выразительные средства музыки.ppt
- Количество слайдов: 13
МЕЛОДИЯ ТЕМА 2. ГАРМОНИЯ Основные элементы музыкального языка ЛАД РИТМ РЕГИСТР И ДИАПАЗОН ТЕМБР ТЕМП ДИНАМИКА ФАКТУРА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
МЕЛОДИЯ (от греч. – melos – «песнь» , и ode – «пение» ) – ЭТО ОДНОГОЛОСНО ВЫРАЖЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ, то, что можно пропеть. РАЗНОВИДНОСТИ МЕЛОДИИ КАНТИЛЕНА – мелодия, которая льется беспрерывным потоком или «мелодия большого дыхания» П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов РЕЧИТАТИВ или ДЕКЛАМАЦИЯ – полупение, полуразговор, мелодии, в которых нет протяжных звуков. Начало берут из былин (былины сказывались, а исполнителей называли сказителями)
СТРОЕНИЕ МЕЛОДИИ МЕЛОДИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ФРАЗ, СВЯЗАННЫХ ОБЩЕЙ ЛИНИЕЙ РАЗВИТИЯ ФРАЗА – ФРАЗА ИСПОЛНЯЕТСЯ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ, ОБРАЗУЕТСЯ ИЗ 2 -3 МОТИВОВ МОТИВ – ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИЦА МОТИВ
МЕЛОДИЯ НАЧАЛО КУЛЬМИНАЦИЯ (НАИВЫСШАЯ ТОЧКА РАЗВИТИЯ) КОНЕЦ (КАДАНС – УСТОЙЧИВЫЙ ОБОРОТ)
ГАРМОНИЯ ЭТО АККОРДЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ МЕЛОДИЮ, КОТОРАЯ СТАНОВИТСЯ ЯРЧЕ, БОГАЧЕ. «Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А. Шульгиной Возможности сочетаний аккордов, созвучий бесконечно разнообразны. Их неожиданные и резкие смены создают впечатление чего-то необычного, загадочного. Поэтому, когда композиторы пишут сказочную музыку, ГАРМОНИЯ становится одним из самых важных элементов музыкального языка. Ф. Шопен Прелюдия № 20
ЛАД СОГЛАСОВАНИЕ ЗВУКОВ, РАЗЛИЧНЫХ ПО ВЫСОТЕ. ЭТИ ЗВУКИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ВОКРУГ ГЛАВНОГО ЗВУКА – ТОНИКИ. МАЖОР – МИНОР – от лат. durus твердый от лат. mollis мягкий Г. Свиридов Весна и лето М. И. Глинка Отрывок из оперы «Руслан и Людмила»
РИТМ организатор звуков во времени, чередование и соотношение длительностей звуков и акцентов. М. Равель Болеро.
ТЕМБР (от франц. timbre – КОЛОКОЛЬЧИК, а также МЕТКА или ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ЗВУКА, ОСОБОЕ ЕГО КАЧЕСТВО, ЗВУКОВАЯ ОКРАСКА. Тембр – свойство, которым обладает каждый звук, даже не музыкальный. Определенный тембр имеет и каждый музыкальный инструмент, в том числе и человеческий голос.
РЕГИСТР И ДИАПАЗОН РЕГИСТР – ПОЛОЖЕНИЕ ЗВУКОВ или РАЗНЫЕ ОТРЕЗКИ ДИАПАЗОНА. ДИАПАЗОН (от греч. dia pason – «через все» ) – РАССТОЯНИЕ ОТ САМОГО НИЗКОГО ЗВУКА ИНСТРУМЕНТА ИЛИ ГОЛОСА ДО САМОГО ВЫСОКОГО.
ТЕМП СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕМПЫ: Largo – очень медленно и широко Adagio – медленно, спокойно Andante – в темпе спокойного шага Allegro – быстро Presto – очень быстро
ДИНАМИКА СИЛА ЗВУЧАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ: F (форте) – ГРОМКО P (пиано) – ТИХО FF (фортиссимо) – ОЧЕНЬ ГРОМКО PP (пианиссимо) – ОЧЕНЬ ТИХО П. И. Чайковский Баба Яга
ФАКТУРА (от лат. – дословно «изготовление» , «обработка» , а в музыке – музыкальная ткань произведения, его «звуковая одежда» ) – ЭТО СПОСОБ ИЗЛОЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА: МЕЛОДИИ, АККОРДОВ, ФИГУРАЦИЙ, ПОДГОЛОСКОВ И Т. Д. В процессе сочинения произведения композитор комбинирует эти средства, обрабатывает, ведь factura, есть обработка Неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.
ФАКТУРА ВИДЫ ФАКТУР: v ГОМОФОННО-ГАРМОНИЧЕСКАЯ – ведущий голос – мелодия, остальные голоса – аккомпанемент, аккорды гармонии. Разновидности: А) мелодия с аккордовым сопровождением ; Б) аккордовая фактура (последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию) В) унисонная фактура (мелодия излагается одноголосно или в унисон) v ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ – каждый голос – самостоятельная мелодия. Фактура связана с полифонической музыкой. Такие понятия, как «имитация» , «фуга» , упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической музыке.