М. Ю. Лермонтов и Ф. И. Тютчев как предшественники русского космизма в поэзии.
Тютчев Федор Иванович Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…
Родители Тютчева Е. А. Тютчева Мать поэта 1776 -1866 И. Н. Тютчев Отец поэта 1768 -1846
Тютчев в детстве
Усадьба Овстуг Брянского уезда Орловской губернии
Образование Словесное отделение Московского университета
Служба С 1822 г. в коллегии иностранных дел в Германии, Италии
Женщины в жизни Ф. И. Тютчева Амалия Лерхенфельд (Крюденер) Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло. . .
Элеонора Петерсон - первая жена поэта
Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта. Овдовев, поэт женился в 1839 г. На Эрнестине Дернеберг, Урожденной баронессе Пфеффель.
Елена Александровна Денисьева (1826 -1864) «последняя любовь поэта»
Памятник поэту в Овстуге Не рассуждай, не хлопочи!. . Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему, то будет. Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего желать? О чем тужить? День пережит - и слава богу!
Л. Н. Толстой «Без него жить нельзя»
Тютчев по праву считается одним из первых русских поэтов-философов, который обращался не только к общественной и геополитической проблематике, но и к вопросам существования человека, его тесной связи с миром природы, с Вселенной. Поэт создал поразительные по своей глубине стихотворения, посвященные этой сокровенной теме.
Духовно-философская напряженность поэзии Тютчева делает тему космизма когнитивно сложной для простого прочтения и навевает трагическое ощущение противоречий бытия: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Лирические стихи о любви трудно было совместить с установкой на космизм и философичность. Поэтому лирическая страсть билась в самой глубине творчества Тютчева, почти не выходя наружу. А когда она всё-таки прорывалась сквозь рациональные заслоны, то облекалась в очень спокойные формы. Как в стихотворении «Я помню время золотое. . . » (1836).
«Я помню время золотое. . . » . . . И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. . . И ты с весёлостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.
По мысли Тютчева мир, окружающий его современников, едва им знаком, едва освоен ими, по содержанию своему он превышает их практические и духовные чаяния. Тютчев пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отраженном в море, тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу. В философии космизма Тютчева присутствуют две полярности: с одной стороны – природа, стихия, хаос, с другой – цивилизация, космос.
Хаос у Тютчева – условие, предпосылка существования космоса. Понятие космоса в античном смысле его не встречается в поэзии Тютчева. Оно присутствует в ней отрицательным образом – как нечто, противостоящее понятию «хаос» , как его «близнец» , которому оно и соответствует и не соответствует. В стихотворении «Silentium!» Ф. И. Тютчев дает обобщенный образ духовным силам, скрытым в отдельном человеческом существе, осужденном на «молчание»
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои. Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей. Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, Внимай их пенью - и молчи!. .
Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска, охватывающая при встрече с проявлениями хаоса, - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достигается блаженство самоуничтожения. Эта тоска - причина трагедии человека. Человек - лишь "греза природы". Отсюда - ощущение себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни: Душа моя, Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою!
По Тютчеву, ночь и день – образы, выражающие хаос и космос в их современном состоянии. Область дня в современном мире слишком узка – на долю космоса приходится немногое. Область ночи чересчур обширна – современность предоставила хаосу преувеличенные права.
День и ночь здесь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последняя же - олицетворение "бездны безымянной" - названа Тютчевым хаосом: О чем ты воешь, ветер ночной? О чем так сетуешь безумно? . . О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди И с беспредельным жаждет слиться!. . О, бурь уснувших не буди Под ними хаос шевелится!. .
Тютчевская ночь как бы разоблачает жизнь дня: что скрывалось за кулисами дня, то в ночные часы предъявляет себя человеческим взорам во всей своей бесформенности. Одно из важнейших «ночных» стихотворений Тютчева начинается строками: «Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами…»
Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь. И, что самое главное, не только светлое начало, но и хаос божествен, прекрасен и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами: "родимый" хаос, "святая "ночь.
Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не только в природе, но и в самой человеческой душе: . . . человек, как сирота бездомный, Стоит теперь и немощен и гол, Лицом к лицу пред пропастию темной. И чудится давно минувшим сном Ему теперь все светлое, живое. . . И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое.
Вывод: Итак, в лирике Тютчева, " самой ночной души русской поэзии", открывается в неподвижной, завершенной форме, в чистой красоте божественное единство космоса, обнимающего собой двойственность хаоса и идеального начала, в борьбе между которыми протекает "злая жизнь с ее мятежным жаром".
М. Ю. Лермонтов… В. Г. Белинский в 19 веке писал о Лермонтове: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей» .
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 - 1841 гг. ) Великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой и армейского капитана Ю. П. Лермонтова — был неудачным. Юрий Петрович охладел к жене прежде всего по причине её болезненности, усугубившейся после рождения ребенка. Окончательно рухнули отношения когда после очередных упреков пылкий и раздражительный Юрий Петрович ударил Марью Михайловну кулаком по лицу. Болезнь Марьи Михайловны после того случая стала прогрессировать с удивительной быстротой, развилась в чахотку и стала причиной ее преждевременной смерти.
После смерти и похорон Марьи Михайловны Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Е. А. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта. Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.
Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 г поэма «Хаджи Абрек» . В 1837 г за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ. Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей В нем отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г. За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично —в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.
Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора в Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г дуэлью, на которой поэт был убит. Поэмы «Демон» , «Мцыри» , «Песня про купца Калашникова» , множество лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени» , драма в стихах «Маскарад» — эти произведения стали шедеврами русского искусства.
А уже в 20 веке первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин назвал поэта единственным «космическим» поэтом. Лермонтов первым увидел Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно спит Земля в сиянье голубом …» Позже астронавты именно так и описывали Землю.
Чтобы понять поэта, нужно войти в его мир, попытаться понять его мысли, чувства. «Чисто вечернее небо, /Звёзды ясны, как счастье ребенка…» Небеса Лермонтова – космос, из которого он смотрит на землю.
Лермонтов – романтик, он пытается понять самого себя. Он завидует звездам, ничто земное не может сравниться с космосом. В мире звезд и неба поэт видит (чувствует) гармонию, которой так не хватает человеку. «- Чем ты несчастлив? – Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо – Звезды и небо! – а я человек. »
Для романтических героев лермонтовских произведений характерна устремленность к идеалу, совершенству, свободе, мятежу, любви. Они сами хотят понять себя, объяснить причину своего душевного состояния, поэтому поэт и обращается только к звездам, которые далеки и не могут дать ответа. «Светись светись, далекая звезда, , Чтоб я в ночи встречал тебя всегда; Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, Несет мечты душе моей больной; Она к тебе летает высоко; И груди сей свободно и легко. . »
Ответ он дает себе сам – он другой, не так как все люди, его мечты и стремления идеальны, далеки от земной жизни. Ведь есть же духовный «космизм» - мечта или память. Звездное небо – его дом. Не потому ли Лермонтова называют «космическим поэтом» . За его необычное мировосприятие, взгляд сверху… Загадочность… Звездность…
Звезда Вверху одна Горит звезда, Мой ум она Манит всегда, Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет. Таков же был Тот нежный взор, Что я любил Судьбе в укор; Мук никогда Он зреть не мог, Как та звезда, Он был далек; Усталых вежд Я не смыкал, Я без надежд К нему взирал.
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сияньи голубом. . . Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы. . . Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб вечно зеленея Темный дуб склонялся и шумел.
АНГЕЛ По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
Лермонтов - поэт более высоких и не совсем ясных для нас космических высот. Они ему ближе, а природа Земли чужда. «На звезды устремлял я часто взор И на луну, небес ночных убор, Но чувствовал, что не для них родился» .
Еврейская мелодия Я видал иногда, Как ночная звезда В зеркальном заливе блестит; Как трепещет в струях, И серебряный прах От нее рассыпаясь бежит. Но поймать ты не льстись И ловить не берись: Обманчивы луч и волна. Мрак тени твоей Только ляжет на ней - Отойди ж - и заблещет она. Светлой радости так Беспокойный призрак Нас манит под хладною мглой; Ты схватить - он шутя Убежит от тебя! Ты обманут - он вновь пред тобой.
В стихотворении “Отрывок” поэт прозревает тяжкую грядущую судьбу человечества: «Теперь я вижу: пышный свет не для людей был сотворен. Мы сгинем, наш сотрется след, таков наш рок, таков закон. Наш дух вселенной вихрь умчит к безбрежным, мрачным сторонам; Наш прах лишь землю умягчит другим, чистейшим существам. »
Лермонтов теперь, как считает Л. Андреев, – одна из ярчайших звезд в духовном Синклите России, он невидимо проходит между нас и сквозь нас, творит над нами и в нас, что объём и величие этого творчества непредставимы ни в каких наших обыденных представлениях.
Вывод: • Лермонтов в основном пишет лирические стихотворения, но и среди них можно найти частичку космоса. В таких стихотворениях можно проследить как человек готов увидеть новый мир, готов познать его, полететь ввысь.
Сходства 1. И Тютчев и Лермонтов видят небо как изначальную стихию космоса. 2. Они писали достаточно много лирических стихотворений, которые достаточно трудно было совместить с космосом 3. Предметное чувство поэтов направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для них есть символ великого и невыразимого космического целого, некого "иного" - космоса в философском смысле этого слова.
Различия • Отличается Лермонтов от других замечательных писателей русских, что у них изображен – человек природный, смущающийся перед небом. А у Лермонтова человек уже совершенен, он прошел уже свое прошлое, перед ним лишь настоящее и будущее, и он готов увидеть новый мир, готов познать его, полететь ввысь. • В лирике Тютчева образно выражена мысль о том, что стихия хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая ограниченности человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним. • Тютчев пишет о двух полярностях: космосе и хаосе, причем одно плавно вытекает из другого(хаос является предпоссылкой космоса)