Multimedia & Hypertext 2011-02.ppt
- Количество слайдов: 32
Media & Communications
Мультимедиа и Гипертекст Традиционная книга vs. электронный гипертекст vs.
Пролог: «Излишки культурной памяти» 1. Х-тека: модели упорядочения знаний 2. Метафоры «бесконечной книги» (Хорхе-Луис-Борхес) 3. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст (Умберто Эко) Эпилог: «Не надейтесь избавиться от книг!»
Пролог «Излишки культурной памяти»
1. Х-тека: модели упорядочения знаний»
Книгу открывает идея принципиального семантического различения между «передачей» (transmission) – переносом информации во времени, с одной стороны, и «коммуникацией» – переносом информации в пространстве, с другой. На этом основан блистательный исторический экскурс Дебрэ в традиции передачи культурных знаков, своеобразный поединок вселенской памяти и забвения, который разворачивается перед взором медиолога во множестве возникающих и исчезающих «тек» : библио-, пинако-, глипто -, кинема-, видео-, вплоть до аудиовизуальной ІNA-теки, – всего того, что Дебрэ, с его исследовательской оптикой захвата не менее чем шести тысячелетий человеческой культуры, кристаллизует в канонической формуле «Х-тека» (древнегреч. thêkê – хранилище, вместилище). Режи Дебре: Формула «Х-тека»
Способствуют ли ментальные конструкты появлению новых технологий письма или же, напротив, технические нововведения приводят к изменениям сознания? – каменная плита – папирус – глиняная дощечка – свиток – кодекс – книга – газета – гипертекст – Письменность и организация «форм мышления»
БЕСПОРЯДОК В ВЕЩАХ: БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ, ПОСТМОДЕРНИЗМ И ГИПЕРМЕДИА Каталог библиотеки при церкви Святого Климента составлен Григорием Великим в форме молитвы, каталог Алкуина для монастырской библиотеки в Йорке написан в стихах Simon Ford THE DISORDER OF THINGS 1994 Первый систематический каталог появился в 13 -14 веках. Примерно тогда же для описания расположения книг стали пользоваться шифром. ИДЕЯ КЛАССИФИКАЦИИ Университетские библиотеки были организованы по принципу учебного плана и разделены, как и знания, на тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Алфавитный каталог впервые появился примерно в 16 веке. Предметный же каталог возник гораздо позже – не раньше 19 века Симон Форд: История каталога
1791 проект тюрьмы "Паноптикум, или Дом инспекции" "ДИСЦИПЛИНА ЗНАНИЯ" Архив и книгохранилище как пространственная вариация паноптикума Внутренняя организация библиотеки отражает способы нормирования знания, которые доминируют в обществе. Мишель Фуко: «власть, производящая знание» Каталог – «глаз» библиотеки Jeremy Bentham Джереми Бентам ПАНОПТИКУМ
Тип устроения сознания и модель упорядочения знаний М. Фуко приводит пример одной классификации, которая изобретена Х. Л. Борхесом: это так называемая "китайская энциклопедия". Так, например, животные здесь подразделяются на а) принадлежащих императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен и т. п. Этот пассаж демонстрирует, как другая система классификации, основанная на принципиально другом мышлении, обнаруживает пределы нашего способа мыслить и различать предметы окружающего мира. Мы опираемся на закрытую систему определенной классификации, которая не только и не столько способствует целостности знания, но накладывает "решетку дозволенного на поле возможного" (М. Фуко). «Китайская энциклопедия»
2. Борхес: Метафоры «Бесконечной книги»
Есть теория, что вселенная и время бесконечны, значит, случиться может все что угодно, то есть любое событие неизбежно, иначе его бы не случилось! Слова из фильма «Трасса 60»
Теорема о бесконечных обезьянах «Если вы посадите бесконечное количество обезьян печатать на пишущих машинках, то одна из них обязательно напечатает какое-либо произведение Уильяма Шекспира» . «В случае, если вселенная бесконечна в пространстве и/или во времени, то всё, что бы вы ни вообразили, обязательно реализуется где-то во вселенной» .
Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo «Во мне течет баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь» . «Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой. Но библиотекой не бесконечной — в любой бесконечности есть что-то неуклюжее и необъяснимое, — а соразмерной человеку» . Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (1899 -1986)
Слепой писатель-книжник «Книгу можно сравнить с шахматами, которые одновременно и черно-белая в клетку доска с фигурами, и почти бесконечное число возможных маневров и уловок. Еще одна очевидная аналогия — с музыкальным инструментом, скажем, с арфой, которая привиделась Беккеру в углу гостиной и онемевший звучный мир которой напомнил ему спящую птицу» . Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (1899 -1986)
Метафоры «бесконечной книги» Вся жизнь Борхеса прошла среди книг и во имя книг, и сам он постепенно сделался книжной легендой, человеком-книгой. • • • «Вавилонская библиотека» «О культе книг» «Письмена Бога» «Книга песка» «Сад расходящихся тропок» Хорхе Луис Борхес (1899 -1986)
Вавилонская библиотека Мистики уверяют, что в экстазе им является шарообразная зала с огромной круглой книгой, бесконечный корешок которой проходит по стенам; их свидетельства сомнительны, речи неясны. Эта сферическая книга есть Бог. Библиотека – это шар, точный центр которого находится в одном из шестигранников, а поверхность – недосягаема. Хорхе Луис Борхес
О культе книг Карлейль провозгласил, что всемирная история – это Священное Писание, которое мы расшифровываем и пишем ощупью и в котором также пишут нас. Согласно Малларме, мир существует ради книги; согласно Блуа, мы – строки, или слова, или буквы магической книги, и эта вечно пишущаяся книга – единственное, что есть в мире, вернее, она и есть мир. Хорхе Луис Борхес
Письмена Бога "Бог, – думал я, – должен был сказать всего одно слово, вмещающее в себя всю полноту бытия. Ни один из произнесенных им звуком не может быть менее значительным, чем вся вселенная или по крайней мере чем вся совокупность времен. Жалкие и хвастливые человеческие слова – такие, как "все", "мир", "вселенная", – это всего лишь тени и подобия единственного звука, равного целому наречию и всему, что оно в себе содержит «. Хорхе Луис Борхес
Книга песка Линия состоит из множества точек; плоскость – из бесконечного множества линий; книга – из бесконечного множества плоскостей; сверхкнига – из бесконечного множества книг. Число страниц в этой книге бесконечно. Первой страницы нет, нет и последней. Не знаю, почему они пронумерованы так произвольно. Возможно, чтобы дать представление о том, что члены бесконечного ряда могут иметь любой номер. Его книга называется Книгой песка, потому что она, как и песок, без начала и конца. Хорхе Луис Борхес
Книга песка Линия состоит из множества точек; плоскость – из бесконечного множества линий; книга – из бесконечного множества плоскостей; сверхкнига – из бесконечного множества книг. Число страниц в этой книге бесконечно. Первой страницы нет, нет и последней. Не знаю, почему они пронумерованы так произвольно. Возможно, чтобы дать представление о том, что члены бесконечного ряда могут иметь любой номер. Его книга называется Книгой песка, потому что она, как и песок, без начала и конца. Хорхе Луис Борхес
Сад расходящихся тропок Я подумал о лабиринте лабиринтов, о петляющем и растущем лабиринте, который охватывал бы прошедшее и грядущее и каким-то чудом вмещал всю Вселенную. Стоит герою любого романа очутиться перед несколькими возможностями, как он выбирает одну из них, отметая остальные; в неразрешимом романе Цюй Пэна он выбирает все разом. Тем самым он творит различные будущие времена, которые в свою очередь множатся и ветвятся. Хорхе Луис Борхес
3. Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу : текст и гипертекст»
«Федр» Платона У Платона в конце диалога "Федр" есть такой пример: Гермес, предполагаемый изобретатель письменности, демонстрирует фараону Таммузу изобретение, которое позволит людям помнить то, что иначе пропадет в забвении. Фараон не рад и говорит: "Хитроумный Тот! Память – дивный дар, ее надо постоянно поддерживать. Из-за твоего изобретения у людей испортится память. Они будут вспоминать не благодаря внутреннему усилию, а благодаря внешней поддержке". Согласимся с этим фараоном. Письмо, как всякая новая техническая поддержка, ослабляет силу человека.
«Это убьет то…» Фараон выразил исконный страх – страх, что новая техника отменит или разрушит нечто хорошее, плодоносное, самоценное и духовное. Фараон будто бы показал сначала на письмена, а затем на идеальный символ человеческой памяти и сказал: "Это (то есть письмена) убьет то (то есть память)". В "Соборе парижской богоматери" Гюго Клод Фролло показывает сначала на книгу (книги только начали печатать в то время), потом на свой собор и говорит: "Это убьет то".
«Image-oriented» Согласно книге Маршалла Маклюэна "Галактика Гутенберга" (1962), после изобретения печати преобладал линейный способ мышления, но с конца 60 -х ему на смену пришло более глобальное восприятие – гиперцепция – через образы телевидения и другие электронные средства. И если не Маклюэн, то его читатели как бы тыкали пальцем в Манхэттенскую дискотеку, потом в печатную книгу со словами: "Это убьет то". Средства массовой информации довольно скоро установили, что наша цивилизация становится image-oriented, ориентированной на зрительный образ, что ведет к упадку грамотности.
Гипертекст как многомерная сеть Традиционный компьютер предлагал линейную письменную коммуникацию, это была быстро бегущая книга. Сейчас появились гипертексты. Книга читается справа налево, или слева направо, или сверху вниз – это зависит от нас. Но в любом случае это работа в физическом смысле – книгу приходится листать. А гипертекст – это многомерная сеть, в которой любая точка здесь увязана с любой точкой где угодно. Итак, мы в конце "истории с убийствами" – "это убьет то" и т. д. Сейчас реален вариант, что CD-ROM вытеснит книгу. А если учесть, что CD мультимедийны, то, значит, не понадобятся видеокассеты и прочее.
Давайте вообразим себе гипертексты беспредельные и бесконечные. Это бывает в Интернете. Запускается сюжет и каждый пользователь дописывает кусочек, и этот бесконечный червяк тянется и тянется. Получается джазовый джемсейшн, когда исчезает традиционное понятие авторства и открывается новое поле для свободного творчества. Гипертекст как джем-сейшн
Книга не умрет, книга останется необходимой. ? Конфликт книги и гипертекста : борьба визуальной и буквенной коммуникаций
Книга и/или гипертекст
Эпилог «Не надейтесь избавиться от книг!»
To be continued