МЕГАЛИТЫ.pptx
- Количество слайдов: 127
МЕГАЛИТ Ы УРАЛА ПО СЛЕДАМ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК «Зюраткуль»
Вид на оз. Зюраткуль с хребта Нургуш
Вид на оз. Зюраткуль с хребта Зюраткуль
Карта Оз. Зюраткуль
Уникальный памятник затонувшей цивилизации найден на Южном Урале. Недавно стало известно, что в Челябинской области, на озере Зюраткуль много веков назад затонул целый город. Если взлететь над мысом Долгий Ельник то в искусственном водохранилище можно увидеть рукотворные строения. Они представляют собой длинные фундаменты порядка 80 100 метров в длину идущие параллельно. По предварительному мнению специалистов, каменная кладка, на 10 тысяч лет старше Аркаима. Пока что учёные не могут ни опровергнуть ни подтвердить данные о новой находке.
Вообще, археологам давно известно об этом объекте на берегу озера Зюраткуль. Еще в 1968 году доктор наук Геральд Матюшин проводил раскопки стоянки древнего человека на мысу Долгий Ельник. Тогда его внимание привлекли странные сооружения — каменные кладки, которые были выложены строго по линиям, перпендикулярным берегу. Возможно, здесь было древнее поселение. Тщательного исследования провести так и не удалось, так как вскоре эту часть берега затопило. Вообще эта местность очень болотистая. Загадочный город в виде сети квадратов, уходящих в глубь озера, был обнаружен во время авиаэкспедиции, когда учёные фотографировали геоглиф Зюраткульского Лося. Археолог Геральд Матюшин датировал каменные сооружения 12–м тысячелетием до н. э. По снимкам определили, что город был размером примерно с Иерихон (2 км х 300 м). Там же рядом был найден необычный геоглиф в виде Лося.
Справка по мысу Долгий Ельник: Долгий ельник. Этот озерный мыс длинным, изогнутым аппендиксом выдвинулся в озерную гладь Зюраткуля в его северо восточной части. По месту произрастания высоких, стройных елей и пихт он так и назван — Долгий ельник. Зюраткульские ельники на этой узкой полоске суши являются реликтовыми. Они представляют собой участок темнохвойной зеленомощной тайги, сохранившейся в пер возданном виде. Их практически еще не коснулась хозяйст венная деятельность человека, они никогда не были под вырубками. В недалеком прошлом елово пихтовые леса росли на Южном Урале повсеместно. К сожалению, все они были сведены. Леса на Долгом ельнике болотистые, влажные. В них всегда сумрачно, прохладно. Лучи солнца почти никогда не обогревают эту землю. Корни деревьев, как толстые жгуты, распластаны прямо на поверхности почвы. Ходить по этому лесу трудно. Растительный покров беден. Дернина в таком древостое практически отсутствует. Почва сверху прикрыта слоем прелой хвои и упавших веток, сквозь которые проби ваются к свету редкие травинки вейниковых и злаковых. Пахнет древесной гнилью и грибами. Типичными растения ми ельников являются лишайники, мхи, майник, кисличка лесная, купена, черника, аконит, крестовник, валериана, ежа сборная. Под верхним слоем почвы залегает торф. Толщина его достигает местами 4, 5 м. На торфяниках встре чается клюква и морошка, очень редко княженика. Биологами Челябинского педагогического института на мысу Долгий ельник обнаружены некоторые виды расте ний, которые вовсе не характерны для темнохвойных лесов: чина Гмелина, цицербита уральская, княжик си бирский, росянка английская. Эти растения обычны для широколиственных лесов. Присутствие их в суровом кли мате Зюраткуля говорит о том, что каких нибудь 5 17 тысяч лет назад и даже менее климат в окрестностях озера был совершенно иным. Здесь пышно произрастали дубы, кле ны, вязы, кипарисы. Отсюда можно сделать вывод, что с исторической точки зрения возраст темнохвойных релик товых ельников очень молодой. Ведь первобытные люди начали осваивать берега Зюраткуля в те времена, когда климат в этом регионе был теплый, благоприятный для выживания, такой же, примерно, как теперь на юге Ук раины или в Средиземноморье. .
Оз. Зюраткуль «Каменный мыс» На каменистой отмели
Находки с оз. Зюраткуль Каменные орудия труда
Виды каменных орудий труда
Орудия труда найденные на оз. Зюраткуль
Геоглиф «Уральский лось» На оз. Зюраткуль
Геоглиф «Лось Зюраткуля» Осенью 2011 года родилась очередная историческая сенсация: на Южном Урале нашли самый большой и самый древний геоглиф в мире. Урал богат историческими шедеврами: сначала «Аркаим» , потом «остров Веры» , а теперь вот ещё и «Лось Зюраткуля» . «Кашу заварил» краевед Александр Шестаков. Потом в дело вошёл известный южно уральский археолог С. А. Григорьев. Широкой публике археолог Григорьев известен как раз по «острову Веры» на озере Тургояк. Впрочем, Станислав Аркадьевич копал и «Аркаим» . Вместе с опытным археологом Николаем Михайловичем Меньшениным, он успел таки до снега прокопать на памятнике шурфы. Результат первого исследования очень порадовал энтузиастов, но огорчил скептиков. Во первых, — памятник, несомненно, есть! Обнаружилась каменная выкладка искусственного происхождения, то есть, выкладка сделана людьми намеренно. Во вторых, — культурного слоя на памятнике нет. Артефактов нет, но есть погребенная почва, сравнивая которую с современной почвой, по её приросту можно приблизительно датировать время проведения земляных работ — от 8 до 4 тысяч лет назад. В третьих, — в связи с положительным результатом шурфования, принято решение о полномасштабном археологическом исследовании. Раскопки планируется производить летом 2013 года. Теперь всем заинтересованным лицам можно и нужно повременить со скороспелыми оценками, и ждать результатов исследования. Археологи уже назвали памятник культовым объектом. Контур лося, якобы, создан для того, чтобы демонстрировать его Небу. Но добавить к этому впечатляющему заявлению ученые уже ничего не могут. Другая версия попроще: геоглиф — это посвящение промысловому животному лосю. Охотились, поклонялись, вот и сделали. Такое мнение и вовсе нехорошо, ибо вызывает естественное вопрос: охотились на лося всегда и везде, так почему же геоглиф создали только на Зюраткуле? Охотились на медведя, косулю, кабана, зайца и прочую мелочь — и им что, тоже делали геоглифы? Невооружённым глазом видно, что гуманитарный подход к исследованию очередного сенсационного памятника богатых плодов не принесёт. Это уже было на «Аркаиме» , то же случилось на «острове Вера» , так же будет и на Зюраткуле.
А теперь естественнонаучное решение задачи Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии. Зюраткульский геоглиф — не исключение. Этот лось изображает созвездие Лось. Такого созвездия на современных картах звёздного неба нет — оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно. И поможет в этом безнадёжном деле как раз зюраткульский геоглиф. На небе нужно найти двойника земной фигуры. Оказывается, задача имеет единственное решение. Древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы. Потерянный Лось — это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Видно нынешней зимой, будет видно в следующую зиму и ещё много зим подряд — прецессия дело неспешное — 1° за 72 года. Древняя астрономия знала в этой части неба несколько подобных больших созвездий, которые значительно позже, уже на греческом небе, распались на мелкие фрагменты и персонажи. Таков был Бык (современные созвездия Телец, Возничий и часть Ориона), изображённый во французской пещере Ляска (знаменитая фреска с покойником, возраст 17 тысяч лет). Такова была Великая Мать (созвездия Кассиопея, Андромеда, Треугольник, Овен, Рыбы). Это созвездие во множестве изображено на расписной керамике и в мелкой скульптуре Ближнего Востока, Анатолии и Балкан, в культурах керамического неолита и энеолита. Некоторые историки называют эти культуры «Цивилизацией Великой Матери» . Есть и другие созвездия, вошедшие в мифологические сюжеты и в искусство древних людей. Никто из гуманитарных историков не видит в этих изображениях небесные созвездия. Ибо не умеют видеть. Что, правда — то, правда. Но от этого суть дела не меняется.
Зачем же фигура небесного зверя изображена на поляне между хребтом Зюраткуль и озером Зюраткуль? Чтобы ответить на этот вопрос нужно сделать несколько простых измерений в том же геосервере Google Earth. Тогда можно узнать что: Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25′′ с. ш. 59° 10′ 48 ′′ в. д. От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158° Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154, 5° — юг-юго-восток Особое значение имеет азимут и румб юг юго восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах вновь обретённое созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются — геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остаётся летнее солнцестояние. Теперь пришло время понять, что для наблюдателя летнее солнцестояние было Новым Годом. Вот и всё. Пора решать задачу из небесной механики. Проблема состоит лишь в том, что для решения этой простенькой космологической задачки нельзя пользоваться компьютерными астрономическими программами — в глубокой древности они безбожно врут. Эти программы прекрасно работают только на коротком историческом интервале. Для экскурсий в небо палеолита они не предназначены. Остаётся найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во первых, современный Змееносец на звёздном небе симметричен древнему Лосю. Во вторых, — сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад. Следовательно, условия и обстоятельства восхода Змееносца в настоящее время над озером Зюраткуль для наблюдателя на вершине хребта Зюраткуль идентичны таковым для конца палеолита 11 тысяч лет назад. Вот вам и небесная механика. Теперь ситуацию легко моделировать в астрономической программе и наблюдать на хребте Зюраткуль. Моделирование показывает, что Змееносец восходит и продвигается в нужное положение 22 июня то есть в день летнего солнцестояния, минут через 40 или даже через час после захода Солнца. А Солнце в самый короткий день года заходит по местному времени в 22 часа 43 минуты. То же наблюдалось и в древности. Сначала звёзды фигуры Лося загорались на фоне вечерней зори (гелиакический восход), и оба Лося были хорошо видны одновременно. Затем небо темнело и уже яркий звёздный Лось смещался к югу и вставал ровно над земной фигурой Лося — геоглифа. В такой реконструкции есть одна странность: угловые размеры геоглифа для наблюдателя на хребте Зюраткуль составляют 7°, а угловые размеры созвездия — около 30°. Чтобы размеры фигур совпали, нужно спуститься с хребта и приблизиться к ногам земного Лося на удаление 365 метров. При этом уменьшится и зазор между фигурами — между ними уже не будет видна вся акватория озера Зюраткуль. Кстати, эта акватория тоже напоминает фигуру лося. Его угловые размеры около 60°. Голова этого водного лося с большими рогами направлена в сторону зрителя на хребте Зюраткуль, а ноги вытянуты на север. Он "идёт "с юго востока на северо запад. От Лося небесного к Лосю земному. Но был и ещё один лось — отражение звёздного зверя на гладкой поверхности вечернего озера. Так что на Зюраткуле встречались четыре Лося, а не два. Однако точно и детально эту удивительную картину можно разглядеть только при непосредственном наблюдении на местности. Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвящённый в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания. Теперь даже можно думать, что название озера Зюраткуль и хребта Зюраткуль как то связано с названием небесного зверя Лося и его земного отражения — геоглифа. Осталось только выяснить, на каком языке разговаривали жители этих мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемьюногами происходит от урало алтайского «*sarta» , в марийском и мансийском языках имеет аналог — табуированное название лося — «шарп (шорд)» . Конь германского Одина с восемью ногами, сын Локки по имени Слейпнир ( «Скользящий» ), — это образ совсем другого созвездия, а именно Квадрата Пегаса. Башкирское название Зюраткуль топонимисты производят от Зюрак куль и от Юрак куль, то есть «Сердце — озеро» . Однако тюрки на Урале живут совсем недавно — в мезолите и неолите их ещё не было. А вот угры — были. Если прислушаться, то в «Зюрат куле» и в «Сатке» слышится древнее имя лося. А вот сейчас уже можно спокойно ждать результатов полномасштабных археологических раскопок. И пусть теперь только редкие умники и уникальные таланты отрицают сам факт существования геоглифа, его обсерваторное назначение, и абсолютную (пока предварительную, а потому и осторожную) датировку — 8 — 10 тысячелетие до н. э.
Оз. Зюраткуль Вид на геоглиф «Уральский лось» с хребта «Зюраткуль»
Оз. Зюраткуль Вид на геоглиф «Уральский лось» с хребта «Зюраткуль»
Хребет Зюраткуль
хребет Зюраткуль
Хребет Зюраткуль
Вид на хр. Зюраткуль с «голой сопки»
Голая сопка
На «голой сопке»
Каменные ниши на хр. Зюраткуль
Необычная форма камней на горе «Голая сопка»
Национальный парк «Таганай»
Хребет «Большой Таганай» «Откликной гребень»
Вид на большую каменную реку с «Двуглавой сопки»
Митькины скалы Двуглавая сопка
Скалы «Бараньи лбы»
гора «Круглица»
«Долина сказок» «Митькины скалы»
Долина сказок
Т А Г А Н А Й С К И Й И Д О Л
ЗАГАДКА «ТАГАНАЙСКОГО ИДОЛА» Национальный парк «Таганай» , казалось бы, исхожен вдоль и поперек, но знакомые каждому уральскому туристу просторы все же могу удивить неожиданной находкой. Антропоморфные черты на одном из камней, обнаруженном в Долине Сказок, оказались той самой неожиданной находкой, заинтриговавшей общественность. Таганайский идол стал пускай и небольшой, но все же сенсацией. Удивительное открытие летом 2013 года совершила жительница Кусы. Во время похода по парку, недалеко от туристической тропы, пролегающей по Долине Сказок — одной из местных достопримечательностей известной своими причудливыми каменными останцами, Лариса Щепетова обнаружила странный камень. На его поверхности без особого труда читались контуры лица: глаза, нос, губы. Сфотографировав находку, девушка поспешила поделиться ею со своими спутниками, но они не проявили какого либо интереса. Девушка посчитала, что «идол» достопримечательность известная и мало кого ею можно удивить. Спустя год Лариса опубликовала фото своей находки в социальной сети в подборке фотографий из увлекательного путешествия. Но к ее удивлению камень с антропоморфными чертами заинтересовал многих. Ни бывалые туристы, ни даже сотрудники парка не смогли прокомментировать таинственную находку, оказалось, что ни про какой идол в Долине Сказок они никогда не слышали. СМИ поспешили объявить о находке чудского наследия, артефакта со времен первых жителей Урала. Сразу же после громкого заявления появились сомнения в том, что идол действительно древний, а не современный новодел. Расположен примечательный объект на территории НП «Таганай» в т. н. Долине сказок, что между Откликным гребнем и горой Круглица. Долина Сказок — уникальный высокогорный участок «карликового» хвойного леса с полянами из ягод, горных трав и белыми песочными тропинками. Долина изобилует всяческими причудливыми формами каменных изваяний. К примеру в 2006 году мною был сфотографирован участок скалы, напоминающий лик идола с «ос. Пасхи» , есть среди останцев камень схожий с головой обезьяны. Исследователи пока не смогли ответить на вопрос о том, кто высек в камне нос, глаза, губы создав образ лица из камня. Тем не менее, пока рано говорить о природе происхождения данного объекта, но все же «человеческие черты» на камне прослеживаются, соответственно, с большой долей вероятности можно утверждать, что объект вполне может оказаться рукотворным. Первооткрывательницей находки стала жительница уральского городка Куса Лариса Щепетова. — Путешествовала по Большому Таганаю. Проходя по Долине сказок, как всегда отстала от основной группы, фотографируя всё, до чего можно было дотянуться фотоаппаратом: ёлку с шишками, камни… Вдруг что это? ЛИЦО ИДОЛ! Те, кто был рядом, особых эмоций не проявили, и я решила, что он известен многим. Выкладывала на сайтах, подписывала, но особых реакций и откликов не встретила. Но потом вышла книга моего земляка Анатолия Блиновского «Чернобаевские сказы» о кусинских и златоустовских местах с фотографией идола на обложке. С тех пор, проходя по Долине сказок, подхожу и фотографирую статую, здороваюсь. Знакомлю с ней всех, кто путешествует вместе со мной. В Долине сказок есть и ещё интересные отметины и камни, наводящие на мысли, — рассказала Лариса Щепетова. Начальник отдела экологического просвещения и туризма национального парка «Таганай» Дина Шведкина, так прокомментировала примечательную новость: «Долина сказок потому так и называется, что многие каменные останцы здесь имеют причудливую форму. Однако каменный идол, которого все вдруг разглядели с подачи Ларисы Щепетовой, — стопроцентно рукотворное произведение. Сколько ему лет, когда неизвестный мастер вырезал на скале лицо, пока никто не может сказать. Мы намерены пригласить в Долину сказок археологов и других исследователей природных артефактов, чтобы помогли ответить на этот вопрос. Не исключено, что идол, которого некоторые туристы уже окрестили «чудью» , очень и очень древний. Ведь нашли же на Зюраткуле мегалит доисторического лося. Наверняка и наш Таганай таит удивительные древности!» . Многие из туристов проходили мимо останца статуи и никогда не видели на ней каменного лица. А все дело в том, что большая скала, стоящая рядом с идолом, частично заслоняет его и оттягивает на себя все внимание смотрящего. Туристы всегда фотографировали именно эту выступающую скалу, при этом не замечали, что за ней спряталась «чудь» . Конечно же, безапелляционно заявлять о том, что данный объект имеет древнее происхождение нельзя, но одно можно утверждать точно: объект был сделан руками человека. Четкие линии симметрии и очевидные следы обработки камня отбросили в сторону версии о природном происхождении идола. Оставалось лишь выяснить те
В процессе изучения данного вопроса, были получены консультации историка, специализирующимся на теме археологических изысканий и знающего специфику древней культуры народов, которые когда то заселяли Урал. По его мнению, данный объект вряд ли является древним и, скорее всего, можно утверждать, что находка представляет собой обыкновенный «новодел» , то есть объект сотворенный нашими современниками. За примерами ходить далеко не нужно аналогичное загадочное изображение, в точности копирующее изображения геоглифа «Кондор» с плато Наска, было найдено нами несколько лет назад на одной из скал в окрестностях оз. Банное. На первый взгляд рисунок казался древним изображением, но на поверку оказалось, что к археологии он не имеет никакого отношения и был выполнен нашими современниками. Чтобы более точно определить время создания таганайского каменного лика, нужно было отправиться в парк, разыскать таинственного истукана и осмотреть находку. Именно визуальный осмотр на месте мог ответить на все вопросы, связанные с появлением данного объекта. Как заверил историк, идол, простоявший сотни лет, должен был покрыт лишайником, причем, в полостях и на стыках каменных трещин, кои не могли не появиться при воздействии воды, ветра и солнца. Если же на каменном лике нет характерных «древних» признаков, то вопросы о древности можно было бы даже не поднимать. Дело встало за организацией вылазки к месту событий. Вначале планировалась комплексная экспедиция, но планы спутали обстоятельства. К сожалению, но отправиться в Долину Сказок всей группой не получилось. Возможность организовать разведывательную вылазку появилась у одного из наших участников — Шибанова Сергея. Он смог разыскать искомый камень, осмотреть лик и уже более объективно оценить перспективность дальнейших изысканий. По мнению Сергея, каменный идол оказался «новоделом » . Во первых, как и утверждал историк лишайник не поглотил камень, во вторых, сам камень в котором вырезан идол был достаточно мягким и крошился от любого механического воздействия, сотни лет в подобных условиях идол точно никак простоять не мог. Что же касается технологии выполнения, то скорее всего идола выпилили чем то острым, но достаточно твердым предметом. Кстати, на соседних с ликом камнях, видимо, по аналогичной технологии были выточены надписи автографы об упоминаниях присутствия того или иного туриста вандала. К слову сказать, каменный лик и вправду было очень сложно найти, в момент когда Сергей осматривал камень в Долине Сказок оказалось группа школьников, ребят заинтересовала находка и сопровождающая их учительница, бывалая туристка и знаток Таганая, с удивлением обнаружила идола, ведь ранее она его никогда не замечала. Опрос смотрителей ближайшей к Долине туристической стоянки – приют «Таганай» , тоже результатов не дал. Сотрудник парка ни о каком идоле не слышал. Конечно же, остается только догадываться о том, когда именно был вырезан лик, но мы считаем, что временные рамки его создания вполне можно ограничить двумя или тремя десятками лет. К сожалению, но научная сенсация не состоялась, каменный идол оказался нашим современником, так что поиски «чудского наследия» продолжаются! ЛЮБУШКИН Андрей «Таинственный Урал»
Вид на хр. Средний Таганай С горы «Шабаш»
Вид на хр. Средний Таганай С горы «Шабаш»
На горе «Шабаш»
Вид на хр. Малый Таганай С горы «Монблан»
Вид на «Откликной камень» с горы «Монблан»
На горе «Монблан»
Большая каменная река
«Писаный камень»
писаный камень
«Александровская сопка»
Ритуальная площадка с сейдом на «Александровской сопке»
Сейд на «Александровской сопке»
Открытие сейда Сейд на Александровской сопке был обнаружен в октябре 2009 года Челябинским спелеоархеологом Владимиром Юриным. Мегалитическое сооружение представляет собой большой плоский валун, который лежит на нескольких маленьких камнях подставках. С предвершинной площадки горы Александровская сопка, на которой располагается сейд, открывается чудесный вид вокруг. Что такое сейд? Сейдом обычно называется священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов. Однако из-за малой изученности в настоящее время невозможно однозначно определить саамов как единственных строителей каменных сейдов. Сейд представляет собой особенное место в горах, тундре, тайге или какой-нибудь приметный камень, пень, озеро и другие природные образования. К сейдам также можно отнести и артефакты— сооружения из камней. Сейды чаще всего встречаются на территории России на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Встречаются и скалы на подставках — поставленные в неустойчивое положение или частично приподнятые. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. Культовое использование сейдов В разное время сейды имели культовое значение. Например, одна саамская легенда гласила, что рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды имели отношение к конкретному человеку. Согласно некоторым древним легендам, в каменный сейд могли обращаться люди. Также каменным сейдам приносили жертвы. К одним из них можно было подходить только в определенное время, к другим — вовсе нельзя было подходить близко. А к некоторым сейдам нельзя было подходить женщинам.
Скалы «Семибратка»
С Е М И Б Р А Т К А
Вид со скал «Семибратка» на г. Златоуст
Виды на Таганай со скал «Семибратка»
Окрестности горы «Попов остров»
Озеро Глухое
Гора «Попов Остров» . Мегалиты Среднего Урала.
Урал. Свердловская область. Поселок Верх Нейвинский, что находиться в 75 км. к северу от Екатеринбурга, рядом с Новоуральском. На автомобиле в эти места можно приехать по Серовскому тракту, повернув по указателю на Верх Нейвинский, или на электричке из Екатеринбурга направление на Нижний Тагил станция Верх Нейвинский датой основания поселка считается 1662 год, когда старообрядцы организовали в этих местах небольшое поселение. Век спустя в 1762 году, Прокофий Демидов, сын Акинфия и внук Никиты, запустил здесь вододействуемый железоделательный и чугунолитейный завод. Правда, через 7 лет продал его Савве Яковлеву, как и многие другие свои предприятия. В окрестностях поселка есть не только залежи железных руд, находили тут и золото в свое время. В нескольких км. на СВ от поселка Верх Нейвинский когда то были каменоломни добывали гранитные блоки для строительства, первый камень пошёл еще в 18 веке на строительство плотины Верхне Нейвинского пруда, а камень добывали вплоть до начала 20 века. Располагался данный карьер в заболоченной местности, на горе… Попов остров. Странное название – гора – и одновременно остров. Сейчас, на современных картах – на СВ от пос. Верх Нейвинский, расположено болото под названием «Попов остров» , в центральной его части – возвышенный участок местности – именуемый также «Попов остров» , а на острове – действительно есть гора – гора «Попов остров» (высотка 323. 3 м. ). Но так было не всегда – на старой карте 1914 года гора не просто посреди болот, но и озёра присутствуют, которых уже нет – озеро Светлое, озеро Глухое 2. Никто из местных старожилов о них уже и не помнит. Очевидно, что процесс заболачивания озёр, и одновременно понижения уровня грунтовых вод происходил долгое время. И значит, лет 300 назад, здесь было так много воды, что это было по сути не болото, а весьма большое озеро, а гора на самом деле была островом, до которого можно было добираться только вплавь Вот и разгадка несовместимого на первый взгляд, названия "ГОРА попов ОСТРОВ". Карта 1914 года. Попов остров. Урал.
В начале 19 века некоторые части бывшего озера уже превратились в болото, а некоторые – еще оставались небольшими озерами, посреди коих и возвышалась гора на одноименном острове. Теперь попасть на Попов остров можно пешком, или на спецтранспорте, или на велосипеде в том числе. (Правда наличие сапог и осторожность при передвижении обязательны – тропа все же идет через болото). На горе Попов Остров возвышаются скальные останцы – шиханы, сложенные из огромных гранитных плит причудливой игрой природы, и повсюду – огромное количество валунов – самых разных форм и размеров. Бывшие тут когда то каменоломни оставили, конечно, свой след, но во многом скальные шиханы и огромные валуны на острове так и остались в своем первозданном виде.
Болото Светлое Озеро Глухое
Шайтан камень
Река Реж рождается в 10 километрах к северо востоку от озера Аятского от слияния двух небольших речек — Аять и Большой Сап. Круто поворачивая на северо восток и сливаясь с Нейвой, она даёт начало Нице, важному притоку Туры. Реж — довольно крупная река, её длина 220 километров, площадь бассейна — 4400 квадратных километров. В верховьях это настоящая горная река с выходами горных пород, многочисленными перекатами, в сплошном коридоре смешанных лесов из сосны, ели, березы и осины. За 3 4 километра до устья Адуя Реж заметно расширяется (15 20 м), здесь много плесов. При слиянии с Адуем Реж наиболее красив: береговые обнажения и выходы горных пород, высокие берега с сосновым и еловым лесом, извилистое русло, быстрое течение и, наконец, Шайтан Камень на правом берегу Режа, через километр после впадения Адуя. Среди многочисленных на Урале скал с подобным названием Режевской Шайтан самый грандиозный. Это обращенные к реке скалы на правом берегу реки, в 4. 5 км на юго восток от поселка Октябрьский и в 4 км выше по течению нежилой деревни Галанино. Объект имеет статус геоморфологического и ботанического памятника природы.
Пункты с наскальными рисунками обнаружены в верхнем и среднем течении Режа. Первый из известных — писаница на Шайтан Камне. Шайтан — название многих скал на реках и озёрах Урала. Их обычно связывают с манси вогулами. Однако само слово шайтан (злой дух, черт) не мансийское, а тюркское. Топонимы такого рода прежде всего отражают отношение тюрков мусульман (а также и русских переселенцев, взявших слово шайтан в свой лексикон) к местам религиозного поклонения язычников. Шайтан Камень представляет собой отвесную 40 метровую стену из гранитов серых цветов, протянувшуюся вдоль реки на 400 метров. Русло реки здесь не очень широкое, около 20 25 метров. Расстояние от скалы до воды 25 30 метров. Здесь растут сосны, березы, черемуха, рябина, осина. Вершина скалы увенчана соснами. Ближе к самой скале образовалась каменная осыпь высотой до 5 метров. Сама скала разделена на две части вертикальным разломом, по которому легко можно подняться на стену.
Поверхность скалы достаточно ровная серого цвета, местами здесь образовались белёсые, красноватые и коричневые натеки. На камне можно встретить лишайники причудливых форм и самых разнообразных расцветок: зеленые, желтые, лимонные, оранжевые, тёмно серые, красноватых оттенков. Древние рисунки были открыты в 1976 году археологами Петриным В. Т. , Шориным А. Ф. , Широковым В. Н. В дальнейшем памятник неоднократно посещался исследователями. В 1990 году выходит работа «Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале» , (Широков В. Н. , Чаиркин С. Е. ). В 2007 годы увидела свет книга Широкова В. Н «Уральские писаницы: Реки Реж и Ирбит» — наиболее полное на сегодняшний день исследование по наскальным изображениям на этой территории. Здесь наиболее полно осуществляется источниковедческий анализ, приводятся детальные копии древних рисунков. Особое внимание уделено типологии образных и знаковых фигур, их датировке, а также возможному содержанию композиций.
Наскальные изображения обнаружены в правой части Шайтан Камня. Расстояние между крайними около 175 метров. Широковым В. Н. выделено пять участков с рисунками. Внутри участков условно выделено 17 групп изображений. Высота нанесения рисунков немногим выше 2 метров. Многие из них нанесены на высоте 15 20 см, некоторые на уровне глыбовой осыпи у подножия скалы. В данный момент мы не можем даже примерно предположить за какой период времени были созданы изображения на Шайтан Камне. Как были нанесены различные группы рисунков? C разрывом в дни, месяцы, годы, десятилетия или даже столетия? Если судить по яркости рисунков, то Шайтанская писаница, скорее всего, создавалась не в один момент, а часть рисунков была нанесена поверх более ранних изображений. Некоторые фигуры видны достаточно отчетливо, другие превратились в заплывшие бурые или красно розовые пятна. Все рисунки выполнены охрой, которая имеет в настоящее время различные цветовые оттенки, от красно оранжевых до тёмно бурых цветов. Возможно, это связано с конкретным местом расположения рисунка, которое обеспечивало ту или иную степень его сохранности, а следовательно и его цветовую гамму. Так же нельзя не принимать во внимания, то что краска нанесенная на камень, создавалась в разное время, а следовательно, могла серьёзно отличаться по своему составу и, что также несомненно сказалось на сохранности рисунков.
Первый участок начинается в 19. 4 метрах от южной оконечности Камня и содержит многочисленные следы краски в виде пятен, линий, остатков геометрических фигур. Из за плохого состояния изображений, наиболее отчетливо можно выделить только фигуры трёх зооморфных персонажей (Фигуры 1 3). Рисунки нанесены на двух, расположенных друг над другом блоках. Фигура 3 напоминает копытное или зайца. Она нанесена контурной линией очень плохой сохранности. Внутри фигуры можно разобрать пятно краски. Данная фигура практически не видна, на фотографии её удалось выделить, только после цифровой обработки. Две другие фигуры (1 2) расположены выше, на другом блоке. Они сохранились в лучшей степени, цвет краски красно оранжевый. Обе фигуры можно определить как изображения передней части копытных. Фигуры так же нанесены контурной линией. Причём, у фигуры 1 в нижней части головы можно разобрать небольшой отросток, напоминающий «волосяную серьгу» , характерную для лося.
Вторая группа наскальных изображений начинается в 20 метрах влево от первого участка. Сохранность рисунков очень плохая. Здесь можно разобрать остатки контурных изображений 4 фигур копытных. Рисунки нанесены на каменный блок, покрытый желтоватой корочкой, разрушение которой ведёт к разрушению рисунков. Третья группа находится практически над осыпью, на нижнем краю блока на желтоватой корочке. Здесь можно выделить несколько фрагментов неясных геометрических мотивов, а также группы вертикальных отрезков светло красного цвета. Из за плохого состояния изображений этот участок не копировался исследователями. Выше приводятся фотографии сделанные автором статьи.
Вид с Шайтан камня на р. Реж
Ведьмино ущелье