Скачать презентацию Матриархат Содержание n 1 Определение и характеристика Скачать презентацию Матриархат Содержание n 1 Определение и характеристика

Матриархат.ppt

  • Количество слайдов: 10

Матриархат Матриархат

Содержание: n 1. Определение и характеристика матриархата n Признаки матриархата n Краткая история матриархата Содержание: n 1. Определение и характеристика матриархата n Признаки матриархата n Краткая история матриархата n Матриархат на примере некоторых современных обществ n История матриархата в России и СССР

Определение и характеристика матриархата Матриарха т— форма общественного устройства, при которой власть в семье Определение и характеристика матриархата Матриарха т— форма общественного устройства, при которой власть в семье принадлежит женщине, матери. Матриархат характеризуется следующими признаками: - Матрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по матери); - Матрилокальность (проживание мужа в семье или доме жены, выбор места проживания семьи женой); - Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью.

Невозможность определить отца ребёнка при многочисленных последовательных сношениях женщины с разными мужчинами предполагается причиной Невозможность определить отца ребёнка при многочисленных последовательных сношениях женщины с разными мужчинами предполагается причиной матрилинейности в матриархальной семье. Матрилинейность связана с правом женщины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению женщиныматери, в отличие от аналогичного права мужчины-отца при патриархате. При матриархате доминирует женщина, мужчина подчинён ей. Матриархатом иногда ошибочно называют форму правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.

Признаки матриархата 1. 2. 3. 4. 5. Счёт происхождения детей по материнской линии, наследование Признаки матриархата 1. 2. 3. 4. 5. Счёт происхождения детей по материнской линии, наследование по материнской линии, матрилинейность. Супруги берут фамилию жены, или каждый оставляет свою. Право матери на ребёнка отражается в факте передачи совместно зачатого ребёнка матери при разводе, игнорировании прав на ребёнка мужа. Матрилокальность - проживание супругов в семье или доме жены, тёщи, выбор места проживания семьи женой. Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью, собственность на имущество.

Краткая история матриархата Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX Краткая история матриархата Теория матриархата возникла в русле естественнонаучного эволюционизма, развившегося в середине XIX века, как оппозиция патриархатной теории общественного устройства, доминировавшей в европейской науке и философии со времен Платона и Аристотеля. Швейцарский ученый Бахофен И. Я. в своей книге "Материнское право" (1861), основываясь на материалах античной мифологии, показывал, что в древнейшей истории человечества патриархатным порядкам предшествовали материнский счет родства и наследование по материнской линии. Морган Л. Г. , американский антрополог, продолжил теорию Бахофена и в своей книге "Древнее общество" (1877), опираясь преимущественно на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективном роде как форме организации первобытного общества и материнском роде как его начальной, допатриархатной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату - матриархат. Данные основывались на данных этнологии и антропологии, к концу XIX века их накопилось еще больше, внимание к положению женщины в первобытном и примитивных обществах усиливалось. Однако валидных доказательств существования власти женщин над мужчинами этнология, археология и антропология так и не предоставили.

Существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, до сих пор в большинстве учебников Существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, до сих пор в большинстве учебников и даже академических пособий можно встретить несколько ироничное описание "власти женщин" и как произошло этой власти свержение. Тем не менее, в западной антропологии уже в 50 -е гг. появилась аргументированная критика "матриархата" в представлении Бахофена-Моргана-Энгельса, и уже к 70 -м годам большинство антропологов пришли к выводу о том, что матриархат - это миф, созданный Бахофеном на базе интерпретации греческой мифологии. Аргументы в пользу существования матриархата основываются на нескольких видах доказательств: данные о современных обществах, в которых женщина обеспечивает основные средства к существованию; данные об обществах, в которых наличествует матрилинейная система наследования; древние мифы о правлении женщин; археологические данные, позволяющие интерпретацию существования женских божеств - глав пантеона, королев во главе племен и государств, убийств мальчиков при рождении и другие. Однако, никогда не описал общества, где за женщинами была бы публично признана власть и авторитет, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин. Везде мы обнаруживаем, что женщины исключены из определенного рода важных экономических или социальных занятий, что их социальные роли матери и жены ассоциируются с меньшим набором властных полномочий и прерогатив, чем мужские социальные роли отца и брата.

Матриархат на примере некоторых современных обществ. 1. 2. 3. 4. Сообщество Минанкабау, живущее на Матриархат на примере некоторых современных обществ. 1. 2. 3. 4. Сообщество Минанкабау, живущее на Западе Суматры и насчитывает около четырех миллионов человек; считается самым большим и стабильным обществом такого типа в современном мире. Его основной признак - матрилинейность. В связи с той путаницей, которая внесена сегодня в определение матриархата, учёные остерегаются называть это общество матриархальным, а осторожно именуют матрилинейным. Народ Масоу в юго – западном Китае и народ с острова к востоку от полуострова Индостан, а также племена в Колумбии. Община Nair в штате Керала на юге Индии (её называют «матрифокальной» ), согласно исследованиям антрополога Р. Л. Смитта. Традиционная семья Nair состоит из матери и ее детей, живущих вместе с их старшим братом по матери или старшим дядей по матери. Государство Израиль, еврейские общины, базирующиеся на ортодоксальном и консервативном Иудаизме. Согласно Халахе (еврейскому религиозному закону) евреем считается только потомок матери-еврейки (её дети и дети её дочерей).

История матриархата в России и СССР С первых лет существования СССР государство провозгласило своей История матриархата в России и СССР С первых лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину - угнетателем. «Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне» , - писал Ленин. Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".

Как умные девочки должны использовать мальчиков. Поучительный комикс из журнала Как умные девочки должны использовать мальчиков. Поучительный комикс из журнала "Чиж", 1936 г. , тираж 75000. Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и детей, ни слова о помощи одиноким отцам. Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни - от рациона питания до покупки нового гарнитура. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960 х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего.