Лю пре боз одо нат лен ель нос ие ть + кра йн о сте й Философия. Лекция 2 Мудрость Рефлексивное знание Поиск эквивалентов Непосредственность, открытость в общении
Философия. Лекция 2 Философия Рефлексия над мудростью Возникает одновреме нно в трех регионах в 6 -4 вв. до н. э. ищет рациональные основы бытия
Философия. Лекция 2 Древнеиндийская мудрость – «Веды» ВЕДЫ (санскр. веда, букв. - знание, ведение, от вид – знать) совокупность наиболее ранних текстов, созданных примерно с сер. 2 -го тыс. до н. э. до 6 в. до н. э. Название «Веды» относится к знанию вообще как особой сфере умозрения, из него позднее выделились науки, философия и теология
Древнеиндийская мудрость – «Веды» четыре древнейших книги Веда гимнов «Ригведа» жертвенных формул «Яджурведа» ) заклинаний – «Атхарваведа» напевов «Самаведа»
Древнеиндийская мудрость – «Веды» Комментарии к Ведам Брахманы – толкование сокровенного смысла ритуалов, прежде всего жертвоприношений Араньяки – тексты спекулятивного характера, предназначенные для отшельников Упанишады - трактаты религиозно философского характера
Древнеиндийская мудрость – «Веды» 1 Вначале он возник как золотой зародыш. Родившись, он стал единственным господином творения. Он поддержал землю и это небо. Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием? 2 Кто дает жизнь, дает силу, чей приказ Все признают, чей (приказ признают) боги, Чье отражение бессмертие, чье смерть Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием? 3 Кто благодаря (своему) могуществу стал единственным царем Мира живых, (того, ) что дышит и моргает, Философия в Ведах 10 -я мандала «Ригведы» – о едином, о творении мира, о пуруше, космическом жаре
Древнеиндийская мудрость – «Веды» УПАНИШАДЫ (санскр. упанигаад, букв. — сидение около, т. е. вокруг учителя с целью познания исти ны) УПАНИШАДЫ сокровенное знание, тайное уче ние), произведения религ. филос. характера, примыкающие к Ведам как объяснение их тайного смысла
Древнеиндийская мудрость – «Веды» «Брихадараньяка» , «Чхандогья» , «Таиттирия» , «Айтарея» , «Каушитаки» и «Кена УПАНИШАДЫ Корпус упанишад составляют 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к 6 3 вв. до н. э
Древнеиндийская мудрость – «Веды» УПАНИШАДЫ «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся. . . по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется пуруша, человек, представляющий собой верховный дух? »
Философские проблемы в «Упанишадах» Космогония – рождение мира из яйца Космология – Какова нить, что связывает этот мир? Понятие брахман Начала – основа мира —пространство и ветер. «Гаснет огонь — входит в ветер; садится солнце — входит в ветер; высыхают воды — входят в ветер…» Строение мира – Пуруши —вселенский человек Этико-антропологические вопросы – • Атман - опора и душа человека • Учение о карме – пути предков и пути богов
Философские проблемы в «Упанишадах» Учение о карме – пути предков и пути богов «Путь предков» следствие жизни обычного человека, поглощенного материальными интересами. Он не позволяет разорвать связь с миром преходящих вещей и избавиться от смерти. Понятие сансара — «круговорот бытия» . Человек после смерти вновь возвращается к жизни, в мир, из которого он ушел. При этом душа переходит из одной оболочки в другую Перевоплощение совершается по закону кармы. В соответствии со своими деяниями и знаниями человек, как сказано в «Каушитаки упанишаде» , проливается дождем, рождается червем, насекомым, рыбой, птицей, львом, вепрем, змеей, тигром или вновь человеком.
Учение о карме – пути предков и пути богов Колесо сансары
Учение о карме – пути предков и пути богов «Путь богов» — это путь добродетельного мудреца, брахмана, отшельника, занятого постижением истины т остигае го д душа то и, ой жизн емн тнан в з новь» запя яв чем не ждаютс то ни «К е ро ткуда н места, о Для этого необходима аскеза тапас). Этот путь дает знание тождества атмана и брахмана, ведет в мир брахмана, к слиянию души с ним. Постигший, что дыхание — это атман, проникает в ветер и пространство, идет на небо, к богам, становится бессмертным. .
УПАНИШАДЫ Для бессмертия необходимо пройти 4 ашрамы — стадии в жизни человека, четыре образа жизни. Это каркас этики упанишад. период ученичества (юность), ступень «домохозяина» (зрелость), ступень «лесного отшельника» (преклонный возраст) стадия «странника» (глубокая старость). Каждая ашрама соотнесена с изучением определенного типа ведийской мудрости, в частности, странниче ство соотнесено с изучением упанишад. Таким образом, человек в своей жизни проходил путь ко все более глубокой истине упанишад, обещающей ему бессмертие.
УПАНИШАДЫ Философские школы шесть ортодоксальных школ древнеиндийской философии, так называемых даршан. • санкхъя, • йога, • ньяя, • вайшешика, • миманса и • веданта. Начиная с VI—VBB. ДО Н. Э. появляются неортодоксальные религиознофилософские доктрины • джайнизма и • буддизма, • и философия локаята [чарвака).
Великие книги и философия древнего Китая
Философия древнего Китая «Классические книги» «Шуцзин» - книга истории «Шицзин» - книга песен «Ицзин» - книга перемен 8 6 вв. до н. э. , период Чжоу зарождение первых философских понятий
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Небо - Шан Ди Небо, рождая на свет человеческий род, Тело и правило жизни всем людям дает. С высей всегда нисходя, оно около нас. Наши деяния зрит проникающий глаз!
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Небо - Шан Ди Достойное поведение правителя сопровождается своевременным дождем Вышнего неба деянья неведомы нам.
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Небо - Шан Ди Если сезонность не нарушается… то все злаки вовремя созревают, если управление страной ведется мудро… то она пребывает в мире и спокойствии –
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Первоначала Вода Огонь 2 Почва 1 5 Дерево 3 Металл 4
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Нумерология Книга перемен – сначала гадательн ая Затем – модель изменений в мире Книга перемен считается концентрированным выражением китайской
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Нумерология
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Космос
Философия древнего Китая «Классические книги» : первые понятия Инь и Ян
Философия древнего Китая Философия периода Чжаньго «Соперничество ста школ» 5 основных: «Школа конфуцианцев «жуцзя» , школа моистов» — моцзя, «школа даосистов» — даоцзя, «школа законников» (легистов) — фацзя, «школа номиналистов» — минцзя (часто называемая также школой софистов)
Философия древнего Китая Философия периода Чжаньго «Соперничество ста школ» 5 основных: «Школа конфуцианцев «жуцзя» , школа моистов» — моцзя, «школа даосистов» — даоцзя, «школа законников» (легистов) — фацзя, «школа номиналистов» — минцзя (часто называемая также школой софистов)
Философия древнего Китая 4 -3 в. до н. э. Период Чжаньго
Философия древнего Китая период Чжаньго Конфуцианство 551 -479 гг. до н. э. Поколение мудрецов «ЖУ»
Философия древнего Китая период Чжаньго Конфуцианство Природа человека Этико политическ ое учение Мораль Семья Управление
Философия древнего Китая период Чжаньго Закон Жэнь: Конфуцианство Не делай другим того, чего себе не желаешь! «Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба» «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сыном»
Философия древнего Китая период Чжаньго Конфуцианство Сяо Чжень: Цзюнь цзы: Добрый, справедливый, почтительный, знает Ли(этикет) Думает о выгоде, ведет себя, как выгодно
Философия древнего Китая период Чжаньго Даосизм Главное понятие Дао путь
Философия древнего Китая период Чжаньго Даосизм Дао Дэ У вэй Ли Эр – Лао Цзы (старый учитель) – род. В 604 г. до н. э.
Философия древнего Китая период Чжаньго Моизм –философия воинов Основатель – Мо – Цзы (около 480 г. до н. э. ) Почитание мудрости Почитание единства Против нападений Об экономии и затратах
Философия древнего Китая период Чжаньго Легизм–философия управления Политика не совмещается с моралью Шань Ян Шэнь Бухай, Хань Фэй
Философия древнего Китая период Чжаньго Легизм–основные правила управления Гос. регулирование экономики Систематическое обновление гос. аппарата Назначение чиновников, должности не наследуются Присвоение рангов и знатности Равные возможности выдвижения Унификация мышления чиновников Личная ответственность чиновников
Философия древнего Китая период Чжаньго Минцзя – философия спорщиков Парадоксальные доказательства в споре: «у курицы три ноги» , «огонь холодный» , «белая лошадь – не лошадь» , «тень летящей птицы не Хуэй Ши (370 310 гг. до движется» … н. э. , Гунсунь Лун (320 250 гг. до н. э.
Философия. Лекция 2 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!