МБУК РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ЦБС ЦГБ им. Горького Читальный
МБУК РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ ГОРОДСКАЯ ЦБС ЦГБ им. Горького Читальный зал 2015 г. М. Горький в жизни донских писателей
А.П. Чехов и М. Горький
Их личные взаимоотношения начинаются в 1898 году, когда совсем еще молодой Горький пишет Чехову в письме: “...Я хотел бы объясниться Вам в искренней, беззаветной любви, кою питаю к Вам со времен младых ногтей моих, я хотел бы выразить восторг перед удивительным талантом Вашим...” Казалось бы, не так уж велика разница во времени начала их творческой деятельности (первый рассказ Горького “Макар Чудра” выходит в 1892 году, а первый сборник Чехова “В сумерках” в 1887 г.), но эта разница в 5 лет весьма ощутима. Горький пережил революцию и стал основателем социалистического реализма, Чехов не дожил до революции 13 лет и считался писателем, завершающим традицию критического реализма. Ранний Горький весь пронизан скрытыми цитатами и ориентирами на Чехова.
Существует ряд горьковских рассказов, определенно ориентированных на художественную манеру Чехова. Очевидна связь между чеховским “Черным монахом” и рассказом “Ошибка” Горького.
Встреча в Ялте в марте 1899 г.
Первая встреча в Ялте, состоявшаяся в марте 1899 года, дала возможность проверить оценки и впечатления, сложившиеся заочно. Первоначальные представления Горького и Чехова друг о друге подтвердились, встреча укрепила их взаимные симпатии, перешедшие в товарищеские отношения. Вновь Горький выделяет наиболее ценное для него в облике Чехова: "Вы, кажется, первый свободный и ничему не поклоняющийся человек, которого я видел". Как и в прежних письмах, восхищаясь замечательными качествами Чехова, который умеет "считать литературу первым и главным делом жизни«. Став товарищами, Горький и Чехов отдают себе отчет в своеобразии пути, которым идет каждый из них. О том же Чехов сообщал Ф. Д. Батюшкову: "Мне не все нравится, что он пишет, но есть вещи, которые очень, очень нравятся, и для меня не подлежит сомнению, что Горький сделан из того теста, из которого делаются художники. Он настоящий" (24 января 1900 г.). В 1900-м году Чехов был выбран в почетные академики Петербургской академии наук, но уже через два года покинул ее из-за скандала, разгоревшегося вокруг Максима Горького. Дело в том, что в феврале 1902-го Академия сначала присвоила Горькому звание академика по разряду изящной словесности, а в марте признала «выборы в почетные академики недействительными из-за политической неблагонадежности». Этот вызвало большой общественный резонанс, а академики Чехов и Короленко публично заявили, что в знак несогласия с этим решение отказываются от своих званий.
К Горькому пришла всероссийская известность, особенно после того, как в конце 1898 г. был опубликован его сборник «Очерки и рассказы», сразу сделавший имя Горького легендарным. По настойчивому совету Чехова Горький знакомится с Львом Толстым. Появились первые книги о Горьком, его произведения начали издаваться на иностранных языках. Постановка двух первых пьес -- "Мещане" и "На дне" выдвинула его в число ведущих русских драматургов.
Со временем пути творчества этих двух писателей расходятся, но связующие нити еще есть. Оба писателя беспощадно срывают маски с реальности, указывают на пошлость окружающей жизни. И главное — чеховский и горьковский идеал человека некоторое время, пока положительным героем Горького не стал революционер, схожи. Горький найдет свой идеал позже — в новом герое — революционере и в Ленине, а Чехов так и не найдет свой идеал. Не случайным является тот факт, что родным театром и для пьес Чехова, и для пьес Горького стал МХТ. Любопытно, что оба писателя переживали за судьбу чужих пьес, хотя и писали принципиально о разном.
Но если, по словам Станиславского, Горький — “главный начинатель и создатель общественно-политической линии в Художественном театре”, то пьесы Чехова — его главный психологический источник, “не будет его пьесы — театр потеряет свой аромат”.
Правда, пьеса “На дне” кажется иногда немного чеховской. В ней также чувствуется томящая безысходность, гнетет душный воздух застоявшейся жизни...
М.А. Шолохов и М. Горький
Прочитав в1928 г. первую книгу романа «Тихий Дон» в журнале «Октябрь» (No1,2,3,4), Горький писал :«Шолохов - судя по первому тому,—талантлив...»
Произведения М.А. Шолохова
Первая встреча писателей состоялась в 1931 г. на даче Горького в Краскове.
За роман «Тихий Дон» Шолохов получил нобелевскую премию по литературе.
Живое участие в литературной жизни М.А. Шолохова принял М. Горький. Он первый отметил в нем незаурядный талант, знание жизни и большую изобразительную силу. Михаил Александрович Шолохов познакомился с Горьким в пору работы над третьей книгой романа «Тихий Дон» и первой книгой «Поднятой целины». Первая встреча писателей состоялась в апреле1931 г. на даче Горького в Краскове. «После этой первой встречи с Горьким я виделся часто, вспоминал Шолохов. Бывало, приедешь в Москву, звонишь Крючкову, и он договаривался с Горьким о встрече. В это время мы с Алексеем Максимовичем очень много говорили по вопросам литературы» (беседа с М.А.Шолоховым сотрудника Архива А.М. Горького И.С. Буквина 16мая1955г.Запись И.С. Буквина А. Г). Прочитав в1928 г первую книгу романа «Тихий Дон» в «Октябре» (No1,2,3,4), Горький писал И.М.Касаткину:«Шолохов - судя по первому тому,—талантлив...» (письмо от 31 декабря 1928г. См. в сб.: «М. Горький. Письма о литературе». М.,«Советский писатель»,1957, стр. 375. В1931г. Горький поддержал Шолохова и помог ему печатать 3-ю книгу «Тихий Дон», которую пытались опорочить некоторые критики.
В.В. ДЮБИН писатель, казак, уроженец хутора Лихой Донецкого округа Области войска Донского
Жил на Дону в 20-30-е годы ушедшего века писатель Василий Власович Дюбин, чьи романы и повести читала вся тогдашняя Россия. Ныне ни имя, ни творчество этого одаренного прозаика не известны не только там, где он обитал, но и литераторам — такова уж судьба русских самородков, пробившихся со своим светом из недр провинциальной глубинки и волею обстоятельств покинувших родные места навсегда. Василий Власович Дюбин родился в 1902 году на хуторе Лихой Донецкого округа (ныне Красносулинский район) в семье бедного казака. Детство его прошло, как и у многих сверстников в нужде и заботах. Окончив церковно-приходскую школу, юный Васятка, так любовно называла его в семье мама, начал работать подпаском, молотобойцем в хуторской кузнице, коногоном на шахте и ремонтным работником на железнодорожной станции Лихая.
К шестнадцати годам он прошел хорошую трудовую школу, но мечтал о дальнейшей учебе. В 1918 году Василий Дюбин окончил в Новочеркасске годичные общеобразовательные курсы для детей беднейшего казачества. Затем, находясь в Красной Армии, — учительские курсы при политотделе Кавказского фронта, а демобилизовавшись — Ростовскую театральную школу.
Ростовская ассоциация пролетарских писателей
В 1929 году, вернувшись в родной хутор Лихой, он начинает пробовать свои силы в литературе. Здесь он пишет свой первый роман «Забурунный край», посвященный жизни донского казачества в годы первой мировой и гражданской войны, вышедший в свет в 1931 году в московском издательстве «Федерация». Этот роман получил высокую оценку литературной критики и был включен в учебную программу средних школ РСФСР. Следом из-под пера молодого писателя выходит повесть о гражданской войне «Навстречу смерти».
В 1933 году Василий Дюбин начал сотрудничать с журналом «Колхозник», который создал и редактировал Максим Горький. В эти годы по совету М. Горького Дюбин «переключился» на морскую тематику и начал писать роман-трилогию «Анка» о нелегкой жизни азовских рыбаков, их нравах и обычаях. Первая книга «Бронзовая коса» выходит в 1933 году, а остальные «Шторм» и «Сейнеры уходят в море» в 60-е годы. В 1935 году Василий Власович Дюбин был принят в Союз советских писателей. В эти годы он пишет повести «Избранники народа» (1938), «Комрад» (1940), «Друзья» (1941). В них писатель рисует волнующие картины трудового подвига советских людей на широком фронте созидательного труда.
В годы Великой Отечественной войны писатель прошел фронтовыми дорогами путь от Волги до Берлина и его грудь украсили пять боевых наград. После войны В. Дюбин издает повести «Жена» (1947) и «Колхозный агроном» (1948). С 1949 года и до конца он жил и работал в Кишиневе, где закончил трилогию и написал две повести «Соколы» (1953-1955) и «Серебряные ключи» (1960).
Максимов Павел Хрисанфович
В поисках заработка семья будущего писателя переехала в Ростов-на-Дону. Отец работал грузчиком в порту, мать там же шила мешки для зерна, погружаемого на пароходы. В 1909 году, окончив городское пятиклассное училище, в течение года учился в среднетехническом училище, потом работал на разных конторских должностях. С 1911 года начал публиковать в газетах Ростова свои первые произведения. С началом Великой Октябрьской социалистической революции стал профессиональным журналистом. Особую роль в творческой биографии П. Максимова сыграл А. М. Горький, переписка с которым с незначительными перерывами длилась более четверти века. Участие Горького в писательской судьбе сыграло большую роли в формировании литературного дара П. Максимова, в его образовании и самообразовании и пробудило внимание и интерес к окружающей жизни, к её конфликтам, противоречиям, новизне. В 20—30-е годы П. Максимов в качестве внештатного корреспондента «Правды» по заданию редакции побывал в разных концах страны: на всех крупнейших стройках, в производствах Северного Кавказа, сопровождал правительственную комиссию во главе с председателем Госплана СССР Г. М. Кржижановским, участвуя в выездах для выбора трассы будущего Волго-Донского канала, сопровождал С. М. Будённого в поездках по конезаводам сальских степей, побывал в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне. Максимов был певцом советской индустриализации 20-30-х годов. Очерки Максимова представляют исторический интерес как воссоздающие фактические события на Северном Кавказе. В 1931 по рекомендации А. М. Горького очерки П. Максимова вышли отдельной книгой «Кавказ без романтики» в издательстве «ГИЗ».
Очерки Максимова пополнили сборники «Волго-Донской канал» (1927), «Энтузиасты культурной революции в горах» (1931), «Аул Псыгансу» (1934) и другие. П. Х. Максимов занимался также фольклором, собрав и обработав народные сказки. В 1935 году в «Азчериздате» (Ростов-на-Дону) вышла книга «Горские сказки» в записи и литературной обработке П. X. Максимова с предисловием Горького. Позже, дополненные и переработанные Максимовым, сказки вошли в серию «Адыгейские сказки». Перед войной были изданы сборники рассказов П. Максимова «Лльмастс (ведьма)» (1937), «Кавказские рассказы» (1939). Осенью 1942 года П. X. Максимов (вместе с женой и дочерью[1]) добровольно вступил в 37-ю действующую армию, работал в редакции армейской газеты «Советский патриот». Там же, на фронте, в 1943 году вступил в КПСС. Вместе с армией в звании капитана прошёл от Кавказа до Вены. Был демобилизован осенью 1945 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями. Издал несколько книг-воспоминаний о писателях, с которыми ему довелось в разное время встречаться в Ростове, — А. Фадееве, В. Маяковском, В. Киршоне, Н. Погодине, В. Ставском и других: книги «О Горьком» (письма Горького и встречи с ним, 1939), «Воспоминания о писателях» (1958), «Фадеев в Ростове» (1972). Последняя книга «Памятные встречи» вышла уже после смерти писателя, в 1978 году, и посвящена истории донской литературы 20—30-х годов и организации Ростовского писательского союза. Похоронен на Северном кладбище в Ростове-на-Дону.
Из писем М. Горького Павлу Максимову «...Брюсова, Блока, Бальмонта и вообще новых поэтов не спешите читать, сначала хорошенько ознакомьтесь со старыми — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Фетом...» «К русскому же писателю — я не про себя говорю, поверьте, надо относиться вдвойне уважительно, ибо это лицо почти героическое, изумительной искренности и великой любви сосуд живой. Почитайте о Глебе Успенском, Гаршине, Салтыкове, о Герцене, посмотрите на ныне живущего Короленко — первого и талантливейшего писателя теперь у нас. И вообще — учитесь, читайте — научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они в прошлом сделали для Вас и Вы живете ныне, не зная о том великом труде, который лежит в каждой вещи, коею Вы пользуетесь...» «Учитесь настойчиво, упорно, всегда. Читайте серьезные книги — я очень рекомендовал бы Вам Ключевского — Историю, Милюкова — „Очерки по истории русской культуры"». «Читайте больше, дружище, это познакомит Вас с грандиозной работой мировой человеческой мысли...» Горький часто сетовал: «Работаю по 12 часов в день...», «Завален работой, часто просиживаю за столом по четырнадцать часов в сутки».
СЕРАФИМОВИЧ АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ
Серафимович Александр (настоящее имя Александр Серафимович Попов) [7(19).1.1863, ст. Нижне-Курмоярская Обл. Войска Донского - 19.01.1949, Москва] - прозаик. Родился в станице Нижне - Курмоярской области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть- Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию. Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А. Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года. Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих. Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах - "На льдине"(1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край", живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича - "Очерки и рассказы", - решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.
Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 - 1908 г. выпустило трехтомник его рассказов. Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах. Как участник готовившегося покушения на царя Александра III (в заговоре участвовал и был казнен А.И. Ульянов, брат Ленина), Серафимович был в 1887 отчислен из университета и после суда сослан в ссылку в город Мезень (Архангельская губ.), а затем на родину - в Усть- Медведицкую. В ссылке им был написан первый рассказ «На льдине» (1889), замеченный В.Г. Короленко и Г.И. Успенским. С их помощью Серафимович издал первую книгу («Очерки и рассказы», 1901), а затем — уже с помощью М. Горького и Л.Н. Андреева — получил работу в московской газете «Курьер» и издал в горьковском «Знании» следующие книги: «Рассказы» (1903) и «Рассказы» (1907). В 1912 в журнале «Современный мир» появился роман «Город в степи». Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду "...не фотографическую, а ... синтетическую, обобщенную". В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем. Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А. Серафимович в Москве 19 января 1949.
Соколов Михаил Дмитриевич Соколов Михаил Дмитриевич - писатель, лауреат Государственной премии. Родился в Сулине в семье рабочего металлургического завода, окончил начальное заводское училище, Сулинскую гимназию, Шахтинскую совпартшколу, Ростовский институт народного хозяйства. Трудился на советской, партийной и хозяйственной работе. Был редактором Ростовского издательства, семь лет возглавлял Ростовскую писательскую организацию, двадцать лет был главным редактором журнала «Дон». Автор известных романов «Искра», «Грозное лето».
Трудно сказать, когда родилась в сердце молодого литератора Михаила Соколова благороднейшая и дерзновенная идея написать большой исторический роман о жизни и борьбе русского народа в начале XX века. В середине 30-х годов из-под пера писателя выходят первые главы романа «Искры», над которым Михаил Дмитриевич работает годы, десятилетия... Ему повезло: Максим Горький и Михаил Шолохов, которым Соколов послал сравнительно небольшую рукопись первых глав, откликнулись, поддержали. Роман, как и полагается, рождался в творческих муках. На его страницах переплелись судьбы героев - выходцев первых крестьянских и зажиточных казачьих семей, рабочих и революционеров, переживающих классовые и личные конфликты. Память читателя надолго сохраняет факты и образы людей казачьего хутора Кундрючевка, и за происходящими в романе событиями легко угадываются революционные подлинные события, имевшие место на шахтах Восточного Донбасса, на Сулинском металлургическом заводе, на всем юге России.
1-m.gorykiy_vghizni_donskih_pisateley.ppt
- Количество слайдов: 37