Мадонны титанов Возрождения.pptx
- Количество слайдов: 19
Мадонны титанов Возрождения Выполнила ученица 8 класса Быченкова Екатерина
Предисловие. Мадонна (Madonna) — это картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893— 1894 годах, в 1895 году была исполнена литография, всего Мунк создал пять вариантов картины. Мадонна – символ благословения, божественного начала, мистической матери, дарительницы жизни и красоты. Искусство Высокого Возрождения, определившееся в основных своих чертах к началу XVI века, принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи Из истории: Одним из лучших произведений ну эту тему станет «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи – жемчужина коллекции Эрмитажа. Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, насколько его привлекала тема прекрасной молодой матери с ребенком. Он изображал женщин с лицами, то серьезными, то улыбающимися, в позах, выражающих нежность, со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворенности, а прелестных младенцев - занятых игрой и прочими ребяческими забавами. У мастера трудно найти абсолютное следование неизменному образцу в трактовке образа Марии. Так называемую Мадонну Литту, историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del latte (Млекопитательница). Красота, воплощенная в нежных формах юных Мадонн и пухленьких телах младенцев, представляет для Леонардо не просто изобразительный мотив, - это размышление мастера об образе матери, о ее глубокой любви к сыну, переведенное им на язык живописи.
Описание: Слабый свет, падающий из окон, почти не освещает фигуры, но зато делает более темной стену. На ее фоне особенно четко моделирует эти фигуры и свет, идущий от куда-то спереди. Над созданием таких комбинаций освещения, которые давали бы возможность подчеркивать нежной игрой света и тени объемность, реальность изображаемого, много и упорно уже с юных лет работал Леонардо. На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, бережно держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Лицо ее, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к легкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуулыбка, которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художников, постепенно становясь все более подчеркнутой и горькой. Младенец несколько крупный, повернул к зрителю глаза, выписанные необычайно выразительно, а на его пухлом детском теле игра светотени, нежнейшие оттенки света словно ласкают шелковистую кожу, создавая впечатление почти осязательной ее конкретности. Голубой, мечтательный горный пейзаж виден за окнами, из которых льется свет, открывая далекие горизонты прекрасного, но едва видного мира. «Мадонна Литта»
«Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти Из истории: Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля Санти, написанная в 1513 году, «Сикстинская мадонна» , в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Эта картина первоначально создавалась великим живописцем, для церкви, Сан Систо в Пьяченце. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур — все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне. Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля эта картина обнаруживает важное новое качество — повышенный духовный контакт со Зрителем. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах — причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, — есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию — в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.
Описание: Мадонна только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего. Глаза мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда – предчувствие грядущих страданий. «Сикстинская мадонна»
Картина Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле» создана художником в двадцатилетнем возрасте. В этой картине молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма. В картине «Мадонна Конестабиле» художник представил Марию с младенцем за чтением книги на фоне прозрачного у пейзажа с пологими холмами вокруг озера и тонкими безлиственными деревьями. Исполненные серьезности лица отличаются нежной-, бережной моделировкой. Синий плащ Марии тонко согласован по цвету с голубым небом, с холодными оттенками зеленых холмов, озера и далеких снежных гор, и в целом цветовой строй картины рождает впечатление светлой чистоты. Образная концентрация здесь усилена как в самом действии — Мария и младенец Христос взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу, — так и в композиции — в плавном обобщенном силуэте мадонны, в линиях фигуры младенца, следующих очертаниям картины, и, наконец, в том, что сама форма картины «Мадонна Конестабиле» с круглым обрамлением придает образному Замыслу характер особой завершенности. «Мадонна Конестабиле»
«Мадонна с цветком» Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа» ) — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел. В своей небольшой по размерам картине, молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего Возрождения. Леонардо да Винчи еще не достиг полной зрелости мастерства — это сказывается в не совсем удавшейся — слишком крупной и выглядящей несколько условно — фигуре младенца. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне, ибо в них нет такого открытого излияния чувства. Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев XVI века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие. Жизненная правда Леонардо да Винчи — это высокая правда, и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщенностью, нежели в его более ранних работах, — той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения. Фигуры мадонны и младенца, заполняя почти всю картину, уже одной своей крупной пластикой формируют ее пространство. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Вместо насыщенного изображениями, сильно детализированного фона — только предельно лаконичный в своей выразительности мотив: окно в темной стене, одновременно показывающее, что действие происходит в интерьере, н позволяющее увидеть за его стенами чистое голубое небо. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона.
Вопросы. 1. Соотнесите правильно: Рафаэль Санти Леонардо да Винчи Рафаэль Санти
Вопросы. 1. Соотнесите правильно: Леонардо да Винчи Рафаэль Санти Леонардо да Винчи
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны?
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны? Эдвард Мунк
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны? Эдвард Мунк
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны? Эдвард Мунк Млекопитательница
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны? Эдвард Мунк Млекопитательница в) Второе название картины «Мадонна с цветком» .
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны? Эдвард Мунк Млекопитательница в) Второе название картины «Мадонна с цветком» . «Мадонна Бенуа»
2. Ответьте на вопросы: а) Какой художник нарисовал первый вариант мадонны? Эдвард Мунк Млекопитательница в) Второе название картины «Мадонна с цветком» . «Мадонна Бенуа»
Послесловие: Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям. Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзаж как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Эпоха Возрождения, которая расцвела в XV – XVI веках, послужила новым витком развития искусства, и живописи в частности. Существует и французское наименование данной эпохи – Ренессанс. Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело – вот некоторые известные имена, которыми представлен тот период времени.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Мадонны титанов Возрождения.pptx