Мачу-Пикчу ( «город в облаках» )
Мачу-Пикчу, что в переводе означает «старая вершина» , — один из самых необыкновенных городов. Зажатый между двумя островерхими пиками и обрамленный короной покрытых лесами высоких гор, он расположен на высоте 2280 м на крутом склоне над долиной «реки Солнца» Урубамбы и утопает в белоснежных облаках и густых туманах.
Гипотезы о том, зачем был построен город инков: 1. Последний город инков 2. Священный город 3. Царская резиденция 4. Реконструкция мифа о сотворении 5. Деталь мифологического ландшафта 6. Всё одновременно
1 Сам Бингем породил несколько теорий. Сначала он предположил, что это родина инков, а затем пришёл к выводу, что это легендарный Вилькабамба-ла-Вьеха — последний оплот инков в борьбе за независимость с испанскими конкистадорами в XVI веке. В обоих случаях учёный ошибся. Теперь мы знаем, что последнее прибежище находилось в Эспириту-Пампа, в 130 км к западу от столицы инков Куско. По иронии судьбы, Бингем посетил Эспириту. Пампа в том же 1911 году, но счёл поселение слишком маленьким, чтобы рассмотреть в нём легендарный город. Раскопки, проведённые в 1960 -х и особенно в 1980 -х американским исследователем Винсентом Ли, показали, что Эспириту-Пампа был намного больше, чем показалось первооткрывателю. Здесь насчитывалось от 400 до 500 зданий, тогда как Бингем увидел только двадцать. Местные жители называли город Вилькабамба-Гранде — намёк более чем толстый, но археолог прошёл мимо и этой подсказки.
2 Бингем также предположил, что Мачу-Пикчу был храмом, посвященным Солнечным Девам — женскому религиозному ордену, который служил богу Солнца Инти. Эта теория в значительной степени основывалась на нескольких десятках скелетов, найденных при раскопках. Американский остеолог Джордж Итон показал, что почти все они принадлежали прекрасному полу. Эту гипотезу развенчали только в 2000 году, когда Джон Верано из Йельского университета (США) снова осмотрел останки и пришёл к выводу, что на самом деле мужчин там столько же, сколько и женщин. Во времена Итона ещё не были известны скелетные различия между полами, на которых основывал свой анализ г-н Верано. Исследователь напоминает также, что Итон специализировался на европейских и африканских останках и был просто не готов встретиться с относительно маленькими скелетами жителей Анд. Впрочем, Итон справедливо заметил, что некоторые скелеты Мачу-Пикчу принадлежали младенцам и детям. Но вместо того, чтобы рассматривать их в качестве опровержения теории Бингема, решил, что это результаты «согрешений» святых дев. Сейчас большинство археологов считают, что останки принадлежали слугам, которых свозили в Мачу-Пикчу со всей страны, — поварам, крестьянам, дворникам.
3 Г-н Верано и многие другие интерпретируют Мачу-Пикчу как виллу императора инков XV века Пачакути. Царский двор (панака) здесь расслаблялся, охотился, развлекался — порой целый год, полагает перуанский археолог Гильермо Кок. Эта гипотеза возникла в 1980 -х. Она основана на испанском документе XVI века, в котором упоминается царское поместье Пикчу, которое находилось где-то там, где нашли Мачу-Пикчу.
4 Другие учёные полагают, что инки, строившие Мачу-Пикчу, преследовали более высокие цели. В 2009 году Джулио Мальи, астрофизик из Политехнического института в Милане (Италия), допустил, что это была уменьшенная копия мифологического ландшафта. По Мальи, Мачу-Пикчу служил местом паломничества, где верующие могли символически пережить тяжёлое путешествие, которое якобы было предпринято их предками. Если верить мифу, оно началось на берегах озера Титикака в Боливии и проходило под землей, а выход на поверхность происходил неподалёку от Куско.
5 Эту гипотезу в 1991 году выдвинул американский археолог и антрополог Йохан Рейнхард. Он обратил внимание на то, что Мачу-Пикчу построен на вершине горы, которая почти полностью окружена рекой Урубамба. Инки называли её Вилькамайо, «Священная река» . Г-н Рейнхард также отметил, что восход и заход солнца, если смотреть на них из конкретных точек в Мачу-Пикчу, аккуратно выравниваются с религиозно значимыми горами во время солнцестояния и равноденствия. Кстати, инки считали светило своим божественным предком. «Это пример переплетения космологии со священным пейзажем — практически единственный в Андах, — говорит учёный. — Он объединяет землю и небо, которые в мыслях инков тоже были едины» .
6 Большинство гипотез подчёркивает утилитарный или духовный аспект, но г-н Рейнхард и другие учёные утверждают, что обе идеи не обязательно исключают друга. «Действительно, Мачу-Пикчу похож на царскую резиденцию, но скажите мне, почему её надо было строить именно в этом месте, затрачивая такое количество усилий? » — заостряет исследователь. Г-н Кок отмечает, что инки не проводили различия межу церковью и государством, поэтому нет ничего необычного в том, что город служил двойной цели. «Император был священной фигурой, поэтому, где бы он ни находился, это место тоже становилось священным» , — говорит специалист.