МБУК г. о. Самара «СМИБС» Всемирное боление за всех. . (195 лет Ф. М. Достоевскому) Электронная выставка Выполнил: главный библиотекарь филиала№ 16 Воротынцева Н. П. Самара, 2016
Здравствуйте, уважаемые гости нашей виртуальной выставки, посвященной 195 -летию рождения Ф. М. Достоевского. Говоря о Достоевском, многие представляют его как автора «Преступления и наказания» и «Идиота» , а мы расскажем о нём, как об интересном человеке. Человеке, со своим непростым характером и с такими же непростыми мыслями, у которого судьба была как увлекательный, напряжённый рассказ. . . У Достоевского есть такая формула – «душа над бездной» . Он действительно был писателем, который видел душу, висящую над бездной, когда можно и погибнуть, но когда можно и возвыситься, так как бездна простирается как вглубь, так и в высоту. Сам Достоевский говорил, что "в сердце человека диавол с Богом борется, и поле битвы - это сердце человека". Достоевский будет актуален всегда. В каждое время его творчество открывается новой гранью, в том числе и в наше. Добро пожаловать на выставку! .
Разделы выставки: Многоликий Достоевский (биография писателя) Образ Достоевского глазами современников Интересные факты биографии У Достоевского нет ничего, кроме человека… (творчество) Экранизированный роман (Фильмография экранизаций произведений) ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ К 195 -ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
«Тот, кто желает увидеть живого бога, Пусть ищет его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви» . Многоликий Достоевский
Ранние годы Отец писателя - Михаил Андреевич Мать писателя - Мария Фёдоровна С пастели Попова. 1823 г. . 30 октября (по новому стилю 11 ноября) 1821 года родился известнейший российский писатель – Ф. М. Достоевский. Детство Фёдора Михайловича Достоевского прошло в большой семье, которая принадлежала к дворянскому классу. Он был вторым из семи детей. Отец семейства – Михаил Андреевич Достоевский работал в больнице для малоимущих. Мать – Мария Фёдоровна Достоевская (девичья фамилия – Нечаева) происходила из купеческого рода. Когда Федору было 16 лет, внезапно умирает мать. Отец вынужден отправить старших сыновей в пансион К. Ф. Костомарова. С этого момента братья Михаил и Фёдор Достоевский поселяются в Санкт-Петербурге.
Жизнь и творчество писателя по датам 1837 год. Ф. М. Достоевский. Художник К. Трутовский. 1847 г. Этот год в биографии Достоевского был весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт. Петербург, и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде» . Во время учёбы Достоевский часто читал произведения, как зарубежных поэтов — Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских — Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
1844 год Ф. М. Достоевский Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди» (1844 -1845), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845 -1846) не вызывает абсолютно никаких эмоций, и даже критикуется. В январе-феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.
1849 год 22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Ф. М. Достоевского, в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается по «делу Петрашевского» , и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот» . Достоевский-каторжник. Худ. В. Домогацкий. 1956 г.
1850 – 1854 гг. В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман. М. Д. Исаева, первая жена Ф. М. Достоевского. Фотография. Конец 50 -х годов XIX века.
1857 год Ф. М. Достоевский в форме унтер-офицера. Фотография. 1858 г. После смерти мужа Марии Дмитриевны Исаевой, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск, и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.
1860 — 1866 гг. Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время» , далее в журнале «Эпоха» . В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома» , «Записки из подполья» , «Униженные и оскорблённые» , «Зимние заметки о летних впечатлениях» . В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание» который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Ф. М. Достоевский. Фотография. Начало 1861 г.
1867 — 1870 гг. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок» . Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина. Достоевская сопровождает писателя заграницу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание» . Жена ведет дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы. Анна Григорьевна Сниткина
Последние годы жизни 1871 - 1881 гг. Последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы» . Через год появляется «Дневник писателя» , в 1875 – роман «Подросток» , 1876 – рассказ «Кроткая» . В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского, император Александр 2 приглашает его к себе, и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (18791880 гг. ) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы» . Ф. М. Достоевский. Фотография Панова, 1880 г. г
Смерть и наследие 28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной. Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным авторомпсихологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших российских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы. Памятник на могиле Ф. М. Достоевского
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» ОБРАЗ ДОСТОЕВСКОГО ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ
Современники Достоевского оставили немало воспоминаний о его характере, привычках, внешнем облике от юности и до последних лет жизни. По многим воспоминаниям можно увидеть, что первое впечатление при встрече с Достоевским порой почти разочаровывало: внешность неброская, не аристократичная, в лице было что-то болезненное - эта особенность отмечена почти всеми мемуаристами. Портрет Федора Михайловича Достоевского художник Рундальцов М. В.
Портрет Ф. М. Достоевского. Фрагмент. Худ. С. Монахов Такое сложное и не очень отрадное впечатление Достоевский произвел и на Анну Григорьевну Достоевскую (Сниткину), когда она впервые, 4 октября 1866 г. , пришла к нему для стенографической работы. Двадцатилетней девушке Достоевский показался старым, больным человеком. Он тут же подтвердил последнее впечатление, сообщив о том, что страдает эпилепсией и что недавно перенес припадок. К тому же он был рассеян, несколько раз переспрашивал свою будущую помощницу, как ее зовут. "Я вышла от Достоевского в очень печальном настроении. Он мне не понравился и оставил тяжелое впечатление, " - вспоминала Анна Григорьевна много лет спустя о первом знакомстве со своим мужем.
Ф. М. Достоевский. В. А. Фаворский. Гравюра на дереве. 1929 г. Однако как в молодости, так и в зрелые годы Достоевского эти первые впечатления от внешнего облика писателя вытеснялись у его собеседников, когда они от чисто внешнего знакомства переходили к более глубокому общению. Тогда открывалась внутренняя значительность, уникальность личности Достоевского и в новом свете воспринимался и внешний облик писателя. Так, С. Д. Яновский, один из самых преданных друзей юности Достоевского писал: "Его обширный, сравнительно с величиною всей головы, лоб, резко выделявшиеся лобные пазухи и далеко выдавшиеся окраины глазниц, при совершенном отсутствии возвышений в нижней части затылочной кости, делали голову Федора Михайловича похожей на Сократову.
"Противоречие между внешней Портрет Ф. М. Достоевского. И. А. Иванов. 1978 -1979 г "обыкновенностью" и глубокой одухотворенностью облика Достоевского подчеркнуто в воспоминаниях Вс. Соловьева: "Передо мною был человек небольшого роста, худощавый, но довольно широкоплечий, казавшийся гораздо моложе своих пятидесяти двух лет, с негустой русою бородою, высоким лбом, у которого поредели, но не поседели мягкие, тонкие волосы, с маленькими, светлыми карими глазами, с некрасивыми и на первый взгляд простым лицом. Но это было только первое и мгновенное впечатление - это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни".
Современники Достоевского, которым довелось лично знать писателя, напряженно вглядывались в черты его лица, стараясь прочитать тайну личности великого человека. Потомки вглядываются в сохранившиеся фотопортреты, вчитываются в строки воспоминаний, изучают по ним его облик, привычки, манеру говорить, читать стихи, вглядываются в его рукописи, стараясь по черновым наброскам, по особенностям почерка понять тайну творческого процесса. Портрет Ф. М. Достоевского, Художник В. Г. Перов, 1872
«Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно» Интересные факты из жизни Ф. М. Достоевского
«А любил он прежде всего живую человеческую душу во всём и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев всё это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришёл к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь» ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ
q Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы» , называя бесами и мошенниками. q Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни. Памятник Ф. М. Достоевскому в Москве q Достоевский не мог работать без крепкого чая. Когда ночами Достоевский писал свои романы, на его письменном столе всегда стоял стакан чая, а в столовой всегда держали горячим самовар.
q Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге. Памятник Ф. М. Достоевскому в Санкт-Петербурге q Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
Памятник Ф. М. Достоевскому в Старой Руссе q Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал: «Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» q Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» - величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно» .
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное» У Достоевского нет ничего, кроме человека…
«Я не буду говорить вам о способе изображения у Достоевского: замечу только, что он мало заботился об отделке и изяществе внешней формы. Часто язык его неуклюж, тяжел, неправилен, даже не совсем понятен. Часто все действующие лица говорят одним поспешным, лихорадочным, так сказать, слогом; сюжеты его порой запутанны и неестественны. Но, как его героев, и его произведения нельзя, невозможно судить по наружности, по внешней форме. Редко кто так глубоко раскрывал человеческую душу в таких мелких, чуть доступных наблюдению чертах, редко кто так живо объяснил внутренний мир десятков живых и типичнейших лиц и редко кто внес в свои произведения такой пылкий свет любви к людям и правде» ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ. РЕЧЬ О ДОСТОЕВСКОМ
Произведения Ф. М. Достоевского Повести и рассказы 1848 г. - Сон смешного человека 1848 г. - Неточка Незванова 1848 г. - Белые ночи Романы 1859 г. - Дядюшкин сон 1846 г. - Бедные люди 1862 г. - Записки о летних впечатлениях 1860 г. - Записки из Мёртвого дома 1864 г. - Скверный анекдот 1861 г. - Униженные и оскорблённые 1848 г. - Двойник 1864 г. - Записки из подполья 1866 г. - Преступление и наказание 1866 г. - Игрок 1868 г. - Идиот 1869 г. - Вечный муж 1872 г. - Бесы 1875 г. - Подросток 1880 г. -Братья Карамазов
Бедные люди «Бедные люди» были первым произведением Ф. М. Достоевского, которое принесло ему всероссийскую славу. Именно этой повестью зачитывались Некрасов и Белинский, именно после нее он «проснулся знаменитым» . «Бедные люди» вполне находятся еще в русле гоголевской традиции и образ Макара Девушкина — развитие образа Башмачкина из той «Шинели» , из которой, по словам Достоевского, вышла русская литература. Но уже появляются нотки изломанности, двойственности, так свойственные позднейшему творчеству писателя. Читать текст здесь: http: //www. fdostoevsky. ru/book/484/
Бесы Деятельность тайного общества «Народная расправа» , убийство пятью членами этой организации — С. Г. Нечаевым, П. Г. Успенским, А. К. Кузнецовым, И. Г. Прыжовым, H. H. Николаевым — слушателя Петровской земледельческой академии И. И. Иванова, процесс над большой группой революционеров, проходивший в 1871 году в Петербурге и широко освещавшийся в русской и зарубежной печати, — вот тот главный по значимости реальный пласт, который лег в основу самого злободневного и тенденциозного романа Достоевского. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы общества, пропагандистская литература, фигуры соучастников преступления и более всего, естественно, личность руководителя и вдохновителя «Народной расправы» — С. Г. Нечаева. Читать текст здесь: http: //az. lib. ru/d/dostoewskij_f_m/text_0080. shtml
Братья Карамазовы «Братья Карамазовы» (1881) — итог творческого пути Достоевского. Сложное построение и жанр романа — результат длительных размышлений автора над проблемами современной литературы, а многие идеи, характеры, эпизоды романа либо подготовлены предшествующими произведениями писателя, либо возникли в его творческом воображении задолго до начала писания «Братьев Карамазовых» , в процессе обдумывания и разработки предшествующих романов и различных неосуществленных замыслов. В основу сюжета положена история одного из товарищей Достоевского по Омскому острогу, отставного подпоручика Ильинского, который служил ранее в Тобольском линейном батальоне, судился за отцеубийство, и, хотя и не сознался в преступлении, был приговорен к двадцати годам каторжных работ. Читать текст здесь: http: //az. lib. ru/d/dostoewskij_f_m/text_0100. shtml
Преступление и наказание» (1865 -1866) — один из известнейших романов великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, — еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы» , подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных — философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860 -х годов. Читать текст здесь: http: //www. libtxt. ru/chitat/dostoevskiy_fedor/16683 -Prestuplenie_i_nakazanie/1. html
«Жить - это значит делать художественное произведение из себя» Экранизированный роман (Фильмография экранизаций произведений)
«Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих — возможно, даже главная — причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность. Принимая во внимание вектор экономической эволюции современного мира, т. е. в сторону всеобщего обнищания и унификации жизненного уровня, Достоевского можно рассматривать как явление пророческое. Ибо лучший способ избежать ошибок в прогнозах на будущее — это взглянуть в него сквозь призму бедности и вины. Именно этой оптикой и пользовался Достоевский» . ИОСИФ БРОДСКИЙ
Фильмография экранизаций. Ø Ø Ø Ø Ø Ø Раскольников 1923 г. , Германия; Мертвый дом 1932 г. , СССР; Петербургская ночь 1934 г. , СССР; Идиот 1951 г. , Япония; Преступление и наказание 1956 г. , Франция; Белые ночи 1957 г. , Италия; Братья Карамазовы 1958 г. , США; Идиот 1958 г. , СССР; Игрок 1958 г. , Франция; Белые ночи 1959 г. , СССР; Кроткая 1960 г. , СССР; Скверный анекдот 1966 г. , СССР; Партнёр 1968 г. , Италия; Братья Карамазовы 1969 г. , СССР; Дядюшкин сон 1967 г. , СССР; Преступление и наказание 1969 г. , СССР; Игрок 1972 г. СССР, ЧССР 26 дней из жизни Достоевского 1981, СССР; Подросток 1983 г. , СССР; Чужая жена и муж под кроватью 1984, СССР; Бесы 1988 г. , Франция Ø Ø Ø Ø Ø Вечный муж 1989 г. , Беларусь Село Степанчиково и его обитатели 1989 г. , СССР; Униженные и оскорблённые 1989 г. , СССР/Швейцария; Мальчики 1990 г. , СССР; Белые ночи 1991 г. , СССР; Вечный муж 1991 г. , Франция; Кроткая 1992 г. , СССР; Бесы 1992 г. , СССР; Тихие страницы 1993, г. СССР; Настасья 1994 г. Япония/Польша; Преступление и наказание 1998 г. , США; Кроткая 2000 г. , Россия; Идиот 2003 г. , Россия; Преступление и наказание 2007 г. , Россия; Братья Карамазовы 2009 г. , Россия; Телесериал «Достоевский» 2011 г. , Россия Телесериал «Бесы» 2014, Россия
РАСКОЛЬНИКОВ Год создания фильма: 1923 Режисcер фильма: Роберт Вине В фильме снимались: Григорий Хмара (Раскольников), Андрей Жилинский (Разумихин), Михаил Тарханов (Мармеладов), Мария Крышановская (Соня), Тома (Процентщица Алена Ивановна), Петр Жаров (Свидригайлов) Фильм снят по одноименному роману Ф. М. Достоевского Страна: Германия Аннотация к фильму: "Раскольников" Роберта Вине, выпущенный на экран в 1923 году был сыгран бывшим актером МХАТ Григорием Хмарой, который учился играть в стилизованных декорациях, напоминающих знаменитую ленту Вине "Кабинет доктора Калигари". Поразительны те сцены, где Раскольников предается само изобличающим фантазиям перед следователем. Паутина, затянувшая угол стены, активно участвовала в психологической дуэли между елейным следователем и безумным убийцей. В фильмы заняты исключительно русские актеры.
ИДИОТ Год создания фильма: 1958 Режисcер фильма: Иван Пырьев В фильме снимались: Юрий Яковлев, Юлия Борисова, Вера Пашенная, Сергей Мартинсон, Раиса Максимова, Владимир Муравьев, Иван Любезнов, Григорий Шпигель, Андрей Файт, Людмила Иванова Экранизация первой части одноименного романа Ф. М. Достоевского Киностудия: МОСФИЛЬМ Страна: СССР (Россия) Аннотация к фильму: Фильм снят по первой части одноименного романа Ф. М. Достоевского ( «Настасья Филипповна» ). Задуманная Пырьевым экранизация второй части ( «Аглая» ) не была осуществлена. Непосредственной темой произведения стал бунт Настасьи Филипповны. Блестящая игра актеров передает самые тонкие нюансы психологически сложного произведения с напряженным драматургическим рисунком. Фильм включен в «элитный» список отечественных лент - собрание Госфильмофонда. Лучший фильм 1958 года по опросу журнала "Советский экран". Лидер проката (1958, 12 место) - 31 млн. зрителей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Год создания фильма: 1969 Режисcер фильма: Лев Кулиджанов В фильме снимались: Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Виктория Федорова, Майя Булгакова, Любовь Соколова, Инна Макарова, Валерий Носик, Владимир Басов Фильм снят по одноименному роману Ф. М. Достоевского Страна: СССР (Россия) Аннотация к фильму: Фильм снят по одноименному роману Ф. М. Достоевского. Внутренняя драма человека вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие фильма все время перебрасывается из узких и низких комнат в шум столичных кварталов. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты - вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Телесериал Год создания фильма: 2007 Режисcер фильма: Дмитрий Светозаров В фильме снимались: Владимир Кошевой (Раскольников), Андрей Панин (Порфирий Петрович), Александр Балуев (Свидригайлов), Полина Филоненко (Соня) Фильм снят по одноименному роману Ф. М. Достоевского Страна: Россия Продолжительность фильма: 8 серий Аннотация к фильму: Дмитрий Светозаров утверждает, что пытался снять аутентичного Достоевского. Режиссер отмечает, что лента воссоздает на экране уникальный текст романа, учитывая все мельчайшие детали, эпизоды, и даже ужасные сны Раскольникова, которые были неотъемлемой частью его пути к преступлению. Основным критерием отбора актеров на главные роли была внешняя схожесть с героями романа.
БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ. Телесериал Год создания фильма: 2009 Режисcер фильма: Юрий Мороз В фильме снимались: Сергей Горобченко (Дмитрий Карамазов), Анатолий Белый (Иван Карамазов), Александр Голубев (Алёша Карамазов), Павел Деревянко (Смердяков), Сергей Колтаков (Федор Павлович Карамазов) Фильм снят по одноименному роману Ф. М. Достоевского Страна: Россия Аннотация к фильму: Создатель телесериала Юрий Мороз стремился перенести роман Достоевского на экран более детально, чем его предшественники, с документальной достоверностью: "Братья Карамазовы" - самое загадочное произведение Достоевского, и я давно хотел снять по нему фильм. В романе мне наиболее значимым представляется мотив искушения и наказания - испытания, котором подвергаются все герои. У каждого героя есть точка искушения, и есть точка наказания. Такая расстановка акцентов, на мой взгляд, более актуальна. В нашу эпоху искушения повсюду» .
ДОСТОЕВСКИЙ Год создания фильма: 2011 Режисcер фильма: Владимир Хотиненко В фильме снимались: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Дмитрий Певцов, Дарья Мороз, Александр Домогаров, Степан Морозов, Валентина Талызина, Ирина Розанова, Владимир Симонов Киностудия: Нон-стоп Продакшн Страна: Россия Продолжительность фильма: 8 серий Аннотация к фильму: Телесериал "Достоевский" охватывает довольно большой период жизни Федора Михайловича - с момента разгрома кружка петрашевцев (декабрь 1849 г. ) до написания "Братьев Карамазовых" (1879 г. ) За это время в жизни Достоевского произошло множество драматических событий - ссылка в Сибирь, заграничный роман с Аполлинарией Сусловой, смерть первой жены Марии Исаевой от чахотки, сотрудничество с несколькими почвенническими журналами, встреча с Анной Сниткиной, смерть сына Алеши. . .
БЕСЫ. ТЕЛЕСЕРИАЛ Год создания фильма: 2014 Режисcер фильма: Владимир Хотиненко В фильме снимались: Максим Матвеев, Антон Шагин, Сергей Маковецкий, Владимир Зайцев, Игорь Костолевский, Надежда Маркина, Евгений Ткачук, Мария Луговая, Фёдор Лавров, Алексей Кирсанов, Александр Марголин, Сергей Холмогоров Киностудия: Нон-стоп Продакшн Страна: Россия Продолжительность фильма: 4 серии Аннотация к фильму: Действие фильма, в основном, следует сюжету романа. Конец XIX века, в провинциальном городке заводятся демоны, бередящие души, смущающие умы. . . В центре этого безумия - Николай Ставрогин. Хотиненко сделал Ставрогина энтомологом, оттолкнувшись от его фразы, появившейся в набросках Достоевского к роману: «Мы, очевидно, существа переходные и существование наше на земле есть, очевидно, процесс, беспрерывное существование куколки, переходящей в бабочку» . Потому на экране Николай Всеволодович охотится за бабочками-адмиралами, а в какой-то момент, обуреваемый чертями, в своей фантазии и сам получает огромные бабочкины крылья за спиной. "
Узнать много нового и интересно для себя о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского вы сможете на сайтах: q Lib. RU/Классика : Достоевский Федор Михайлович : собр. соч. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http: //az. lib. ru/d/dostoewskij_f_m. q Русская виртуальная библиотека : Ф. М. Достоевский : собр. соч. в 15 -ти т. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. rvb. ru/dostoevski. q Библиотека Комарова : Федор Михайлович Достоевский : все произведения Достоевского : (в алфавит. порядке) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. ilibrary. ru/author/dostoevski/index. html q Библиотека (интернет-издательство) : электрон. изд. произведений и биогр. материалов : Полн. собр. соч. Федора Михайловича Достоевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www. magister. msk. ru/library/dostoevs/. q Публичная электронная библиотека : Федор Михайлович Достоевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www. public-library. narod. ru/Dostoevsky. Fedor
q Bookz. ru : Федор Достоевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //bookz. ru/autors/dostoevskii-fedor. html q Библиотека «Вехи» : художественная литература : Федор Михайлович Достоевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www. vehi. net/dostoevsky/index. html q LIB. com. ua : электронная библиотека : классика : Достоевский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //lib. com. ua q Проза. ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www. prozanew. ru q «Весь Достоевский» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. karelia. ru/~Dostoevsky/main. htm q Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс] – Режим доступа : http: //www. md. spb. ru q Русские словари : Словарь языка Достоевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //slovari. ru/lang/ru/ivoc/dost q Клуб любителей творчества Ф. М. Достоевского [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www. pereplet. ru/dostoevsky/osn. html q Репетитор: система сайтов : О Достоевском [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //www. repetitor. org/dostoevsky. html
В презентации использована музыка: ü Айги Алексей Музыка из к/ф «Достоевский» ü Бах И. С. Ария из сюиты № 3 «Ре-мажор» ü Чайковский П. И. «Болезнь куклы»