Мастер и Маргарита.ppt
- Количество слайдов: 20
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» . Подготовили: Ученицы 11 -А класса Фисан Валерия, Затянова Анастасия Проверила: Блохина Н. Г.
• • • «Ма стер и Маргари та» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман многослоен и содержит в себе множество жанров и элементов таких жанров, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, философская притча. Роман при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Жена писателя Елена Сергеевна Булгакова в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа. Булгаков не был уверен, что роман «Мастер и Маргарита» будет опубликован при советской власти. Только через двадцать шесть лет после смерти писателя роман всё же был опубликован, и приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции (вплоть до того, что распространялся в перепечатанных вручную экземплярах).
Время и пространство ( хронотоп ) Реальное Москва 20 – 30 годы ХХ века Библейское (мифологическое) Фантастическое Ершалаим Перемещение 1 год н. э. во времени и Пространстве (Воланд и его свита)
История создания романа 1928 Замысел 1929 Начало работы 1928 – 1938 8 редакций 1931 – 1932 Первоначально роман о Дьяволе, без Мастера и Маргариты сжёг рукопись 1936 Заключительная глава Название романа 1930 Продолжение работы, появление образов Мастера и Маргариты 1940 Редактирование , переписывание Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966– 1967 г. г.
Герои романа Мастер Воланд Азазелло Гелла Маргарита Кот Бегемот Коровьев
• • Сюжет. Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930 -х годов — место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа. Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: (Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла). Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары).
• «Она несла желтые цветы! Нехороший цвет» (Мастер)
• Маргарита, возлюбленная Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном — найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло — для этого она должна исполнить для Воланда одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны. Гостями на бал не попадают простые грешники, — ими оказываются только истинные, идейные злодеи.
• Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, — непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. Этот роман представляет собой альтернативную версию Евангелия. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).
• В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и хотевший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» — другого варианта загробной жизни).
Место и время основных событий романа • Все события в романе (в его основном повествовании) разворачиваются в Москве 30 -х годов, в мае, с вечера среды до ночи на воскресенье, причём на эти дни приходилось полнолуние. Год, в котором происходило действие, установить трудно, так как в тексте имеются противоречивые указания на время — возможно, сознательные, а, возможно, как следствие незаконченной авторской правки. • • В эпилоге романа полнолуние, во время которого происходит действие, названо праздничным, при этом напрашивается версия о том, что под праздником имеется в виду Пасха, наиболее вероятно — православная Пасха. Тогда действие должно начинаться в среду Страстной недели, которая выпала на 1 мая в 1929 году. События «Романа о Понтии Пилате» происходят в римской провинции Иудея во время правления императора Тиберия и управления от имени римской власти Понтием Пилатом, в день перед иудейской Пасхой и последующую ночь, то есть 14— 15 нисана по еврейскому календарю. Таким образом, время действия — предположительно, начало апреля 29 или 30 года н. э.
Трактовка романа • Высказывались соображения, что замысел романа возник у Булгакова после посещения редакции газеты «Безбожник» . Также отмечалось, что в первой редакции романа сеанс чёрной магии датировался 12 июня — 12 июня 1929 года в Москве начался первый съезд советских безбожников, с докладами Николая Бухарина и Емельяна Губельмана (Ярославского). Существует несколько мнений о том, каким образом следует трактовать это произведение.
Ответ на воинствующую атеистическую пропаганду • • Одна из возможных трактовок романа — ответ Булгакова поэтам и писателям, устроившим, по его мнению, в Советской России пропаганду атеизма и отрицание существования Иисуса Христа как исторической личности. В частности, ответ на печатание в газете «Правда» того времени антирелигиозных стихов Демьяна Бедного. Неслучайно, что в романе, как в московской части, так и в иудейской, идет своеобразное карикатурное обеление образа дьявола. Неслучайно в романе присутствие персонажей из еврейской демонологии — как бы в противовес отрицанию существования Бога в СССР.
• «В нашей стране атеизм никого не удивляет» . (Берлиоз) • «…но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле? • - Сам человек и управляет. • …тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи» . (Воланд и Бездомный)
Герметическое толкование романа • Одна из основных идей — злое начало (сатана) неотделимо от нашего мира так же, как нельзя представить свет без тени. Сатана (а равно и светлое начало — Иешуа Га-Ноцри) живут прежде всего в людях.
• «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? » (Воланд).
Философская трактовка • В данной трактовке романа выделяется основная идея — неотвратимости наказания за деяния. Не случайно сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по вере его.
• «…не боюсь, потому что я все уже испытал. Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут» (Мастер).
• Роман "Мастер и Маргарита" является плодом самопознания Булгакова. "Познай самого себя" написали семь мудрецов на входе в Дельфийский храм более 2000 лет тому назад, и до сих пор нет ничего прекраснее и мудрее этого изречения. • принимая во внимание исследуемое нами произведение, мы постигаем, что помимо объективной реальности, существующей перед нашими глазами и воспринимаемой обычными органами чувств, внутри нас пребывает ещё, может быть, более обширный мир, который вовсе и не похож на тот, в котором мы существуем, как видимые объекты мира. Этот мир, мир сказочных образов, мифов и мистики, мир, который всё время куда-то ускользает от нас, пребывая вместе с тем всегда внутри нас, делает человека лучше, чище, легче и возвышеннее.
Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Делая свой собственный выбор, помните: «Каждому будет дано по его вере» .
Мастер и Маргарита.ppt