Скачать презентацию Майя исторический и современный индейский народ создавший Скачать презентацию Майя исторический и современный индейский народ создавший

Майя ...pptx

  • Количество слайдов: 14

 Майя исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки Майя исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют около 2, 5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.

ДРЕВНИЕ МАЙЯ Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н. э. народ ДРЕВНИЕ МАЙЯ Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н. э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики, нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи.

Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечноогневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам.

 Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнару общность с ближайшими древними цивилизациями Мекси нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегре древнекитайской цивилизациями.

Периоды истории майя. В архаический (2000 -1500 до н. э. ) и в ранний Периоды истории майя. В архаический (2000 -1500 до н. э. ) и в ранний формативный периоды (1500 -1000 до н. э. ) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000 -400 до н. э. ) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.

 Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н. э. - Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н. э. - 250 н. э. ) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями.

 В последующий ранний классический период (250 -600 н. э. ) классической эпохи майяское В последующий ранний классический период (250 -600 н. э. ) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городовгосударств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т. д. ). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н. э. , что в соответствии с "долгим счетом майя" выражается цифрами 8. 12. 14. 8. 5.

 Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Майяская игра в мяч Майяская игра в мяч

 Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н. э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Письмо и изобразительное искусство. Письмо и изобразительное искусство.

Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524 -1579), прибывший на Юкатан в 1549, при Испанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524 -1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с

Конец Конец