Менада скульптора Скопаса. Выполнил студент гр. КД-12 Сидорова А. С. Преподаватель: Стушняя И. А
Менады это (M a i n a d e z, "безумствующие"), в мифологии Греции вакханки, бассариды - спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".
Диониса толпами сопровождали и менады, и сатиры, и силены. Мужчины и женщины надевали во время праздников Диониса звериные, шкуры.
Смерть Орфея от менад
Скопас и его безумная "Менада" Произведений резца Скопаса, жившего в IV веке до н. э. , осталось мало, остались только древнеримские копии, да и те дошли до нас в обломках. Но и обломки говорят много. Скопас был художником бури, страстным, огненным, а его Менада – это буря дионисийской пляски.
Все скульптуры Скопаса запечатлены в момент движения, движения фигур порывисты, они почти утрачивают равновесие. Его Менада напрягает всё тело, конвульсивно выгибает торс, запрокидывает голову. Судя по всему, энергичным танцем дело не ограничивается, александрийский грамматик Каллистрат описывает это произведение Скопаса под названием "Менада, разрывающая козла".
Но почему это привлекло Скопаса? Неистовые пляски менад были обычаем очень древним, однако раньше дионисийская стихия не прорывалась с такой силой в искусстве – в искусстве побеждала ясность и гармония. Но Скопас отверг гармоническое спокойствие, с которым, как правило связаны наши представления об античности. И предпочёл – страсть: безумные глаза, открытый рот, искажённые черты лица. Это оказало влияние на следующие поколения скульпторов и на искусство в целом.
Статую Менады можно смотреть с разных сторон – каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. И это стало ещё одним шагов вперёд. Ведь в прежние времена скульптура была рассчитана на восприятие лишь с одной точки зрения.
В настоящее время уменьшенная римская копия "Менады" хранится в Дрезденском музее. Материал воспроизведения гипс тонированный Вид воспроизведения слепок Размер В. 56, дм осн 21 Оригинал Материал оригинала мрамор
Спасибо за внимание!