Скачать презентацию Медицина как часть естествознания в эпоху античности эволюция Скачать презентацию Медицина как часть естествознания в эпоху античности эволюция

Балалыкин Д. А. лекция 3 на 20.10.2014.pptx

  • Количество слайдов: 26

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Балалыкин Дмитрий Алексеевич заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии, доктор медицинских наук, доктор исторических наук, профессор Москва 2015

 Аристотель Подобно тому как медицина имеет беспредельную цель - абсолютное здоровье человека, точно Аристотель Подобно тому как медицина имеет беспредельную цель - абсолютное здоровье человека, точно так же и каждое из искусств беспредельно в достижении своих целей, и к этому они больше всего стремятся; но те средства, которые ведут искусство к достижению его цели, ограничены, так как сама цель служит в данном случае для всякого искусства пределом. Аристотель. Политика. 1257 b 25 Т. 4. С. 392 // Аристотель. Собр. соч. : в 4 т. , 1976 -1983. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гиппократ (460 – 377 до н. э. ) Д. А. Балалыкин – д. м. Гиппократ (460 – 377 до н. э. ) Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

 Гиппократ «…невозможно найти надлежащий метод лечения для каждой из однородных тканей, не определив Гиппократ «…невозможно найти надлежащий метод лечения для каждой из однородных тканей, не определив предварительно, из каких простых элементов та или иная ткань состоит: из одного ли элемента она состоит, или из многих, и смешиваются ли они, или только соприкасаются. » «Ведь невозможно, чтобы это единое тело страдало само по себе, само от себя; а если бы как-то и получилось, что оно страдает само от себя, то и лечение было бы простым. Ведь если бы тело состояло не из многих частей, то и способов лечения было бы немного; в действительности же, способов лечения много. » Слова Гиппократа из трактата Галена «Три комментария на книгу Гиппократа «О природе человека» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии 1 «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

 Гиппократ «И лечение нужно употреблять, восставая против причины болезни, как мы уже говорили Гиппократ «И лечение нужно употреблять, восставая против причины болезни, как мы уже говорили в другом месте, и переменяя образ жизни, ибо очевидно, что тот образ жизни, которым человек привык пользоваться или в полной мере, или большей частью, или в чем-то одном, совершенно ему не соответствует. А узнав это, должно его переменить, и, приняв во внимание природу, возраст и вид каждого человека, а также время года и род болезни, приступить к лечению, то отнимая что-либо, то прибавляя так, чтобы, как уже раньше было сказано мною, обращаться с болезнью сообразно с каждым возрастом, временем года и природой больного, с помощью противоположных средств, как в лекарствах, так и в образе жизни. » Слова Гиппократа из трактата Галена «Три комментария на книгу Гиппократа «О природе человека» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии 1 «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Платон (427 – 347 гг. до н. э. ) Д. А. Балалыкин – д. Платон (427 – 347 гг. до н. э. ) Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ) Д. А. Балалыкин – д. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э. ) Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Четыре начала бытия и мироздания по Аристотелю Понятийный аппарат в виде четырех начал бытия Четыре начала бытия и мироздания по Аристотелю Понятийный аппарат в виде четырех начал бытия и мироздания: 1. Материя 2. Форма 3. Причина 4. Движение Из них вытекает: Цель, ради которой происходит конечное действие. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Отличительные признаки научного знания по Аристотелю 1. Доказательность 2. Способность к его объяснению 3. Отличительные признаки научного знания по Аристотелю 1. Доказательность 2. Способность к его объяснению 3. Сочетание единства знания с наличием степенной подчиненности Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Задача процесса познания в естественных науках по Аристотелю 1. Фиксировать явление 2. Выяснять его Задача процесса познания в естественных науках по Аристотелю 1. Фиксировать явление 2. Выяснять его причину 3. Исследовать его сущность Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален (129/131 г. – ок. 200 г. ) Д. А. Балалыкин – д. м. Гален (129/131 г. – ок. 200 г. ) Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален «. . Тот, кто ценит богатство больше, чем доблесть и мужество, изучает врачебное Гален «. . Тот, кто ценит богатство больше, чем доблесть и мужество, изучает врачебное искусство не на благо людям, а для накопления богатства, тот не может достигнуть цели, которую предполагает медицина, потому что врачи ради погони за наживой не могут добиться того, чему соответствует искусство врачевания. Невозможно страстно желать богатства и в то же время изучать столь благородное искусство, как медицину. . . » Гален. Трактат «О том, что лучший врач – еще и философ» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии 1 «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален «Поскольку нравственные прегрешения происходят из ложного мнения, а страсти возникают от бессознательного устремления, Гален «Поскольку нравственные прегрешения происходят из ложного мнения, а страсти возникают от бессознательного устремления, то я считаю, что вначале надо освободить человека от его страстей, поскольку эти страсти, вероятно, являются причиной ложного мнения. Как мы знаем, есть страсти души, такие как гнев, страх, горе, зависть, сильное влечение, но, по моему мнению, чрезмерная страстность в любви или ненависти к чему-либо также является страстью. Поэтому я думаю, что выражение “должная мера всегда лучшее” правильно, ибо любое неумеренное действие отрицательно. » Гален. Трактат «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной, души» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии 1 «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален «Врачевание есть наука о здоровом, болезненном и нейтральном. » «И врачевание есть прежде Гален «Врачевание есть наука о здоровом, болезненном и нейтральном. » «И врачевание есть прежде всего наука о здоровых причинах (т. е. источника здоровья), и только через них – обо всех остальных: во вторую очередь – о болезненных причинах, в третью – о причинах нейтральных. » «Некоторые из древних врачей называют все это прогностическими признаками, хотя эти признаки помогают определить и нынешнее, и прошлое состояние. В диагностических и прогностических признаках – великая польза, в анамнестических (букв. напоминающих) же – меньшая. » Гален. Трактат «Искусство медицины» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии 1 «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален «Или вот еще: больной с красным, изобилующим кровью лицом и налитыми слизистыми оболочками Гален «Или вот еще: больной с красным, изобилующим кровью лицом и налитыми слизистыми оболочками глаз, выглядевший так, словно его голова долгое время находилась наклоненной к земле, а бедра вздымались ввысь, промучившись всю зиму безо всякой помощи [со стороны этих врачей], на пятый день весны, тяжело дыша, — задохнувшись, умер. » Гален. Трактат «О вскрытии вен, против последователей Эрасистрата, живущих в Риме» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии 1 «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален Чтобы знать о природе тела, о разновидностях болезней, а также разбираться в лекарствах, Гален Чтобы знать о природе тела, о разновидностях болезней, а также разбираться в лекарствах, врач должен упражняться в логике. Чтобы быть сведущим в этих исследованиях, он должен презирать деньги и вести умеренный образ жизни, кроме того, он должен обладать всеми познаниями в области философии, логики, физики и этики. Истинному врачу невозможно самому по себе неожиданно обладать здравым смыслом, быть умелым в искусстве доказательства, в знании о природе без учителей, тщательных упражнений и целесообразной деятельности. Итак, если бесстыдно утверждает подобное, тот спорит с понятиями, а не с действительным положением дел. Гален. Трактат «О том, что лучший врач – еще и философ» Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален «. . . Давайте посмотрим на себя со стороны, осудим себя сами и Гален «. . . Давайте посмотрим на себя со стороны, осудим себя сами и попытаемся уничтожить [нравственную. — Авт. ] болезнь, даже когда она не очевидна для других, при этом постараемся вырвать все ее корни из нашей души. Большинство людей относится с презрением к болезням души и поэтому они не видят их, а также иных людей, подверженных им. Никто, в таком случае, ясно не представляет себе, что грех — зло для души, так же как боль — зло для тела. . » Гален. Трактат «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной, души» . Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Гален «. . . Достичь [вершины совершенства души. — Авт. ] возможно для человека, Гален «. . . Достичь [вершины совершенства души. — Авт. ] возможно для человека, если он упражняется в добродетели долгое время. . . Человеку свойственно достигать всего в постепенной последовательности: не сразу он становится хорошим врачом, оратором, литератором или землемером. . . » Гален. Трактат «Способ распознавания и лечения страстей любой, в том числе и своей собственной, души» . Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека – Комплексная оценка обстоятельств установления господствующего характера анатомо-физиологической системы Галена, исторической судьбы галенизма и зарождения больничного дела во II–III вв. Римской империи возможна только с учетом включения в процесс анализа натурфилософских и этических основ раннехристианской картины мира. – В силу смены в конце XX в. историографической доминанты «теории конфликта» науки и религии на «теорию сложности» их взаимоотношений стал возможен комплексный анализ общетеоретических и этических взглядов Галена и христианских воззрений на медицину. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека – Общетеоретической основой взглядов Галена стали идеи Платона о творении мира Богом (Демиургом) по определенному плану, создающему целесообразные принципы функционирования человеческого организма (телеология), представления Аристотеля и Гиппократа о познаваемости материального мира, причинах и способах лечения заболеваний с помощью эмпирических методов. Теоретической основой главных оппонентов Галена были атомизм в современной ему эпикурейской версии и отрицание возможности точного, доказательного знания в медицине. - На основании впервые вводимого в научный оборот комплекса трудов Галена, его взгляд на соотношение духовного и телесного в человеке может быть рассмотрен как психосоматическое единство, что развивает соответствующие идеи Платона. Болезненные страсти, оцениваемые Галеном как грехи, вызывают, по его мнению, телесные болезни; последние могут быть излечены только с помощью сочетания медицинских и духовных методов воздействия. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека – В классической античной традиции здоровье понималось как равновесие первоэлементов и жидкостей, из которых состоит организм человека, а болезнь – как нарушение этого равновесия; состояние телесного недуга виделось исключительно отрицательным явлением и карой богов, самоубийство понималось как проявление достоинства личности. Мнение Платона о психосоматическом единстве человека не получило определяющего распространения в догаленовской медицине. В рамках христианской традиции человек воспринимался как целостность духовного и телесного, болезни тела виделись следствием греха и имели положительное духовное значение, практическая деятельность врача оценивалась как дар Божий и рассматривалась в необходимой совокупности с духовными трудами самого пациента, направленными на борьбу с грехом; самоубийство как способ избавления от страданий категорически отвергалось. Этико-философские взгляды Галена, по нашему мнению, в своей целостности близки к христианскому пониманию соотношения и баланса духовного и телесного в человеке. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека – Христианские взгляды на болезнь и страдание как попущение Божие привели к возникновению положительных социальных смыслов этого явления: осмысление болезни как одного из способов духовного совершенствования для больного и пониманию ухода за страждущими как спасительного подвига. Последнее стало стимулом для развития практики социального служения и в критические моменты эпидемий привело к зарождению больничного дела, институтов медико-социальной помощи, ориентировало на облегчение духовных и телесных страданий заболевшего человека. – Отцы ранней христианской церкви, в большинстве своем, положительно относились к естествознанию в целом и медицине в частности; противоположное мнение, нередко высказываемое в специальной литературе, связано с неполнотой анализа источников. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека – Натурфилософские взгляды в ранней патристике характеризуются: представлением о тварности материального мира, принятием принципа телеологии как основы устройства живого, идеей естественного богословия как обоснования его познаваемости и практической деятельности человека в этом направлении. В диссертационном исследовании впервые установлено, что наиболее ранняя целостная натурфилософская система, отражающая христианское мировоззрение, предложена епископом Александрии Св. Дионисием Великим в его трактате «О природе» . В нем не только прямо указывается на неприемлемость атомизма (на это указывают все крупные раннехристианские авторы), но и подвергается критике крупнейший из врачей-эрасистраторов Асклепиад. Вопреки распространенному в историографии суждению, Тертуллиан положительно относился к естественным наукам, хорошо знал медицину и занимал в вопросах ее развития позицию, близкую к взглядам Галена. Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Дионисий Великий «. . . Лучшие философы, это те, кто не полагается на случайные Дионисий Великий «. . . Лучшие философы, это те, кто не полагается на случайные явления и не различает истину доверяясь только чувственным восприятиям. Было бы чудовищным поступком для сотворенного человека оставить в пренебрежении божественную способность рассуждения и быть введенным в заблуждение неразумными (чувственными – авт. ) наслаждениями и страданиями. . . Некоторые называют неделимые частицы неуничтожимыми и самыми мельчайшими бесчисленными телами, которые, как утверждают, в пустом, неопределенном, огромном пространстве случайно сталкиваются в пустоте и посредством беспорядочного движения, переплетаясь друг с другом. . . Подобного мнения придерживались Эпикур и Демокрит. . . Гераклит, как говорят, назвал их телами, а врач Асклепиад унаследовал это название. . . » Св. Дионисий Великий. Трактат «О природе» . Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека – В ранней патристике формируется мнение о грехе как болезни (поврежденности человеческого естества), которая определяет развитие телесных недугов в их психосоматическом единстве, как основе понимания состояния здоровья и патологии; раннехристианские авторы убеждены в невозможности излечивания болезней тела без борьбы со страстями и проистекающим из них грехом – позиции отцов церкви и Галена по этому вопросу очень близки. – Установление господствующего положения галенизма происходит в период активного становления христианского мировоззрения. При анализе источников рассматриваемого исторического периода становятся ясны причины комплиментарного характера восприятия галенизма христианской мыслью – общность натурфилософских позиций, близость взглядов на взаимосвязь духовного и телесного, совпадение этических воззрений. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, Д. истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»

Спасибо за внимание! Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. Спасибо за внимание! Д. А. Балалыкин – д. м. н. , д. и. н. , профессор, заведующий кафедрой истории медицины, истории Отечества и культурологии «Медицина как часть естествознания в эпоху античности: эволюция представлений о здоровье и болезни человека»