Prezentatsia_mass_lit.pptx
- Количество слайдов: 37
Массовая литература Зубова В. , Колпакова Н. , Коплетова Ю. , Логинова Н. , Лобов П. , Лузина А. , Онорина Н. , Ширинкина Д.
Массовая литература – «низовая» литература, литература писателей-самоучек, дилетантов, которые чаще всего создают наиболее точные копии текстов господствующей литературы. по Ю. М. Лотману
Характерные черты: • распространенная; • читаемая; • известная.
Массовая литература – литература, созданная по определенным формулам. Произведение массовой литературы – особый тип текста, предназначенного для массового «потребления» , воспроизводимого и воспринимаемого по определенным правилам. по М. А. Черняк, Н. А. Купиной, М. А. Литовской, Н. А. Николиной
Характерные черты: • она популярна; • она демонстративно тривиальна; • она жестко структурирована.
Формула – структуру повествовательных или драматургических конвенций, использованных в очень большом числе произведений. по Д. Ж. Кавелти
Основные типы литературных формул: • приключение; • любовная история (romance); • тайна; • мелодраму; • чуждые (alien) существа и состояния.
Массовая литература на рубеже XIX – XX вв. Была ли массовая литература в СССР?
Рейтблат, Абрам Ильич Мещеряков, Владимир «Русский извод массовой «. . Чем сердце успокоится. Порфирьевич литературы: непрочитанная страница» . Марк Амусин Заметки о серьезной и «Основы литературоведенья» массовой литературе в России на рубеже веков»
Гудков, Лев Дмитриевич Дубинин, Борис Владимирович
Условия появления массовой культуры, сформировавшиеся на рубеже XIX – XX вв. • Развитие техники: - изобретение радио - открытие кинематографа - изобретение телевидения • Всеобщее школьное образование - Повысило средний уровень грамотности населения • Рост доходов населения • Сделало возможным потребление массовой продукции • Высокая концентрация людей в городах - В деревне массовая культура появиться не могла • Освобождение времени - Рабочие городов имели больше свободного времени чем жители села, которые были привязаны к труду на земле.
Массовая литература В России и зарубежом
Советская массовая литература: • «остается связанной с целью нравственного совершенствования посредством чтения и по этой причине исключает типы письма, которые имеют чрезвычайный успех и влияние на Западе» ; • «советские писатели не действовали в рыночных условиях и поэтому не обращались к некоторым формам, привлекательным для масс» ; • «советские массовые жанры были поддержаны нравственной структурой, которая была чужда западному читателю.
Факторы, повлиявшие на экспансию российским обществом американских ценностей: • Американское общество вступило в стадию массовой культуры раньше других стран. • Массовая культура получила благоприятные возможности развития именно в условиях американского капитализма и демократии. • Продукты массовой культуры были привлекательны русскому человеку, иначе нельзя говорить ни о какой их экспансии.
Наиболее популярные жанраммассовой литературы В США • • Детективный роман Триллер Фантастика Дамский детектив В России • • Детектив Боевик, триллер Фантастика «гламурная» литература
Массовая литература 90 -е годы
Жанры массовой литературы 90 -х - детектив. 1990 -е гг. : Александра Маринина. 2000 -е годы: Дарья Донцова и Борис Акунин. - боевик (экшн): Александр Бушков, Виктор Доценко. - «розовый роман» ; - триллер; - фантастика: Сергей Лукьяненко.
Особенности • Серийность, связанная с зависимостью массовой • • • литературы от телесериалов. Рост интереса к мемуарной литературе и другим формам non-fiction Подстраивается под социальный заказ Литературный проект - литературная деятельность + коммерческое сопровождение. Работа над фигурой автора Задумывается серия, замысел, визуальное воплощение, оформление.
Массовая литературы 2000 -е годы
Характеристики • Нивелирование авторской точки зрения, а нередко и анонимность произведения • Псевдонимы, «проекты» • Подчеркиваемый авторами ремесленный характер деятельности • Проект «Роман» • Автор-комбинаторик (Макс Фрай, «Идеальный роман» )
Основные черты • Сюжеты с мистификацией образа автора • Литературные серии превращаются в сериалы • Рекламирование «своих» авторов в тексте того или иного романа • • • Тираж, ориентированность на моду Собственный набор жанров и канонов Повышенное внимание композиции произведения Пост-массовая культура (=элитарная + массовая) Частая смена героев антиутопия и фентези как средство утверждения своей идентичности.
Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года: - «гламурная» литература. Оксана Робски. - «антигламурная» литература. Сергей Минаев. - романы- «расследования» . Юлия Латынина. - подражания супербестселлерам.
Александра Маринина “Маринина не только пишет детективные романы, но и отвечает на вечные вопросы. Автор относится к своим читателям как добрый и опытный учитель к ученикам, которые нуждаются в поддержке, подсказке и направлении на верный путь. Оптимистичная и практичная в своей дидактике, Маринина ставит перед собой вопрос “как жить” и старается помочь читателю найти свой путь к лучшей жизни в сегодняшнем мире. Своими детективами Маринина пишет современный роман “воспитания чувств”: основная цель автора — воспитание посредством развлечения”. Анатолий Вишевский, Гринелльский колледж, США
Дарья Донцова «Я знаю за собой одну особенность, как бы это помягче сказать. . . Понимаете, я слегка болтлива, мой рот не закрывается ни на минуту, язык без устали сообщает кучу по большей части никому не нужной информации. В момент волнения он начинает работать с утроенной силой, а из груди вырывается совершенно идиотское хихиканье» . Дарья Донцова. Записки безумной оптимистки. Автобиография
Григорий Шалвович Чхартишвили (Борис Акунин) «Я придумал многокомпонентный, замысловатый чертеж. Поэтому — проект <…> Чем, собственно, литература отличается от литературного проекта? По-моему, тем, что корни литературы — в сердце, а корни литературного проекта — в голове» .
Юрий Никитин (Гай Юлий Орловский) «Я доказал (для тех, у кого мозги еще работают), что не все темы, не все идеи, не все образы и сюжеты даже упомянуты. А кто утверждает, что в литературе существует только три, пять или семь тем (идей, образов и т. п. ), — либо идиот, либо плагиатор» .
Мария Семенова «Тут уже во мне возмутился этнограф: хотите фэнтези — будет вам фэнтези, но почему предпочтение отдаётся уже десять раз съеденному «толкиновскому» бутерброду, а наш богатейший родной материал должен оставаться в загоне? !»
Технология создания массового продукта: «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
Причины успеха романа 1)Большое количество общеизвестных аллюзий. В основном это касается социального устройства человеческого общества после ядерной войны. (отсылка к общеизвестным архетипам). 2) Показаны человеческие страхи и предрассудки. В этом плане в «Метро 20033» есть все: фашисты всех толков, коммунисты, фанатики, дикари, религиозные психопаты и пр. Прекрасно показана психология падения человеческой культуры. «Метро 2033» , как губка впитала все-все ощущения и страхи современного мира. 3) Автор использует подробное описание разговорами и поток сознания в виде снов и галлюцинаций , и этими двумя приемами он пользуется виртуозно. 4) Роман получился еще и потому , что создал вполне реальный постядерный мир. И этот мир просто-таки огромен. Недаром на основе романа пишутся электронные игры. В этом плане «Метро 2033» , вероятнее всего, долго еще будет культовым произведением.
«— Интересно, а Кремль видно, когда к Библиотеке поднимаешься? — сказал он(Артём) в пустоту, потому что Данила уже начинал посапывать. — Конечно видно. Только на него смотреть нельзя. Затягивает, — пробормотал тот. — То есть как — затягивает? Данила приподнялся на локте, и его недовольно наморщенное лицо попало в желтое пятно света. — Сталкеры говорят, что никогда нельзя на Кремль смотреть, когда выходишь. Особенно на звезды на башнях. Как глянешь — так глаз уже не оторвать. А если подольше посмотришь — туда затягивать начинает, даром что все ворота открытые стоят. Поэтому в Великую Библиотеку сталкеры поодиночке никогда не поднимаются. Если один случайно заглядится на Кремль — его другой сразу в чувство приведет. — А внутри Кремля что? — сглотнув, прошептал Артем. — Никто не знает, потому что туда только входят, а обратно никто еще не возвращался. »
Беллетристика
Беллетристика повествовательная проза "среднего звена" - не классическая, но и не относящаяся к массовой литературе ("чтиву"). Она не наделена особой масштабностью или ярко выраженной художественной оригинальностью, но встречает живой читательский отклик современников благодаря тому, что воплощает их духовные искания, откликается на важнейшие веяния времени. По прошествии времени, в отличие от классики, теряет свою актуальность и выпадает из читательского обихода. Если массовая литература пользуется формулами, то беллетристика находит простые формы решения проблем.
Элитарная литература • Отталкиваясь от традиции создание нового • Перлокутивный эффект – скандал • Ищет ответ на вечные вопросы • Не теряет своей актуальности Беллетристика • Воплощает духовные искания современников • Использование постмодернистских стратегий, но ориентированная на массовые тиражи • Перлокутивный эффект – комфортное для реципиента узнавание известного в неизвестном, создающее чувство удовлетворенности собственной компетентностью в сфере культурных феноменов и способностью «играть» в их разнообразные сочетания. • Авантюрный, занимательный сюжет • теряет свою актуальность и выпадает из читательского обихода.
Массовая литература Беллетристика • ориентация на • Авантюрный, занимательный • формульность, • шаблонизация • не требует серьезной • склонность к пикантным сюжет редуцированные этические, эстетические и • Перлокутивный эффект – художественные ценности, комфортное для реципиента узнавание известного в • вторичность, неизвестном интеллектуальной деятельности • ориентация на занимательность подробностям • Использование постмодернистской стратегии • воплощает духовные искания читателей, откликается на важнейшие веяния времени.
Дина Рубина Причины успеха Рубиной лежат на поверхности: колоритный язык, грубоватое чувство юмора, яркие персонажи. Плюс к тому авантюрные сюжеты и умение доступно говорить о сложных вещах. Рубина умело балансирует на грани «настоящего» и «форматного» . Ее произведения – «высокая беллетристика» , которая, однако, никогда не опускается до уровня обычного «формата» благодаря хорошей литературной выучке и опыту» .
Людмила Улицкая Обращаясь к повседневной жизни обычных людей, Л. Улицкая оперирует классическим арсеналом повествовательных приемов и характерологии, которые подвергает принципиальной инверсии. Эта инверсия, тем не менее, является не открытием чего-то нового и ранее не использованного, но, скорее, возвращением к уже отработавшим свое и отработанным моделям, известным по классической литературе.
Беллетристика и массовая литература – это не плохая литература, а иная.
Prezentatsia_mass_lit.pptx