Макс вебер.ppt
- Количество слайдов: 13
МАКС ВЕБЕР Подготовили: Сагинова А. Сивакова И. Султанбаева А. Ракишева Т. Проверила: Исабаева Ш.
Универсализация знания об условиях и связях общественно объединяющих действий не только не ведёт к их рационализации но, скорее, наоборот. «Дикарь» знает неизмеримо больше об экономических и социальных условиях своего существования, чем цивилизованный человек в обычном смысле слова. Макс Вебер
БИОГРАФИЯ • • • Вебер Макс (1864— 1920), немецкий социолог, экономист и юрист. Родился 21 апреля 1864 г. в Эрфурте в семье политического деятеля либерального направления. В 1882 г. Вебер поступил в Гейдельбергский университет на факультет права, одновременно изучал экономику, историю и философию. В 1889 г. он защитил диссертацию, в 1894 г. был назначен профессором экономики Фрайбургского университета, а два года спустя занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете.
• С 1909 г. он являлся редактором многотомных «Очерков социальной экономики» , для которых написал работы «Экономика и общество» (1922 г. ) и «Экономическая этика мировых религий» (1916— 1917 гг. ). • В 1919 г. стал профессором экономики Мюнхенского университета. Вебер с братьями Альфредом и Карлом. 1879 год.
ТРУДЫ • М. Веберу принадлежат множество фундаментальных открытий, которые обогатили мировую социологию. • Вебер утверждал, что при анализе социального действия надо использовать два метода: - Научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; - Причинный анализ, при помощи которого социолог может узнать более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия.
• Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. • Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. • М. Вебер подошел к теории социального действия, выделив четыре его типа: 1. целерациональное – ожиданиями относительно поведения объектов внешней среды и других лиц, а при помощи этих ожиданий рациональной оценкой и учетом как «условий» , так и средств для достижения рациональных целей; 2. ценностно-рациональное – благодаря осознанному убеждению в абсолютной (самой по себе) ценности данной линии поведения, совершенно независимо от результатов и независимо от того, интерпретируется она как этическая, эстетическая, рациональная или какая-либо другая; 3. традиционное – благодаря установившейся практике; 4. аффективное – эмоционально, благодаря аффектам и состоянию эмоции. Только первые две он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ 1889 г. "К истории торговых обществ в средние века" 1905 г. "Протестантская этика и дух капитализма" 1916 -1919 г. "Хозяйственная этика мировых религий" 1920 -1921 г. "Собрание сочинений по социологии религии" 1921 г. "Хозяйство и общество" 1913 г. "О некоторых категориях понимающей социологии"
"Протестантская этика и "Хозяйство и общество" дух капитализма"
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Понимающая социология, выступая против натурализации всего человеческого, делает сознание, субъективность действующего индивида главным объектом и критерием истинности социального познания. Но при этом забывается, что само сознание, или, говоря социологическим языком, мотивационно-смысловая сфера деятельности, объективно детерминирована и познание ее требует, прежде всего, познания именно этой внешней по отношению к субъективным «смыслам» и мотивам детерминации. То, что отражается в сознании непосредственного действующего лица, а именно субъективный смысл его деятельности, всегда неполно, искажено, частично описывает реальную ситуацию.
ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА • М. Вебер разработал концепцию и методику "понимающей социологии". Интересами его научной деятельности являются теория и методы познания, понятие и мотивы социального действия, вопросы социального отношения, типы социального поведения и многое другое. Помимо этого Вебер представляет собой достаточно редкий тип исследователя, стремящегося примирить два противоположных мира рационального и эмоционального, соотнеся их при этом на уровне науки. • Необходимо особо отметить, что понимающая социология М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана с идеями неокантианства и философии жизни.
ЦИТАТЫ МАКСА ВЕБЕРА • • • Душевное состояние, к которому в конечном счете стремится ритуализм, уводит от рациональной деятельности. Каждый отдельный человек, даже отвергая религиозно-этические нормы, почеловечески живет в их сфере. Отношение к крестьянину как к специфически богоугодному и благочестивому человеку явление чисто современное. Обращение к насилию и средствам принуждения не только извне, но и внутри своих границ свойственно каждому политическому союзу. Приказ — следствие не личного авторитета, а безличной нормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ • Вебер — крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли XX в. Он признан одним из основоположников социологии религии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность. • На протяжении долгого времени концепции Вебера считались наиболее серьёзной альтернативой марксизму.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА • А. И. Кравченко «История зарубежной социологии» , Москва 2005 г. • А. И. Кравченко «История социологии» , Москва 2006 г. • А. И. Кравченко «Социология» , Москва 2000 г. • Интернет ресурс: http: //ru. wikipedia. org/wiki/Вебер, _Макс • Интернет ресурс: http: //vsecitaty. info/citatyuchjonykh/citaty-maks-veber. html
Макс вебер.ppt