Скачать презентацию МАРКСИЗМ НЕОМАРКСИЗМ ПОСТМАРКСИЗМ о науке К Маркс Скачать презентацию МАРКСИЗМ НЕОМАРКСИЗМ ПОСТМАРКСИЗМ о науке К Маркс

МАРКСИЗМ о науке.pptx

  • Количество слайдов: 44

МАРКСИЗМ, НЕОМАРКСИЗМ, ПОСТМАРКСИЗМ о науке МАРКСИЗМ, НЕОМАРКСИЗМ, ПОСТМАРКСИЗМ о науке

К. Маркс (1818 -1883) Фридрих Энгельс (1820 -18950) К. Маркс (1818 -1883) Фридрих Энгельс (1820 -18950)

Практич. хар-р учения Критика Гегеля – за идеализм. Младогегельянцы «воюют с фразами, а не Практич. хар-р учения Критика Гегеля – за идеализм. Младогегельянцы «воюют с фразами, а не с миром, к-рый они отражают» . Надо соединить теорию с практикой! «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело обстоит в том, чтобы изменить его» . Практика =центральная категория (ИСТОЧНИК, СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ)

Теория отчуждения • Частн. соб-ть меняет характер труда, делает его принудительным. «Рабочий становится тем Теория отчуждения • Частн. соб-ть меняет характер труда, делает его принудительным. «Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит… Рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товаров он создает. В прямом соотв-и с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человеческого мира. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар» .

Опредмечивание труда в предмете – продукт труда противостоит как нечто чуждое, как утрата предмета Опредмечивание труда в предмете – продукт труда противостоит как нечто чуждое, как утрата предмета и закабаление предметом. Отчуждение в 3 аспектах: отчужд-е производителя от продуктов труда отчужд-е производителя от собств. активности отчуждение человека от родовой сущности «Рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполн-и своих животных функций: при еде, питье, половом акте, у себя в жилище, украшая себя и т. д. , а в своих человеческих функциях он чувствует себя животным» .

Материализм во взглядах на об-во «Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание» . Материализм во взглядах на об-во «Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание» . Базис об-ва = экономика, надстройка = политические учреждения и т. п. Смена способов произ-ва – смена типов социальной организации. История закономерна. Теория общественноэкономических формаций. (Конфликт производительных сил и сдерживающих их развитие производственных отношений = социальная рев-я, смена общ. -экономич. формации: первобытная ОЭФ, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. )

Классовая теория и перспективы истории Главный признак класса – отношение к средствам произ-ва. История Классовая теория и перспективы истории Главный признак класса – отношение к средствам произ-ва. История об-ва = история борьбы классов. При капитализме – «чистое» противостояние: у пролетариата нет ничего, вся част. соб-сть – у буржуазии. ( «Капитал» как экономическое обоснование неизбежной победы пролетариата = коммунизма).

Диалектический материализм Разрабатывался, главным образом, Ф. Энгельсом (1820 -1895). Исходит из положения о первичности Диалектический материализм Разрабатывался, главным образом, Ф. Энгельсом (1820 -1895). Исходит из положения о первичности материи относительно сознания и непрекращающегося развития материи. Три закона диалектики: 1. Закон перехода количественных изменений в качественные. 2. Закон единства и борьбы противоположностей. 3. Закон отрицания.

Основные принципы диалектического материализма - принцип материальности мира (материя первична по отношению к сознанию, Основные принципы диалектического материализма - принцип материальности мира (материя первична по отношению к сознанию, отражается в нём и определяет его содержание). - принцип познаваемости мира (окружающий нас мир познаваем и мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественнопроизводственная практика) - принцип развития, обобщающий историч. опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и утверждающий, что все явления в мире находятся в непрерывном диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущее к отрицанию одних состояний другими и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

Наука – часть надстройки, но специфическая. Со временем превратится в «непосредственную производительную силу» . Наука – часть надстройки, но специфическая. Со временем превратится в «непосредственную производительную силу» . Научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества взломает узкие рамки классовых и национальных отношений, создаст условия для раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс (коммунизм). (Т. е. ответственность за все пороки научно-технического прогресса возлагается на хищническую и эксплуататорскую сущность буржуазного общества, а высвобождение созидательных сил науки, техники и технологии, снятие всех форм социального отчуждения связывается с уничтожением капиталистических общественных отношений).

Процесс познания Познание = процесс отражения человеком объективной действительности. Не пассивное! Имеет место взаимодействие Процесс познания Познание = процесс отражения человеком объективной действительности. Не пассивное! Имеет место взаимодействие человека и окруж. мира. Отражение в марксистско-ленинской философии — всеобщее свойство материи, проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить мир. Значит, действительность познаваема, нет никакой преграды между "явлением" и "вещью в себе» . Познание = диалектический процесс, в результате достигается ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, но ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА.

Философия и наука Энгельс был убежден в том, что знание материалистической, диалектической, философии способно Философия и наука Энгельс был убежден в том, что знание материалистической, диалектической, философии способно оказать помощь ученыместественникам. Те из естествоиспытателей, кто настаивал на том, что в своей работе они не нуждаются в знании филос-и, заблуждаются; по его мнению, гораздо лучше для этих ученых было бы участвовать в процессе сознательного формирования философии науки, нежели делать вид, что они могут обходиться вообще без нее: «Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия. Вопрос лишь в том, желают ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия, или же они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями» . Считал, что философия решает задачу обобщения конкретно-научного знания.

Партийность науки? Результатом мысли о взаимосвязи науки и филос-и + наличия объективных законов развития Партийность науки? Результатом мысли о взаимосвязи науки и филос-и + наличия объективных законов развития общества, с которыми совпадают интересы прогрессивного класса, на практике стал идеологический контроль над наукой в СССР (лысенковщина, уничтожению советской генетики в 1848, разгром языкознания, критика Копенгагенской интерпретации квантовой механики, а также специальная и общая теория относительности как «идеалистичные» - уже готовилась идеологическая кампания, от к-рой физику спас разговор И. Курчатова и Б. Харитона с Берией).

Критика за абсолютизацию экономического фактора (М. Вебер, напр. , на примере протестантизма показал обратное Критика за абсолютизацию экономического фактора (М. Вебер, напр. , на примере протестантизма показал обратное влияние религии на формирование способа производства) - за гегелевскую диалектику ( «самая причудливая фантазия Гегеля, заимствованная Марксом» ) - за принижение роли личности в истории. ( «Партия лунного затмения» ) - за неприменимость теории общ. -экономических формаций ко многим обществам (цивилизационный подход – формационный подход). - многие прогнозы не подтвердились (предсказывали нарастание классовой борьбы - ? Абсолютное обнищание рабочих масс - ? Победа социализма в самых развитых в экономическом отношении странах - ? и др. ) -

П Интернационал – отход от гегелевских позиций (соединяли марксизм с неокантианством) – частичная ревизия П Интернационал – отход от гегелевских позиций (соединяли марксизм с неокантианством) – частичная ревизия учения. Э. Бернштейн (1850 -1932) Нет, мол, осложнения эконом. ситуации, как предсказывал Маркс, – собственников не меньше, а больше, привилегии буржуазии ограничиваются демократией, пауперизм меньше. Диктатура пролетариата = «признак низкой культуры» , политический атавизм. Защита реформизма. Демократия = «высшая школа компромисса. Она уничтожает господство класса, даже если она пока не в состоянии упразднить классы вообще» . Нет совершенного об-ва, движение вечно: «Цель – ничто, движение – все» . К. Каутский (1854 -1938) – спор с Берштейном с позиций ортодоксии. Усилил тезис о необх-ти революции. Но тоже изменил марксизм – в духе социал-дарвинизма (история об-ва = частный случай истории живых существ). Критика Ленина за террор, подавление свободы печати и т. п.

В. И. Ульянов (Ленин) (1870 -1924) Марксист – «только тот, кто распространяет признание классовой В. И. Ульянов (Ленин) (1870 -1924) Марксист – «только тот, кто распространяет признание классовой борьбы до призн-я диктатуры пролетариата» . Новое: - Государство после победы революции – не минимальное, наоборот, его усиление (т. к. классовая борьба обострится). Методы – сам. жесткие: «В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы… В др. – заставят их чистить сортиры. В 3 -м – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ надзирал за ними. В 4 -м – расстреляют на месте 1 -го из 10, виновных в тунеядстве…»

Реабилитация товарно-денежных отношений (НЭП – планирование через рынок). - Возможность победы социализма в одной Реабилитация товарно-денежных отношений (НЭП – планирование через рынок). - Возможность победы социализма в одной стране, даже не самой развитой в экономическом отношении ( «слабое звено в цепи империализма» ). - Учение о партии как авангарде класса, об идеологии – как обществ. силе. Идеологическая борьба (не экономическая!) – главная форма классов. борьбы и др. -

Ленин: Работа «Материализм и эмпириокритицизм» – резкая критика второго позитивизма за субъективизм. Учение о Ленин: Работа «Материализм и эмпириокритицизм» – резкая критика второго позитивизма за субъективизм. Учение о субъективной стороне истины и объективном ее содержании. Теория отражения. Классовость науки.

НЕОМАРКСИЗМ Термин, отделяющий «официальный» советский маркс-м от творч. разв-я марксовой теории. «Маркс – слишком НЕОМАРКСИЗМ Термин, отделяющий «официальный» советский маркс-м от творч. разв-я марксовой теории. «Маркс – слишком крупная фигура, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам» (Гэлбрейт).

К неомарксизму относят: 1. «Ревизионизм» (творческий марксизм – Грамши, Лукач, Альтюссер, Гароди и др. К неомарксизму относят: 1. «Ревизионизм» (творческий марксизм – Грамши, Лукач, Альтюссер, Гароди и др. ) 2. Франкфуртскую школу Объединяет всех: гуманизм акцент на роль обществ. практики центр. проблема – преодоление отчуждения неприемлемость тоталитарных форм организации общ -ва определенный нигилизм в отношении традиционных дух. ценностей

Франкфуртская школа ( «критическая теория» ) Возникла в Германии (вокруг Института социальных исследований, во Франкфуртская школа ( «критическая теория» ) Возникла в Германии (вокруг Института социальных исследований, во главе к-рого стоял тогда Хоркхаймер) в 1930 г. , просуществовала ок. 45 лет, после смерти Адорно распалась. Антипатия к Венскому кружку. Идейные истоки: марксизм, философия жизни, З. Фрейд, М. Вебер.

Осн. задача: критическое осмысление социальной реальности События в Германии – подтолкнули к опубликованию программной Осн. задача: критическое осмысление социальной реальности События в Германии – подтолкнули к опубликованию программной работы «Диалектика Просвещения» , где Адорно и Хоркхаймер показали, что наука и технологии толкают человечество к «новому типу варварства» . (Сначала - стремл-е господствовать над природой, потом и над человеком – дегуманизация). Влияние на движение «новых левых» в 60 -70 гг

Макс Хоркхаймер Horkheimer (18951973) Критика тоталитаризма во всех видах. Ф-я должны оказывать помощь индивиду Макс Хоркхаймер Horkheimer (18951973) Критика тоталитаризма во всех видах. Ф-я должны оказывать помощь индивиду в борьбе против тотальных форм организации обществ. бытия. Советский строй = просто еще одна из версий тоталитаризма.

Власть «Если мы хотим говорить о болезни разума, то не в смысле болезни, поразившей Власть «Если мы хотим говорить о болезни разума, то не в смысле болезни, поразившей разум на опред. историческом этапе, а как о чем-то неотделимом от природы цивилизованного разума… Болезнь разума породила жажда человека господствовать над природой» . Цель власти (господство) не имеет пределов, поэтому «оптимальной» , «рациональной» власти быть не может. Человек становится лишь средством, инструментом, человеческие желания и устремления деформируются. «С рождения человек только и слышит о том, что успеха можно достичь лишь посредством самоограничения» .

Инструментальный разум Востребовано только мышление, к-рое обслуживает интересы социальных групп, имеющих власть ( «придворные» Инструментальный разум Востребовано только мышление, к-рое обслуживает интересы социальных групп, имеющих власть ( «придворные» мыслители пропагандируют стандартизированный образ жизни и т. п. ). Разум порабощается социальными целями. Критерий всего – инструментальная ценность, чтобы господствовать над людьми и природой. Наука победно торжествует «на руинах философии» . - Нужно критическое мышление = подлинная ф-я. Ф-я не имеет социального заказа (в отличие от науки, особенно социальной), это всегда нонконформистское прочтение бытия. «Задача ф-и – перевести на язык слов голоса, превращенные тиранией в молчание» .

Теодор Адорно (1903 -1969) Ф-ф, музыковед, композитор, социолог. Теодор Адорно (1903 -1969) Ф-ф, музыковед, композитор, социолог.

 «Диалектика просвещения» (вместе с Хоркхаймером). Человек копирует природный принцип господства, но направляет его «Диалектика просвещения» (вместе с Хоркхаймером). Человек копирует природный принцип господства, но направляет его против природы в западной цивилизации. Овладение внеш. природой возможно только при подчинении внутренней, искоренении всего непосредственного, «жизненного» . В итоге: человек становится усредненным, изменяется сущность его мышл-я, не остается возможностей для игры – господство рациональности (=тождественность, замкнутость, запрет отрицания).

История об-ва = история просвещения, человек вынужден использовать свой разум как инструмент для выживания История об-ва = история просвещения, человек вынужден использовать свой разум как инструмент для выживания – создание стереотипов, автоматизация поведения. Саморазрушение просвещения. (Одиссей – “пророческая аллегория” Просвещения, когда гребцам, проплывая мимо острова с сиренами, залили уши воском, чтобы они продолжали работать, а слышащий пение сирен Одиссей был привязан к мачте).

Авторитарная личность Появляется культурная индустрия - индивид исчезает. Массмедиа создают свой язык, ценности, модели Авторитарная личность Появляется культурная индустрия - индивид исчезает. Массмедиа создают свой язык, ценности, модели поведения. Чтобы быть доступными – они д. б. примитивны, единообразны. Убивают творчество. Индивидом манипулируют. Люди в таких условиях обнаруживают склонность к авторитаризму. Провел социолог. исслед-я: для граждан недемократич. обществ характерны - конвенциальность, - покорность власти, - деструктивность - цинизм.

Герберт Маркузе Markuse(18981979) “Эрос и цивилизация” (1955), “Разум и революция”, “Советский марксизм. Критич. иссл-е” Герберт Маркузе Markuse(18981979) “Эрос и цивилизация” (1955), “Разум и революция”, “Советский марксизм. Критич. иссл-е” (1958), “Одномерный человек” (1964), “Контрреволюция и восстание” (1972), др. Влияние Маркса и Хайдеггера + Фрейда.

Эрос и цивил-я У Фрейда – вечный конфликт между принципом наслажд-я и принципом реальности. Эрос и цивил-я У Фрейда – вечный конфликт между принципом наслажд-я и принципом реальности. У Маркса – “цивил-я начинается с отказа от изначальной цели – полного удовлетворения потреб-тей” (от немедленного удовлетвя – к отложенному удовлетворению, от удовольствия – к подавлению удовольствия, от радости – к труду и т. д. ) Но (в отличие от Фрейда) – не всегда, только в “репрессивной” цивилизации

Технологический прогресс создал предпосылки для освобожд-я об-ва от обязательного труда, создав пространство свободного времени. Технологический прогресс создал предпосылки для освобожд-я об-ва от обязательного труда, создав пространство свободного времени. – нерепрессивное об-во, примиряющее природу и цивил-ю. Дело не в самом факте “нужды” (невозможности полного удовлетв-я всех потребностей), а в том, как она распределяется между членами общ-ва: в интересах привилегированной группы на плечи остальных возлагается дополнительное подавление (= “прибавочная репрессия”).

Сначала: Наука и техника = политически нейтральные силы, которые могли в прошлом служить целям Сначала: Наука и техника = политически нейтральные силы, которые могли в прошлом служить целям подавления влечений, а в будущем станут орудием их освобождения (появится больше свободного времени – эскалация эротизма). Позднее: видит в науке политически реакционную силу. Наука разработала подход к природе как к объекту контроля и манипулирования, создав этим предпосылку для экономических и политических манипуляций. Научнотехническая революция также непрерывно создает все новые ложные и репрессивные потребности: в автомобилях, телевизорах, холодильниках и т. п. Поэтому освобождение человека не может произойти без радикальных изменений в техническом базисе общества, а это предполагает частичное возвращение к примитивизму.

Одномерный человек • Классовая борьба, противостояние разл. конкурирующих моделей обва подавляется • 1)соблазном возрастающего Одномерный человек • Классовая борьба, противостояние разл. конкурирующих моделей обва подавляется • 1)соблазном возрастающего потребл-я, • 2)индустрией развлечений (напр. , спорт), • 3) иллюзорной полит. свободой (сведена к праву голоса за неразличимых между собой кандидатов).

Подавление, контроль: “нек-рая комфортная, прилизанная, рассудочная, демократичная несвобода доминирует в разросшейся индустриальной цивилизации”. Общ-во Подавление, контроль: “нек-рая комфортная, прилизанная, рассудочная, демократичная несвобода доминирует в разросшейся индустриальной цивилизации”. Общ-во уничтожает критическую мысль – а значит, и саму возм-ть изменений.

“Великий отказ” от устоявшейся системы ценностей репрессивной цивилизации. Рев. инициатива – исходит не от “Великий отказ” от устоявшейся системы ценностей репрессивной цивилизации. Рев. инициатива – исходит не от пролетариата, а от: • социальных аутсайдеров (люмпенов) = людей, не включенных в эту социальную систему, свободных от нее • рев. интеллигенции • студентов (молодежь еще не деформирована системой). (1968 г. – студенческие волнения во Франции)

ПОСТМАРКСИЗМ (? ) Юрген Хабермас Habermas (р. 1929) Защита рационализма (еще не исчерпал себя). ПОСТМАРКСИЗМ (? ) Юрген Хабермас Habermas (р. 1929) Защита рационализма (еще не исчерпал себя). Либеральный гуманизм.

“Техника и наука как идеологии” (1968) Деятельность и познание определяются интересами. Идеология = отраж-е “Техника и наука как идеологии” (1968) Деятельность и познание определяются интересами. Идеология = отраж-е реальности через призму интересов соц. группы, причем эти частн. интересы подаются как всеобщие. В соврем. общ-ве только одна сторона интересов взяла верх – техническая, созн-е соврем. общ-ва =науч. и тех. идеология (принудит. рационализация). В отличие от Маркузе – не обольщается, что труд станет игрой, нет, он останется рациональным, но человек не сводится к производств. , технической, научной рациональности. Осуществляет себя в коммуникации.

Тип деят-ти Интерес Тип позн-я Методология (идеология) Цель Труд Технический Эмпирикоаналитические науки Позитивизм Господство Тип деят-ти Интерес Тип позн-я Методология (идеология) Цель Труд Технический Эмпирикоаналитические науки Позитивизм Господство Интеракция Практический Историкогерменевтические науки Герменевтика Взаимопонимание, расшир-е общения Рефлексия Эмансипационный Критические (критика психоанализ, социология) Диалектика Освобожд-е созн-я (от гипостазированных в нем идей) И. ,

Теория коммуникативного действия Инструментальное “действие” = реализация опред. целей, стремление к успеху, “коммуникативное” действие Теория коммуникативного действия Инструментальное “действие” = реализация опред. целей, стремление к успеху, “коммуникативное” действие = взаимодействие индивидов, целью к-рого явл. взаимопонимание, консенсус. Каждому типу действия соответствует свой тип рациональности. Кризис европейской установки на инструментальное действие, к-рое предполагает противоположность субъекта и объекта, характерную для классич. рационализма. Но в интеракции (общении, коммуникации) – нет этой противоположности, не S-O, а S-S = межличностное общение.

Не S – O, а S - S Если субъект-объектное отношение предполагает асимметрию, прагматическое Не S – O, а S - S Если субъект-объектное отношение предполагает асимметрию, прагматическое достиж-е цели, то субъект-субъектное = “коммуникация”, принятие другого в качестве самодостаточной ценности. Нет внеш. целей, сама коммуникация = цель. Поэтому освобождение (эмансипация) чел-ка возможно лишь в результате подлинной “интеракции”, диалога. Нужен не просто диалог, а дискурс (от discursus =рассужд-е, диалог, ведущийся с помощью общезначимых аргументов), в результате к-рого собеседники способны понять др. друга. Именно в дискурсивном диалоге вырабатываются правила общежития (совместное бытие не обязательно мучительно и трагично, если участники диалога обладают достаточной компетентностью и “коммуникативной зрелостью” м. б. счастливым).