MARINA_TsVETAEVA.pptx
- Количество слайдов: 21
МАРИНА ЦВЕТАЕВА Ах, далеко до неба! Губы - близки во мгле. . . - Бог, не суди! - Ты не был Женщиной на земле!
• Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
СЕМЬЯ • ОТЕЦ Иван Владимирович - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. • МАТЬ Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.
ОБРАЗОВАНИЕ • Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. • Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). • В 16 лет ездила в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе. СОРБОНА
Марина и Анастасия с друзьями Анастасия и Марина Цветаевы • После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, сводным братом Андреем и сводной сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.
• круг московских символистов; • участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет» . • В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом» , включены в основном её школьные работы. ( «дневниковая» направленность). • первая критическая статья «Волшебство в стихах Брюсова» . Затем последовал второй сборник — «Волшебный фонарь» и поэма «Чародей» • поэма «На красном коне» романтическая сказочная баллада. тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы» , зеркал и портретов) прогулок на бульваре чтения занятий музыкой отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки, которая в атмосфере «детской» сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ • В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).
«Александровское лето Марины Цветаевой» • В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг» . • приехала в город Александров, где жила её сестра • цикл стихотворений - «К Ахматовой» , «Стихи о Москве» и др.
Отношения с Софией Парнок • В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок; их романтические отношения продолжались до 1916 года. • Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга» . Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни» . • В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!»
«Версты» и «Ремесло» • сохранена ориентация на дневник и сказку, но под видом индивидуального поэтического мифа. • цикл стихов, обращенных к поэтамсовременникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок. • Цветаева наделяет героев возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии. романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия.
• Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. • Вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии • (стихи 1917 -21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан» ).
• В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого. Эмиграция
Произведениям эмигрантского периода Присущи философская глубина психологическая точность экспрессивность стиля • постоянная нехватка денег, бытовая неустроенность, непростые отношения с русской эмиграцией, возрастающая враждебность критики • последний прижизненный сборник стихов «После России 1922 -1925» , • «Поэма горы» , «Поэма конца» • лирическая сатира «Крысолов» • трагедии на античные сюжеты «Ариадна» • последний поэтический цикл «Стихи к Чехии»
• В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. • В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком. Райнер Мария Рильке Борис Пастернак и Марина Цветаева
Черты произведений Цветаевой исповедальность форма мемуаров, дневников эмоциональная напряженность сжатость мысли стремительность развертывания действия отход от традиционной метрики смешение классических стоп внутри одной строки лирического действия интонационное и ритмическое разнообразие стилистические и лексические контрасты от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности необычный синтаксис уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире» , часто заменяющим опускаемые слова эксперименты над звуком постоянное обыгрывание паронимических созвучий
• С 1930 -х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. • «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. »
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде, успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930 -х гг. черты мемуаров лирической прозы философской эссеистики воссоздают духовную биографию Цветаевой • • • «Эмиграция делает меня прозаиком. . . » «Мой Пушкин» «Мать и музыка» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке» воспоминания о Волошине «Живое о живом» • К прозе примыкают письма поэтессы к Пастернаку и Рильке— своего рода эпистолярный роман.
• 15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве
Назад в СССР • В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году.
• 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельниковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить ( «эвакуированным» , Асеевым и сыну). Записка сыну: Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
MARINA_TsVETAEVA.pptx