археология.pptx
- Количество слайдов: 19
МАОУ «Гуринская средняя общеобразовательная школа» 2017 год
Археологический памятник — объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Синонимом этого понятия может считаться термин «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, — продукт человеческой деятельности)
Виды памятников: 1. Поселения; 2. Могильники; 3. Места производственной деятельности; 4. Места военных действий; 5. Культовые памятники; 6. Места изобразительной деятельности; 7. Древние коммуникации; 8. Случайные находки
Главная река Кудымкарского района Иньва. У ее истоков можно найти много необычного. Например, камни «Лодочки любви» , которые находятся вблизи деревни Мошева. Они относятся к палеозойской эре, а их возраст колеблется в пределах 250330 миллионов лет! Эти камни – еще одно доказательство того, что на этой территории когда-то, в незапамятные времена, плескалось древнее Пермское море
В верховьях Иньвы находилось много водяных мельниц, а по берегам Иньвы и её притоков известно множество чудских городищ. Например, Кудымкарское городище
Это памятник родановской археологической культуры (Пермь Великая). Действовало в 17 веках. Памятник археологии федерального значения. Городище располагается в центре Кудымкара (Пермский край), на выступе высокого (40 м) левого берега реки Кува, над городским пляжем. Площадь городища — 8 тыс. м². С севера площадка защищалась валом высотой в 1, 5 м, остатки которого видны и сейчас. Культурный слой мощностью до 1, 5 м. При раскопках на городище обнаружены остатки наземных бревенчатых жилищ, очагов, ям-кладовок, столбовых ям от частокола. Кроме того найдены орудия труда, оружие, предметы быта, украшения, обломки глиняной посуды — местной и привозной (особенно булгарской). В северной части городища обнаружены погребения 17 века с русскими нательными крестами, но с комипермяцкими элементами погребального обряда (неглубокие ямы, покрытие берестой)
Кудымкар известен с давних времен, первое упоминание о нем встречается еще в 16 веке, а как поселение он впервые упоминается во второй половине 18 века. Древняя легенда гласит, что основан самый таинственный город Пермского края героем комипермяцкого эпоса Кудым-Ошем. Могущественный вождь был сыном колдуньи и медведя – вождя рода иньвенских коми-пермяков. После гибели отца Кудым-Ош был избран новым главой, получив при этом все отличительный знаки: жезл и четырехугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди. По сказанию, могущественный вождь обладал магической силой: был неуязвим для топора, мог оживать до трех раз, лечил свои раны, приложившись к земле, без труда вызывал бури и другие природные аномалии для защиты своего народа от врагов. По преданию, Кудым-Ош первым научил свой народ выращивать хлеб. Он же показал здешним жителям, как изготавливать железные орудия и лодки. Перед смертью великий вождь завещал, что когда-нибудь еще вернется на эту землю. Именно так и произошло: в 2008 году в центре Кудымкара был установлен памятник вождю коми-пермяцкого народа. Каменный богатырь зорко следит за благополучием этих земель. Говорят, если прикоснуться к лицу героя, можно и сейчас получить частичку его здоровья и силы.
Согласно легенде, Кудым-Ош - это сын могучей колдуньи и медведя. Он был сыном вождя рода иньвенских комипермяков, который одновременно был жрецом-памом (паном). После того, как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди. Кудым-Ош обладал магической силой: был неуязвим для топора, смертельно раненный стрелой, до трёх раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов. Среди родов древних коми-пермяков он был сильнейшим.
В отличие от своего отца, Кудым-Ош больше прославился не военными походами, а дальними торговыми поездками, из которых он привозил товары, меняя их на пушнину. Кроме того, он распространял культурные достижения соседних народов, до этого неизвестные древним комипермякам, не только среди сородичей, но и по всему краю. Так, из одной из своих поездок он привёз семена различных злаков и научил земляков выращивать хлеб. Им были изготовлены первые железные орудия и придуманы лодки взамен устаревшим плотам. Кудым-Ош жил очень долго. Однажды к нему приходила смерть, но он прогнал её. Наконец, предчувствуя свою гибель, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберёт эту пену, перейдёт часть его богатырской силы. По другой версии, он прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в долблёном кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь ещё вернётся на эту землю
В наших маленьких деревеньках (Гурина, Савина) нет выявленных памятников, но мы считаем, что выбранные нами места имеют право считаться памятниками… для жителей нашей местности…
Ключ в деревне Савина (эта деревня находится в 20 километрах от Кудымкара, недалеко от д. Гурина) Родник - -а, м. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Напиться из родника. Н уменьш. родничок, чка, м. И прил. родниковый, ая, -ое. Родниковая вода
За святой водой к нам… Жители близлежащих деревень всегда приходят на наш ключик за святой водой: набирают воду, умываются, кто-то обливается. Старшие жители нашей деревни приходят туда с крестом, который окунают в воду, читая молитву…
Торфяные залежи… Луг в деревне Савина…Жители очень благодарны природе за такое, как они сами говорят, «золото» . Часто можно увидеть, как кто-то идет с ведром, чтобы принести на огород эту «землю»
Горные породы в деревне Жеребцова…
На нашей территории есть много мест, которые бы могли стать памятниками, но раскопок не было, никто не заявлялся: это и «погасшие» деревни, и маленькие могильники, и дороги, и карьеры с песком, и загоны для скота… Пусть все, что было, останется не тронутым в память о предках…
«Клубится и тает рассветный туман И музыка сосен повсюду слышна. Как будто над Иньвой играет баян, И песню разносит речная волна. Над красною горкой плывут облака, И ветер, чуть слышно шумит озорной. Здесь ветка сирени, как друга рука, И сердце согрето заветной мечтой. А. Шадрин
археология.pptx