М. Вебер n n Предмет и основные категории социологии М. Вебера По конспектам лекций История западной социологии (Зорин) и книге Западная теоретическая социология (Громов И. А. , Мацкевич А. Ю. , Семенов В. А)
М. Вебер (1864— 1920) n Первые работы: «К истории торговых обществ в средние века» (1889 г. ) «Римская аграрная история и её значение для государственного и частного права» (1891 г. ) n - n Основные работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г. ) «Хозяйственная этика мировых религий» (1916 по 1919 гг) «Политика как профессия» (1919 г. ) и «Наука как профессия» «Хозяйство и общество» (1921 г. издано после смерти) Вклад М. Вебера: Теория рационализации Теория капитализма Теория социального действия Теория идеальных типов и понимающая социология Социология религии (поздний период творчества)
Методология социологического познания n n Одним из идеологов учения наук о культуре явился В. Дильтей (1833— 1911)—автор концепции «понимающей психологии» . М. Вебер. Каким образом возможно логическое, общезначимое познание индивидуального, где критерий выделения главного — в индивидуальном? Таким критерием, по Веберу, является «отнесение к ценности» . Благодаря отнесению к ценностям в центре внимания исследователя остаются только наиболее важные объекты познания. n n n Ценности: теоретические — истина, политические — справедливость, нравственные — добро, эстетические — красота и тд Эти ценности имеют значимость для всех субъектов познания, они надсубъективны, имеют абсолютное значение в рамках той или иной исторической эпохи.
Методология социологического познания n n n Каким образом Вебер конкретно применяет метод образования исторических понятий в своей реальной исследовательской практике? Средством обобщения многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие «идеальный тип» . Идеальный тип, по Веберу, не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема, а только потом соотносится с эмпирической реальностью. n n «Идеальные типы» - «несут в себе характер некоторой утопии, полученной путем мыслительного усилия, выделения определенных элементов действительности» «экономический обмен» , «капитализм» , «христианство» , «ремесло» и т. д. — суть лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения исторических образований. Там где «идеальный тип» служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений, Вебер называет их «генетическим идеальным типом» (пример: «средневековый город» , «кальвинизм» , «культура капитализма» ).
Теория «социального действия» n n категория «понимание» . Следует отметить, что именно необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Однако «понимающая социология» — это, по Веберу, как уже отмечалось, не есть просто часть психологии. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия вводится им через понятие смысла (у Вебера – смысла социального действия) «действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл» «действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и постольку, действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. » «Социальными мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»
Предмет социологии n n С пониманием социального действия М. Вебер связывает предмет социологии. «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имeeтcя в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»
Теория «социального действия» n n По Веберу, социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено: целерационально, то есть через ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и при использовании этого ожидания как «условия» или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех); цель – действие; ценностно-рационально, то есть через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха; аффективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства; неосознанное действие на основе эмоций; традиционно, то есть через привычку (традиции, обряды).
Теория рационализации Теория капитализма n n Вебер говорит о тенденции рационализации общественной жизни Жизнь всех цивилизаций развивается по пути освобождения рационального начала от других. Рационализация (сама по себе) начинается с хозяйственной жизни, в её основе лежит античная наука (особенно математика), позже добавляется техникой и т. д. Так сложился современный индустриальный тип общества, который отличается от традиционных. В западно – европейских обществах тенденция рационализации была дополнена протестантской религией, которая создала мировоззренческие предпосылки для рационализации способа хозяйствования, а за ним и общественной жизни. Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса. Кроме того, происходит вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором уже верят не в ценности, а в успех. Рационализация, таким образом, понимается как судьба западной цивилизации. n n n Понимание капитализма как неотвратимого и «самого мощного фактора современности» В исследовании капитализма Вебер обращается его происхождению, генезису. С другой стороны в эту проблематику у Вебера входит исследование личности буржуа – предпринимателя. Вебер не отрицает важность экономического фактора в общественном развитии, но усложняет социально – экономическую обусловленность формирования современного общества религиозными, политическими и культурными факторами. Вебер впервые вводит понятие бюрократия (имеющее позитивный оттенок), под которым подразумевает рационально организованную жизнь общества. В последние два года жизни Вебер разочаровался в бюрократической организации жизни, и в последних работах уже наблюдается негативное отношение ученого к бюрократии.
Политическая социология n n n Вебер создает теорию политического господства на основе типов социального действия. Свою теорию политического господства Вебер начал с определения условий стабильности этого самого господства. Условие стабильности = признание подчиняющимся законности господства (т. е. легитимность). В зависимости от того, какие формы легитимности существуют, Вебер выдвигает различные типы социального господства. Тип I. Легальное. Основывается на целерациональном действии. Самый чистый тип легального политического господства - бюрократия (для неё характерен определенный тип рекрутирования: по заслугам). Англия, Франция и др. , а также США. В таком государстве подчиняются не личности, а установленным законам, которым подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Тип II. Традиционное. Основана на вере в законность, даже в священность издревле существующей власти и порядков. Самый чистый тип = патриархальное господство. Для традиционного господства характерно отсутствие формального права и соответственно отсутствие требования действовать «невзирая на лица» ; характер отношений в любой сфере сугубо личный. Китай, Мандарин. В этом государстве все основывается на религиозно-магической вере в то, что совершенства их литературного образования вполне достаточно для того, чтобы все держать в порядке. Тип III. Харизматическое. Для лидера характерны некоторые экстраординарные способности. (например: Будда, Христос, Цезарь и т. д. ). + еще один тип: плебисцитарное господство (синтез харизматического и легального типов господства)
Религия в социологической концепции М. Вебера n n В его социологии религии выделяют два этапа, которые различаются не только по предмету, но и в известной степени по направленности исследовательского интереса. «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г. ) Интерес Вебера к религии, в данном случае к протестантизму, ограничивался главным образом определением той роли, какую сыграло изменение религиозной этики в становлении капитализма, то есть речь идет о связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. «Хозяйственная этика мировых религий» (с 1916 -1919 гг). Вебер занимается выяснением не только соотношения религиозных и хозяйственных форм и институтов, но и соотношения религии и форм власти, а также религии и искусства, науки, философии и т. д. Вебер в социологии религии пытается выявить компонент, который составляет важнейшую характеристику социального действия, а именно: субъективно подразумеваемый смысл.
Религия в социологической концепции М. Вебера n n n Рассматривая далее индивидуальный облик мировых религий, Вебер дает их классификацию, в соответствии с тем, какие именно социальные слои явились их главными носителями: Носитель конфуцианства- организующий мир бюрократ Носитель индуизма- маг, который упорядочивает мир с помощью своих заклинаний Носитель буддизма- странствующий монах – созерцатель Носитель ислама- покоряющий мир воин Носитель христианства- бродячий ремесленник Носитель иудаизма- избранный народ, которого все гоняют
Спасибо за вниманиЁ!