эффект немеркнущего священного сияния. Золотой фон преображал реальное пространство мозаик, создавая ощущение свершающегося на глазах зрителя чуда. Мозаикой оформляли стены, своды и потолки храмов. Она прекрасно соединялась с богатейшей резьбой и мраморной облицовкой стен.
Мозаика Равенны. Церковь Сан. Витале.
Император Юстиан со свитой.
Императрица Феодора со свитой.
ИКОНОПИСЬ. В период с 726 -843 г. Называли иконоборчеством. Считалось, что почитание икон – идолопоклонство. Поэтому создавались изображения с отвлеченной символикой, пейзажам с животными и птицами.
В защиту икон выступил ИОАНН ДАМАСКИН – философ, поэт, автор многих богословских сочинений. Гл. задача иконописца – помочь человеку войти в контакт с Богом, символически воспроизвести канонические сюжеты и образы. Хар-ая особенность икон – фронтальность главных изображений (обращенность к зрителю); строгая симметрия по отношению к центральным фигурам Христа и Богоматери; высокий лоб-средоточие духовного начала; сияющий нимб вокруг головы; пристальный, суровый взор увеличенных глаз; статичность; декоративность и условность одежды. Цвет на иконах преобретает символичность.
ВИТРАЖ – появился в искусстве готики. Украшали интерьеры, окна. Составлялись из кусочков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками.
СОБОР НОТР-ДАМ В ШАТРЕ
Собор Нотр-Дам в Париже