М. Ю. ЛЕРМОНТОВ 1814 – 1841
ПОЭМА «МЦЫРИ» Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог Я променял бы, если б мог. Лермонтов «Мцыри»
«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» (В. Г. Белинский)
В грузинском языке слово «мцыри» (груз. მწირი ) имеет двойное значение: в первом — «послушник» , «неслужащий монах» , а во втором — «пришелец» , «чужеземец» , прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.
ПОЭМА «МЦЫРИ» (1839 ГОД) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В 1830 – 1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…» Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре. Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.
ТАМ, ГДЕ, СЛИВАЯСЯ, ШУМЯТ, ОБНЯВШИСЬ, БУДТО ДВЕ СЕСТРЫ, СТРУИ АРАГВЫ И КУРЫ, БЫЛ МОНАСТЫРЬ.
ТЕМА И ИДЕЯ ПОЭМЫ «МЦЫРИ» Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре. •
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ «МЦЫРИ» 1. Вступление 2. Краткий рассказ автора о жизни Мцыри 3. Исповедь героя
ЖИЗНЬ МЦЫРИ В МОНАСТЫРЕ Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
ПОЧЕМУ МЦЫРИ УБЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ? 1. Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул. 2. Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» . Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля» .
Что особенно поразило Мцыри на воле? Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет его.
Ты хочешь знать, что видел я Покинув тайный свой ночлег, На воле? - Пышные поля, К востоку направляло бег - Холмы, покрытые венцом Как будто белый караван Дерев, разросшихся кругом, Залетных птиц из дальних стран! Шумящих свежею толпой, Вдали я видел сквозь туман, Как братья в пляске круговой. В снегах, горящих, как алмаз, Я видел груды темных скал, Седой незыблемый Кавказ; Когда поток их разделял… И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Я видел горные хребты, Мне тайный голос говорил, Причудливые, как мечты, Что некогда и я там жил Когда в час утренней зари И стало в памяти моей Курился, как алтари, Прошедшее ясней, ясней. . . Их выси в небе голубом, И облачко за облачком,
- Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава) - Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод? (Он преследует одну цель – вернуться на родину. … Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданья голода, как мог.
КУЛЬМИНАЦИЕЙ ПОЭМЫ ЯВЛЯЕТСЯ БИТВА МЦЫРИ С БАРСОМ. Я ждал. И вот в тени ночной ждал. Врага почуял он, и вой он, Протяжный, жалобный как стон Протяжный, Раздался вдруг. . . и начал он вдруг. . . Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, дыбы, прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил. . . Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, мой, топор, Широкий лоб его рассек. . . Он застонал, как человек, застонал, человек, И опрокинулся. Но вновь, опрокинулся. вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Густой, волной, Бой закипел, смертельный бой! закипел, бой!
КАЧЕСТВА ХАРАКТЕРА, ПРОЯВЛЯЕМЫЕ МЦЫРИ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ С БАРСОМ? Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику
Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.
Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? (Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила» , - так он объясняет причину своей неудачи) Раскаялся ли Мцыри в побеге? (Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)
Что утверждает Мцыри Что отрицает Мцыри 1. «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы» . 1. Кельи душные и молитвы 2. «Отчизну, дом, друзей, родных…» 3. Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм. 3. Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни. 2. Землю чужую и рабство в ней
Образ Мцыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЭМЫ «МЦЫРИ» Эпитеты ( «пышные поля» , «свежею толпой» , «объятья каменные» , «тайный ночлег» , «бурное сердце» ), «упрямая груда камней» ); метафоры ( «венцом дерев» , при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы» , Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной» ); олицетворения ( «думы скал» ); сравнения ( «деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; «курилися, как алтари, их выси» ; «облака, как будто белый караван залётных птиц» ); аллитерация ( «груды, горные хребты, курилися, как алтари» ( «р» ).